Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.




Введение.

1.1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.

1.2. Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.

1.3. Социальная стратификация и проблема среднего класса современного российского общества.

Заключение.

 

 

Введение.

Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.

Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – социальной структуры, социального состава и социальной стратификации.

Социальная структура общества – это часть социальной системы (совокупность социальных явлений), объединяющей в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

Социальный состав - это набор элементов, составляющих социальную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальнойсистеме. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции ( роли ), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально - территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как группо­вая, классовая, общностная, стратификационная, институциональ­ная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

1.1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социаль­ном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и орга­низации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ни­же других. А это значит, что они обладают большим или меньшим бо­гатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравне­нию с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность распо­ложенных в вертикальном иерархическом порядке социальных об­разований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом, стра­тификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В со­временной западной социологии господствует мнение, что социаль­ная стратификация вырастает из естественной потребности обще­ства в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их дея­тельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологиче­ских школах и направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можновыделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых раз­личными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соот­ветствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормально­го функционирования общественного организма необходимо опти­мальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складыва­ется соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняю­щих. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляетобщее руководство и управление, ибо только они могут поддер­живать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Подобная иерархия существует не только на уровне государ­ства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу меж профессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организма в целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что наиболее социально – значимые профессии – это те, которые связаны с функциями организации и контроля.

Следовательно, высокие статусы и занима­ющие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень образования. Вот мы и получиличетыре главных измере­ния стратификации — доход, власть,образование, престиж. А по­тому что они исчерпывают круг соци­альных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не са­мих благ (их как раз может быть много), аканалов дос­тупа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канар­ских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. вы­сокочтимы и недоступны большинству) и при­обретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу об­щественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. со­циальных благ.

А оно всегда неравное. Так возникает расположение соци­альных слоев по критерию неравного доступа к власти, богат­ству, образованию и престижу.

 

Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп.

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения.

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой со­циального статуса, места, занимаемого в стратификационной струк­туре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в соци­ологию в 1927 году П.А. Сорокиным. Согласно Сорокину, существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, в свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность (социальный подъем, движение наверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз). Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в дру­гой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда пере­мещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как пра­вило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно – технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д.

Индивидуальная мобильность означает социальное переме­щение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильно­сти относятся продвижения по служебно - профессиональной лестни­це, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, за­нятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с полити -ческой и предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Одним из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.

Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опуска­ются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.

Социальная мобильность изменяется при помощи двух глав­ных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном на­правлении за определенный промежуток времени.

Дистанция мобильности — это количество ступеней, по кото­рым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к ее основанию.

Многочисленные исследования показы­вают, что социальная мобильность происходит интенсивно в переход­ных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпов социальной мобильности. Чем вы­ше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к со­циальной закрытости присуща всем обществам.

Социальные перемещения индивидов имеют объективные по­казатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобре­тение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов не означает, что автоматически изменится их социальное положение. Для того, чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение.

Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удастся пройти социокультурный селективный контроль и комфорт­но освоиться в новой страте. По всем объективным критериям, под­нявшись на более высокую ступень, индивид в силу социокультур­ных обстоятельствостается за дверью, ведущей в новую страту. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни И т.д. делает его здесь «чужа­ком»: индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами.

Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряввозможность находиться в верхних слоях общества в резуль­тате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окру­жению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы па грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью (от лат. merginelis — находящийся на краю, на границе).

Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из дерев­ни в город. В результате миграции человек покидает привычную со­циальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникают психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт; беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэт­нические и межрасовые браки.

Маргинализация индивидов — неизбежный элемент социаль­ной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот про­цесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, в переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, про­цесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле ста­новятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров. В этот период можно говорить о маргинальности не только инди­видов и образованных ими социальных групп, но и о маргинальности новых правящих элит. Именно такое явление мы наблюдаем в совре­менной России, где в результате захвата собственности, обогаще­ния, овладения рычагами власти сформировалась социальная груп­па «новых русских», которая пока не выработала определенные сте­реотипы нового образа жизни, а использует конгломерат образцов поведения различных культур: западной, российско-купеческой, советско-номенклатурной и т.д.

 

I

1.3. Социальная стратификация и проблема среднего класса современного российского общества.

Официальная идеология утверждала, что в СССР отсутство­вало социальное неравенство. После победы социализма в нашей стране якобы существовали два дружественных класса — рабочий класс и крестьянство, а между ними располагается рекрутируемая из их рядов прослойка - трудовая интеллигенция. Однако научный анализ социальных процессов в СССР позволяет усомниться в право­те данного утверждения.

И вначале 90-хгодов в результате политики «перестройки» и вы­званных ею к жизни негативных тенденций в жизни советского обще­ства СССР прекратил свое существование, прекратило свое существо­вание и советское общество. В результатераспада СССР образовалось государство - Российская Федерация. Современное российское об­щество - это общество переходноготипа. В нем осуществляется фор­мирование социально-экономических и политических отношений но­вого типа, а вместе с этим осуществляется процессинтенсивного пе­реструктурирования общества. Этот процесс связан с захватом и перераспределением собственности, борьбой за власть между старой и новой элитой, изменением оценки социального престижа различных видов деятельности, изменением ценностных ориентиров, формиро­ванием новых ориентиров, образцов и норм поведения.

В результате этих процессов в российском обществе склады­вается новая стратификационная система, в значительной мере ана­логичная стратификационной системе западного типа, поскольку за­метную роль в ней играют отношения частной собственности. Социо­логические исследования показывают, что в последнее десятилетие в российском обществе сформировался высший слой собственников, составляющий около 3% всего населения. Основную часть этого слоя образовала бывшая номенклатура, которая, занимая ключевые по­сты в экономике и политике, в результате приватизации легализиро­вала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства. Другие два источника пополнения высшего слоя - дельцы теневой экономики и небольшая прослойка талантливой и удачливой научно-технической интеллигенции.

Около 80 % составляют низшие слои общества, уровень жизни большинства из которых находится за чертой бедности. Средний слой социальной пирамиды крайне тонок. Он исчисляется 17 % населения. В его состав входят средние и мелкие предприниматели, фермеры, работники аппарата управления, высшие слои научно-технической интеллигенции и сферы культуры. Они весьма отдаленно напомина­ют так называемый «средний класс» западного общества. Таким об­разом, профиль социальной стратификации в нашей стране крайне острый и это служит источником постоянной социальной напряжен­ности, которая может привести к социальному взрыву.

В современных условиях в России наметилась тенденция формирования ряда социальных слоев, относящихся к среднему классу, - это предприниматели, менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные рабочие. Но эта тенденция противоречива, поскольку общие интересы различных социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются процессами их сближения по таким важным критериям, как престиж профессии и уровень доходов.

Уровень доходов различных групп является третьим существенным параметром социальной стратификации. Экономический статус — важнейший индикатор социальной стратификации, ведь уровень доходов оказывает влияние на такие стороны социального статуса, как тип потребления и образ жизни, возможность заняться бизнесом, продвигаться по службе, давать детям хорошее образование и т.д.

В 1997 г. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченных россиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных. На долю 20% наиболее обеспеченных слоев приходилось 47,5 % общего объема денежных доходов, а на долю 20% самых бедных доставалось только 5,4%. 4% россиян являются сверхобеспеченными - их доходы примерно в 300 раз превышают доходы основной массы населения.

Заключение.

Судьба общества, в котором господствует одномерная перспектива оцен­ки, печальна. Чем более распределение богатства совпадает с распределением социального престижа, тем больше вероятность взаимного отторжения слоев низших, средних и высших, тем ближе и острее опасность дезинтеграции с ее разновидностями от революции до гражданской войны.

Конечно, в мире нет страны, где бедные не испытывали бы неприязни к богатым. Но эта естественная неприязнь может быть усилена или ослаблена - в зависимости от факторов скорее социокультурного, нежели экономического порядка. Если представители малоимущих слоев усвоят, что они не имеют ни­каких шансов на поощрение обществом своих "нетоварных" достоинств, это приведет не только к устрашающей моральной деградации, но и к взрывоопас­ному обострению классовой ненависти. Не имея шансов разбогатеть, он может добиться признания и почета совсем на другом поприще. Этой проблему должна решать социальная политика.

Социальная политика - это политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых от­ношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капита­лов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости. Тем самым регулируя отношения между разными социальными стратами.

 

Библиография.

 

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: учебник для вузов. М. – изд-во «Гардарика», 2000. – 510 с.

2. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: изд-во «Академический проект», 2000. – 382с.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций – 3-е изд. Перераб.и дополн. – М.: изд-во «Центр», 2001. – 224с.: ил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: