Периодизация фольклора доисторической эпохи




Статья 4. Периодизация фольклора

 

Проблема периодизации фольклора остается до сих пор дискуссионным. Существуют различные, часто противоположные мнения относительно деления истории развития и бытования фольклора на определенные периоды. Эта неопределенность и неоднозначность обусловлена прежде всего сложностью исторического пути, который прошел украинский народ. Исходя из сложности и неоднозначности истории Украины, несмотря на устный характер бытования фольклора, практически невозможно осуществить общепринятую хронологическую его периодизация.

И, несмотря на это, трудно не заметить, что разным эпохам или периодам свойственны различные формы, проявления, черты, жанры устного народного творчества. Это обусловлено прежде всего неодинаковыми историческими и экономическими условиями: различным уровнем национального сознания, ее мировоззренческого ядра, а также различными потребностями времени. Так, например, во времена войн и национально-освободительных соревнований преобладали жанры героического эпоса (думы, исторические песни), центральными персонажами легенд и преданий становились исторические лица (Хмельницкий, Богун, Сагайдачный и др.), лирическое начало творчества отходило на второй план. И наоборот, в периоды мира или перемирия доминировала бытовая лирика (песни, баллады), в эпохе преобладали морально-этические темы, а не героические. Так одни жанры сменялись другими (некоторые совсем теряли свою актуальность, а некоторые за определенное время возродилась с новой силой). Итак, периодически происходили изменения в тематике, проблематике, в образной символике, художественно-выразительных средствах. Это в равной степени касается развития устного народного творчества всех народов, которые имеют древние корни на определенной территории. Пройдя Ряд периодов своей истории, это творчество вобрала в себя черты всех эпох развития нации. И это находит свое отражение не только в структуре жанров, тематике и проблематике произведений, художественно-образной структуре и символике текстов, а даже на уровне подсознания.

Представленная ниже периодизация устного народного творчества является условным, но не безосновательной, потому что опирается на периодизацию истории Украины.

Основные периоды украинского фольклора. Процесс зарождения и развития украинского фольклора делится на две большие эпохи. Первая - доисторическая (мифологическая). Она занимает время, о котором, кроме археологических находок, материальных предметных доказательств, не существует никаких письменных свидетельств. Вторая - историческая - то есть эпоха, события которой зафиксированы в письменных источниках. Эти эпохи еще называют дохристиянською и христианской и делят на периоды, каждому из которых присущи свои условия жизни, культурно-исторические особенности, а значит - специфические формы зарождения и функционирования фольклорных форм, своя система жанров устного народного творчества.

 

Периодизация фольклора доисторической эпохи

Мифологическая эпоха - это время, в которое возникли первые явления устного народного творчества, когда первобытные представления и верования оформились в более ограниченную систему культов. Трудно даже приблизительно указать начало этого периода. Историки утверждают, что на территории Украины существовали древние поселения уже во времена палеолита и мезолита (каменного века). Именно на это время приходятся найденные при раскопках древние захоронения в с. Лука Врубловецкая на Днестре и на территории современного Киева. Тогда территория Украины была одним из трех центров Европы - центром так называемой оріньякської культуры, что дала первые образцы художественного творчества, которые неразрывно связаны с представлениями людей о мире и о своем месте в нем. Эта эпоха оставила древние рисунки на стенах пещер, связанные с охотничьими культами, поскольку основным занятием людей тогда было охоты. Кроме изображений фигур животных, встречаются и изображения охотников в масках, которые совершали магические танцы, определенные ритуалы.

Таким образом, первым периодом, в который зародились начальные формы фольклора, является палеолит. В связи с основным видом деятельности - охотой - тогда сложилась ранняя стадия культа и магия охоты, что в общем выражались в драматично-танцевальных формах (ритмичные движения, жесты, звуки).

Вторым периодом является мезолит или каменный век. Это время, когда камень начинает использоваться для изготовления орудий труда, в первую очередь для нужд охоты. В тот период, кроме охоты, люди начинали заниматься рыболовством, приручением животных, считая их священными. На той стадии развития общества появилась первая в отношении оформлена система культов животных, растений, природных стихий, а также различные формы поклонения предметам (камнями, костям, другим частям животных, которым оказывали магическое значение). Тогда же зародились первобытные ритуалы, связанные с культовой деятельностью людей. Возможно, и возник культ чествования огня как необходимого условия существования людей.

Третьим периодом является протонеоліт - время, когда в связи с развитием животноводства люди были вынуждены перейти на оседлый образ жизни. Именно с этой сменой связано возникновение племен и родовых союзов, первоначального зарождения земледелия. Оседлый образ жизни способствовал изучению окружающей среды, наблюдением за движением небесных светил. Это привело к появлению астральных культов (поклонение солнцу, луне, звездам), до возникновения первых мифов о природе, человеке и мире.

Четвертым периодом является неолит или медный возраст (около 4-3 тыс. до н. э.), в который ведущим видом деятельности стало земледелие, приобретает высокого уровня развития; совершенствуется животноводство, практикуется садогородництво; зарождаются первые ремесла (обработка дерева, выпечки глиняной посуды, металлообработка). Основным достижением этого периода является строительство жилья со встроенной в нем печью. Эти факторы способствовали значительному расширению фольклорной системы. Появление в доме печи вызвала трансформирование культа огня в культ домашнего очага. Он стал отождествляться с культом умерших предков, поскольку примерно в тот период зарождается первоначальный погребальный ритуал сожжения умерших. Окончательный переход от охоты к земледелию привел к изменению патриархата матриархатом (чествование женщины как символа плодородия); состоят культы воды, солнца, земли, луны, зерновых культур и изделий из них. На основе земледельческих ритуалов зародились календарная обрядность и первобытные формы религии в виде поклонения умершим предкам, как божествам воплощением природных стихий. Сочетание элементов основных культов солнца, печи и зерна становится основой культа хлеба как символа солнца и жизни. С возникновением религии, магов, которые к тому совершали ритуалы, меняют жрецы.

В последнюю стадию неолита на территории Украины сформировалась так называемая трипольская культура (3-2 тыс. до н. э., по названию с Триполье на Киевщине, где были найдены ее остатки). Люди жили осело в постоянных домах правильной четырехугольной формы, которые имели глиняные печи для приготовления пищи. Основным занятием трипольцев было земледелие. Выращивали ячмень, просо, пшеницу. Очевидно, именно тогда окончательно сформировались календарно-обрядовые циклы, то есть ритуальные действа, связанные с трудом людей на земле. При сохранении связи с древними тотемными и анімістичними представлениями, основной акцент делался на задобренні сил природы (солнца, воды, земли) для выращивания хорошего урожая.

По традиции обхаживание сил природы и явлениями первоначальной религии устанавливает практика жертвоприношений, в том числе человеческих, с целью обхаживание божеств. Возникают жертвенные места, языческие капища. Со времен трипольской культуры осталось много культовых захоронений, в которых сохранилось много випаленого и разрисованного глиняной посуды, (обычный посуда ежедневного потребления не выжигали и не разрисовывали, он был серым). Рисунки на посуде подтверждают существование в то время растительных и животных культов, астрального культа, а также культа змея (дракона).

Пятый период - эпоха бронзы или бронзовый век (2 тыс. до н. есть. - о в. до н. э.). Основные характеристики этого период "Школа перевода В.Баканова"- творческая мастерскаяа - укрепление Родовой организации, в которой возникает определенное расслоение; затем - формирование различных общественных слоев: жрецов, охотников, земледельцев и т.д. Трансформируется форма похоронного обряда: он происходил в виде захоронения в землю с ритуальной тризной и насыпкой высокого кургана. Такой обряд обусловил возникновение похоронных причитаний. С расширением представлений о загробной жизни и душу осложняется календарно-обрядовая творчество, к которому приобщаются годовые обрядовые праздники почитания умерших на местах их захоронений. Сама календарная обрядность дополняется словесными текстами, которые легли в основу жанров календарной творчества - колядки, щедровки, веснушек, купальских, жниварських песен и др. Усложняется и система жертвенно-ритуальных действ (обряды сопровождаются различными словесными формами, что становится почвой для зарождения первых эпических жанров). Шестой период - железный век (ранняя стадия - 8 в. до н. есть. - 4 в. н. э.). Он характеризовался окончательным расслоением общества, оформлением моногамной (парной) семьи, значительным развитием производства оружия, сельскохозяйственных орудий, расширением ремесленничества и товарообмена, а главное - зарождением государственного устройства. Это способствовало образованию военных общин и возникновение элементов героического эпоса, а также других эпических жанров (легенды, сказки). Утверждение устойчивого семейного уклада стало предпосылкой возникновения всех жанров семейной обрядности (в первую очередь свадебных и родильных). Совершенствование процессов строительства жилья и культовых сооружений дало основание для возникновения ритуального поведения, связанной с закладкой фундамента, возведением здания, новосельем и т.д.

В эпоху железного века на территории праукраинских земель на основе трипольской культуры сформировалась устойчивая скифская культура. Таким образом население трипольской культуры стало субстратом или основой украинского народа. В 7-6 вв. до н. есть. сформировалась народность скитов или скифов, часть которых занималась земледелием (скифы-земледельцы, скифы-пахари), а другая часть - военным делом (царские скифы). Впервые быт скифов описал греческий ученый и философ Геродот (около 484 г. до н. есть. - 420 г. до н. э.) в своей «Истории латинского-персидских войн», о них не раз упоминается и в Библии.

Седьмой период - праславянский. Появление древних славян ученые-историки датируют около 6 в. н. есть. Это время зарождения праславянской культуры, которая унаследовала черты предыдущих эпох. Основными видами деятельности остались земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, бортничество и различные ремесла.

Праславяне тоже исповедовали языческую веру, которая на протяжении предыдущих веков сформировалась в достаточно четкую систему взглядов и верований. В центре было поклонение солнцу, другим светилам, явлениям природы и стихиям (огня, воды, ветра) и их божественным воплощением-идолам (Перуну, Сварога, Дажбогу, Велесу, Ярило и др.). Божествами также считались духи дома и домашнего очага. Праславяне верили, что рядом с видимым материальным миром вещей существует невидимый духовный мир, который является не менее реальный, чем видимый - мир духов-домовых, леших, русалок, водяных и др. В этот мир, как считали они, отходили души умерших предков. Четкой границы между видимым и невидимым мирами не было, они считались взаємоперехідними, сосуществовали. Поэтому всю жизнь подчинялось этим ключевым представлениям. Чтобы задобрить богов в храмах-капище им приносили жертвы, труд сопровождали культовыми обрядами, основные вехи семейной жизни - магическими ритуалами. То есть основной чертой фольклора всей мифологической эпохи является то, что он не мыслился как художественное творчество, а имел сугубо практическое применение. Обряды создавались не для развлечения или эстетического удовольствия, а были вынужденной необходимостью: сделать все возможное, чтобы сохранить урожай от палящего солнца, засухи, дождя, града, ветра; детей - от смерти, дом - от разрушения. Всю жизнь была подчинена высшим силам, а поскольку человек полностью зависел от них, то сложилась целая система магически-ритуальных действ для того, чтобы задобрить, обуздать, удовлетворить эти силы.

В этот период возникают и ходят мифы, магия, календарно - и семейно-обрядовые ритуалы, которые выполняют сакральную, то есть магическую функцию. Сочетая эпические, лирические и драматические элементы, эти жанры стали основой для возникновения других, более современных жанров. Вся дальнейшая устное народное творчество глубоко укоренена в мифологических представлениях предков-славян. Древняя мифология на уровне тематики, образности, поэтики, символики в той или иной степени присутствует в тех фольклорных текстах, которые дошли до наших дней и бытуют сегодня; она нашла свое отражение и в художественной литературе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: