Проект «В мире лингвистических сказок»




(ориентирован на учащихся 3 класса)

 

1. Занятие – запуск

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учеников
    Оргмомент - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. - Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь ему и подарите хорошее настроение на весь день! - Теперь мы с вами заряжены позитивной энергией и готовы приступить к работе. Приветствуют учителя.  
    Погружение в тему проекта     - Ребята, скажите, любите ли вы сказки? А почему? - А какие виды сказок вы знаете? - Давайте каждый назовет свою любимую сказку. Начнем с меня. Моя любимая сказка – «Лиса и Котофей Иванович». - Как много сказок мы с вами вспомнили. И это не просто так! - Обратите внимание на доску. Что на ней представлено? На доске появляется слайд, на котором даны отрывки из сказок: «Теремок» (народная), «Сказка о рыбаке и рыбке» (авторская), «Части речи» (лингвистическая). - Вы узнали эти сказки? Поделитесь с нами вашими предположения. Постарайтесь указать авторов. - А из какой же сказки 3 отрывок? Вы когда-нибудь читали такие сказки? - А хотите познакомиться с подобными сказками? - Прежде чем я расскажу вам о них боле подробно, поделитесь вашими наблюдениями – какие особенности есть у этой сказки? - 3 отрывок взят из лингвистической сказки «Части речи». Подобные ей сказки повествуют нам о языковых фактах, правилах и закономерностях нашего языка. Главные герои таких сказок – это лингвистические понятия, которые очень наглядно проявляют их отличительные черты. - Ребята, предположите, а для чего вообще нужны лингвистические сказки? - Да, вы все молодцы. Такие сказки помогают нам лучше запоминать и усваивать правила и факты нашего языка. Также они используются для систематизации и обобщения изученных знаний. Если использовать их на уроке, он станет более интересным и захватывающим. - А теперь предположите, кто пишет лингвистические сказки. - Я сейчас вас удивлю, но даже вы можете написать свою собственную лингвистическую сказку. Нужно лишь дать полет своей фантазии. - Хотите поучаствовать в создании лингвистической сказки? - Я уверена, что у вас все получится.     Учащиеся отвечают на вопросы, делятся лич­ным опытом.     Высказывают свои предположения.   - Нет! (затрудняются ответить на 1 вопрос) - Да.   Озвучивают выделенные ими особенности.     Высказывают свои предположения.   Высказывают свои предположения.     - Да.    
    Деление на группы - Ребята, создание сказки – процесс занимательный, но не простой. Поэтому я предлагаю вам поделиться на группы. Учитель достает мешочек, в котором находится несколько персонажей сказок (например, волк, лиса, заяц и т.д.) - Сейчас вы должны опустить руку в наш волшебный мешочек и вытянуть персонажа сказки. Когда с этим справятся все ученики, объединитесь в группы, в соответствии с вытянутым персонажем.   Учащиеся делятся на группы.
  «Мозговой штурм» - А теперь, когда все группы сформированы, я предлагаю вам провести «мозговой штурм». Это поможет нам выработать идеи касаемо нашего проекта и выбрать продукт, который станет его результатом. - Но прежде чем начать, посмотрите на доску и вспомните правила проведения «мозгового штурма» - принимаем все взгляды; - отказываемся от критики; - даем полет своей фантазии; - высказываем как можно больше идей; - развиваем, дополняем чужие идеи; - записываем все идеи на стикеры и клеим их на доску. - А теперь давайте подумаем, какие правила и языковые факты мы можем взять за основу наших сказок? На что они будут направлены? Какого объема будут эти сказки? Как мы оформим созданные сказки? - Не стесняйтесь высказывать любые идеи, даже самые фантастические. Каждая ваша мысль имеет ценность. Далее проводится «мозговой штурм», учитель периодически подходит к каждой команде. Учащиеся записывают идеи на стикерах и клеят их на доску. В конце посредством голосования выбираются лучшие идеи.   Вспоминают правила «мозгового штурма».     Отвечают на вопросы.   Высказывают свои идеи.  
    Итог занятия     - Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились! Давайте теперь коллективно подведем итоги нашего первого занятия. - К какому решению мы с вами пришли? Какой продукт мы получим в результате выполнения нашего проекта? - Отличная работа! Все свободны.   - Продуктом будет являться сочиненная нами лингвистическая сказка, оформленная в виде книжки-малышки.

 

2. Занятие – планирование

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учеников
  Оргмомент   - Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы продолжить работу над нашим проектом. Приветствуют учителя.
    Планирование работы - Напомните мне, что будет являться продуктом нашего с вами проекта?   - Хорошо. А теперь подумайте и скажите, будем ли мы составлять план для дальнейшей работы? Объясните свой ответ. - Правильно, ребята. Планирование проекта позволит нам беспрепятственно выполнить его и получить ожидаемый результат. Поэтому сегодня мы займемся составлением плана для нашего проекта. Учитель раздает учащимся следующий лист планирования: - Каждая команда получила лист планирования. Ваша задача – заполнить его. А поможет нам в этом алгоритм составления плана, которому мы и будем следовать. Алгоритм: 1. Зачем мы это делаем? 2. Что нужно сделать для решения проблемы? 3. Какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта? 4. Что нужно сделать на каждом шаге? 5. Кто это будет делать? 6. Где будет проводиться обсуждение? 7. К какому сроку необходимо закончить работу? - Ребята, давайте подумаем и скажем, для чего мы выполняем данный проект? Какова его цель? - А что нам необходимо сделать, чтобы решить проблему проекта? Ответить на этот вопрос вам поможет выбранный продукт. - Давайте теперь решим, какие шаги нужно предпринять от выявления проблемы до реализации цели проекта. - Следует ли нам поближе познакомиться с лингвистическими сказками, чтобы приступить к их написанию? Зачем? Какой это этап? - Ну а теперь, изучив особенности таких сказок, мы можем начать их писать? Почему? - Вспомните, у каждой сказки есть своя структура и алгоритм написания. Для нас это важно? Что это за этап? - Собрав необходимую информацию о лингвистических сказках, к какому этапу мы приступим? - Что мы будем делать с готовыми сказками? Давайте дадим название и этому этапу. - Какой этап будет заключающим для нашего проекта? У вас есть идеи, как лучше организовать его? - Я полностью согласна с вами, ребята. Устроить выставку книжек-малышек и пригласить на нее учащихся другого класса – отличная идея. - Теперь давайте назначим в каждой команде ответственного за тот или иной этап. Учащиеся в группе выбирают ответственных лиц и записывают их имена в лист планирования. - Хорошо. Давайте решим, где будет проводиться коллективное обсуждение на выделенных нами этапах. - Ну и последнее, что нам осталось определить – это срок выполнения работы. К какому числу ваш сборник должен быть готов? - Ребята, все группы заполнили листы планирования? - Продуктом будет являться сочиненная нами лингвистическая сказка, оформленная в виде книжки-малышки. - Будем (объясняют свой ответ).   Знакомятся с алгоритмом составления плана.     Отвечают на вопросы учителя и определяют этапы работы над проектом, параллельно заполняя лист планирования.   - к 29.11
  Подведение итогов - Молодцы, вы хорошо поработали! Составленный вами план сделает работу над проектом простой и продуманной.   Прощаются с учителем.

 

3. Занятие – консультация (при наличии запроса со стороны детей может быть выделено еще одно занятие подобного типа)

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Оргмомент - Добрый день, ребята. Сегодня наше с вами занятие посвящено обсуждению выполненной работы по проекту. Приветствуют учителя.
    Консультация - Для начала мы предоставим слово представителю каждой команды. Он должен рассказать остальным группам о выполненной работе и трудностях, с которыми столкнулись члены его команды. При необходимости можете использовать материалы из собранного вами портфолио. Учитель и учащиеся внимательно слушают выступающего, задают вопросы касаемо проделанной работы. Затем, после выступления всех групп, учитель дает рекомендации по устранению выявленных проблем. Он направляет и корректирует деятельность детей. Выступают перед классом, обсуждают проблемы, возникшие в ходе выполне­ния работы.
  Подведение итогов - Ребята, вы получили ответы на все ваши вопросы? - Отлично, тогда продолжайте упорно работать над проектом, приняв к сведению мои рекомендации. Задают вопросы, если таковые имеются.

 

4 занятие. Посещение электронной библиотеки

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учеников
  Оргмомент -Ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. Приветствуют учителя.
  Работа с информацией Учитель заранее отбирает материалы, необходимые младшим школьникам для изучения лингвистических сказок. - Ребята, вам предстоит поработать с электронной библиотекой и изучить особенности лингвистической сказки. Как вы думаете, для чего организован этот этап? - Правильно. Этот этап очень важен, поэтому подойдите очень ответственно к выполнению данной работы. - Я предлагаю вам придерживаться следующего плана при изучении лингвистических сказок: 1. Определение понятия «лингвистиче­ская сказка». 2. Главные герои лингвистической сказки. 3. Сюжет лингвистической сказки. 4. Роль лингвистических сказок при изучении русского языка. Закончив работу, группы делятся друг с другом найденной информацией, обсуждают ее.   Отвечают на вопросы учителя, знакомятся с планом изучения лингвис­тиче­ских сказок, анализи­руют информацию. Знакомятся с особенностями лингвистической сказки.
    Подведение итогов - Ребята, давайте кратко обобщим все то, что вы сегодня узнали о лингвистической сказке. - Заинтересовал ли вас данный вид сказок? - Все молодцы, хорошо поработали! Обобщают полученную информацию. Делятся впечатлениями.

 

5 занятие. «Мастерская сказок»

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Оргмомент - Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами посетим мастерскую сказок и познаем тайны их создания. Почувствуем себя писателями! Приветствуют учителя.
  Обучающий этап - Но прежде чем приступить к написанию лингвистической сказки, скажите, что нам необходимо узнать? - Правильно. Для начала нам нужно познакомиться с алгоритмом ее написания. - Сегодня я очень подробно расскажу вам об алгоритме создания лингвистической сказки. А в конце работы мы посмотрим видео, созданное для одной из них. Поэтому будьте внимательны, не отвлекайтесь. Учитель заранее готовит презентацию, в которой раскрывается следующий алгоритм написания лингвистической сказки: 1. Определить, на кого рассчитана сказка. 2. Выбрать лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии. Учитель предлагает учащимся вари­анты такого материала. 3. Продумать действующих героев. 4. Продумать композицию лингвистиче­ской сказки, опираясь на традиционную структуру сказки. Продумать сюжет. Используется следующее видео, для рассмотрения композиции и сюжета традиционных сказок (2:50 – 4:16): https://youtu.be/VQvzOH3p2_I 5. Составить план. Учитель дает хорошо расписанный примерный план. 6. Записать лингвистическую сказку. Каждый шаг комментируется учителем, приводятся различные примеры, используется показ. - Ребята, может у вас остались вопросы? Если да, не стесняйтесь задавать их. - А теперь посмотрим видео и познакомимся с лин­гвистиче­ской сказкой «НЕ с глаголами». Ссылка: https://youtu.be/1gUSovI14vw - Ребята, скажите, вам понравилось просмотренное видео? - А сказка вас впечатлила? Что понравилось больше всего? - Хотите самостоятельно создать подобную сказку? - Тогда приступайте к работе. Но помните, что в создании лингвистической сказки должны участвовать все члены группы!   Учащиеся знакомятся с алгоритмом написания лингвистической сказки, смотрят обучающие видео.     Делятся своими впечатле­ниями.
    Практический этап   Учитель направляет и корректирует работу в случае возникновения каких – либо трудностей. Учащиеся в группах приступают к сочинению собственной лингвистиче­ской сказки. В своей работе они руководствуются алго­ритмом, рассмотренным ранее.
  Подведение итогов - Ребята, скажите, возникли ли у вас какие-либо трудности на этапе сочинения сказки? Поделитесь с нами. - А что вам далось легче всего? Что больше всего понравилось? - Вы довольны опытом работы, который получили на нашем занятии? - Молодцы! Вы проделали большую работу. Отвечают на вопросы, делятся своими впечатле­ниями и мыслями.

 

6 занятие. «Мастерская по созданию книжки-малышки»

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Оргмомент - Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено созданию книжки – малышки, посвященной лингвистической сказке. Приветствуют учителя.
  Обучающий этап - Вы когда-нибудь самостоятельно создавали такую книжку? - Посетив нашу мастерскую по созданию книг, вы научитесь это делать без чьей либо помощи. - Давайте для начала проверим, готовы ли у вас материалы, которые потребуется нам на занятии. Все группы проверяют наличие цветной бумаги, клея, ножниц, картона, цветных карандашей, ручек. - Молодцы, вы ответственно подошли к работе и приготовили все необходимое. - Теперь внимательно посмотрите мастер-класс по созданию книжки-малышки своими руками. Ссылка на видео: https://youtu.be/CE_ZE7i7deA - Если у вас возникли какие-либо вопросы при просмотре мастер-класса, можете смело озвучить их. - А теперь мы можем приступить к самому процессу создания нашей книжки-малышки. Учащиеся смотрят обучающие видео, учатся своими руками создавать книжку-малышку.     Задают вопросы, если таковые имеются.
Практический этап   Учитель направляет и корректирует работу в случае возникновения каких – либо трудностей. Учащиеся в группах приступают созданию книжки-малышки, посвя­щен­ной лингвистиче­ской сказке. В своей работе они опираются на просмот­ренный мастер-класс.
  Подведение итогов   - Ребята, давайте каждый из вас поделится с нами своими впечатлениями от проделанной работы. - Всем спасибо за хорошую работу! Делятся своими впечатле­ниями. Анализируют про­делан­ную работу.

 

7. Занятие – консультация по презентации продукта

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Оргмомент   - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии! Приветствуют учителя.
  Консультация - Сегодня мы с вами обсудим детали презентации вашего продукта. - Как вы думаете, что должно быть включено в ваше выступление во время защиты проектов? - Чтобы каждая команда смогла раскрыть ход работы над проектом, я предлагаю вам придерживаться следующего плана: 1. Название проекта. 2. Суть проекта. 3. Что в итоге получилось. 4.Возможности использования продукта на уроках русского языка. 5. Что нового узнали. 5. Кто оказывал помощь при создании продукта. 6. Оценка выполненной работы. - И не забудьте продемонстрировать всем ученикам результат работы группы. - Ребята, у кого-нибудь еще остались вопросы касаемо презентации продукта? Учитель отвечает на возникшие вопросы учащихся. - А теперь давайте определим порядок выступления групп. Учитель просит учащихся подойди к столу и вытянуть бумажку с порядковым номером.   Учащиеся знакомятся с планом выступления, определяют последователь­ность своих выступлений.
Подведение итогов - Ребята, у вас остались какие-либо вопросы? - Давайте еще раз повторим план выступления. Задают вопросы, если таковые имеются.

 

8. Занятие – защита проектов

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учеников
Оргмомент - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. - Повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь ему и подарите хорошее настроение на весь день! - Теперь мы с вами заряжены позитивной энергией и готовы приступить к работе. Приветствуют учителя.
  Защита - Сегодня мы подводим итоги проекта, над которым каждый из вас упорно трудился. -Но перед этим давайте познакомимся с нашими гостями. Учитель представляет класс (2-4), приглашенный на занятие. Затем знакомит учащихся с членами жюри (учителя или старшеклассники) - А теперь я прошу первую группу представить результаты своей работы. Далее выступают остальные группы. - Благодарю вас, ребята, за проделанную работу. Я думаю, все гости заметили, сколько сил и стараний вы вложили в создание этого проекта. Молодцы! - Давайте дождемся решения жюри и узнаем, как будут распределены призовые места. Далее жюри объявляет, какие призовые места заняли группы. Каждой из них выдаются небольшие призы и грамоты.   Учащиеся защищают свои проекты.     Получают призы и грамоты.
    Подведение итогов - Ребята, давайте напишем небольшое рефлексивное сочинение. Раскройте в нем свои впечатления от работы над проектом. Не забудьте поразмышлять над проблемами, которые у вас возникали, и способами их решения. - Всем спасибо, все свободны. Пишут рефлексивное сочи­нение.     Прощаются с учителем.

 

Паспорт проекта

1. Название проекта: «В мире лингвистических сказок»

2.Цель проекта: сочинить лингвистические сказки и оформить их в виде книжки-малышки для использования на уроках русского языка.

3. Авторы проекта: _________________

4. Консультант: ____________________

5. По количеству участников: групповой

6. По времени проведения: 01.11.21 – 29.11.21

7. Форма представления проекта: выставка книжек-малышек, сопровождаемая выступлением учащихся.

8. Источники информации: интернет-источники, научные статьи, обучающие видео.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: