Кто такие адыги и черкесы?
Ады́ги или черке́сы[20] (самоназвание — ады́гэ) — группа народов (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги), говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы или общее название единого народа в России и за рубежом, разделённого в советское время на адыгейцев, кабардинцев, черкесов (жителей Карачаево-Черкесии) и шапсугов. Коренное население Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарского и Ставропольского края.
Часто к адыгам (черкесам) относят убыхов (самоназвание «пёх», «бʼёхъ», в том числе, издававшаяся в конце XIX − начале XX веков Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, при этом оговаривая, что это «одно из черкесских племён», «весьма смешанное по своему составу». Некоторые исследователи, в частности, известный этнограф, лингвист, кавказовед Л. Я. Люлье, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы, считал, что «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхазским». Однако большинство убыхов говорило на абадзехском диалекте черкесского (адыгского) языка. Многие авторы XIX столетия отмечали, что, находясь среди убыхов, даже не слышали их языка ввиду «всеобщего употребления черкесского».
Советские источники определяют убыхов как народ, родственный по языку, культуре и быту абхазам, адыгам, абазинам и относят убыхский язык к абхазско-адыгским языкам. В заключении об этнониме «черкес» и топониме Черкесия, сделанном в 2010 году заведующим отделом Кавказа ИЭА РАН, членом-корреспондентом РАН, доктором исторических наук, профессором С. А. Арутюновым отмечается, что «нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (которых зафиксировала перепись 2002 г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции и идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа».
|
За рубежом этноним «черкес» продолжает употребляться в отношении потомков черкесских (адыгских) мухаджиров, а также потомков черкесских (адыгских) мамлюков, правивших Египтом и Сирией с 1390 по 1517, проживающих в адыгской диаспоре. Этноним «черке́сы» и топоним Черкесия, начиная с XIII века применяется для обозначения адыгского народа и его страны на Северном Кавказе. В результате последствий Кавказской войны, административных преобразований Российской империи в XIX веке, а позже и СССР черкесский (адыгский) народ на своей родине стал представлен множеством анклавов, большинство из которых административно и территориально объединены в четыре массива, именуемые шапсугами, адыгейцами, черкесами (жители Карачаево-Черкесии), кабардинцами.
«Черкесские земли… – писал в 1836 г. Хан-Гирей, – простираются в длину слишком на 600 верст, начиная от устье Кубани вверх по этой реке, а потом по Куме, Малке и Тереку до границ Малой Кабарды, которые простирались прежде до самого слияния Сунжи с рекою Тереком. Ширина различна и заключается от вышеупомянутых рек на полдень на юг по долинам и скатам гор в разных кривизнах, имеющих от 20 до 100 верст расстояния, составляя, таким образом длинную узкую полосу, которая, начиная от восточного угла, образуемого слияния Сунжи с Тереком, то расширяется то опять стесняется, следуя на запад вниз по Кубани до берегов Черного моря»[12]. К этому следует добавить, что по побережью Черного моря адыги (черкесы) занимали территорию протяженностью около 250 км. В самом широком месте земли адыгов простирались от берегов Черного моря на восток до Лабы примерно на 150 км (считая по линии Туапсе – Лабинская), затем при переходе из бассейна Кубани в бассейн Терека эти земли сильно сужались, чтобы опять расшириться на территории Большой Кабарды до 100 с лишним километров.
|
XIV-XV в
В XIV веке, в период военного соперничества в Золотой Орде между Тохтамышем и Тамерланом, черкесы выступили на стороне Тохтамыша. Однако, выбор оказался неудачным. Тамерлан разгромил Тохтамыша и отомстил черкесам. Как отмечал персидский историк Низам ад-Дин Шами, посланные Тамерланом войска опустошили и ограбили всю область от Азова до Эльбруса.
Черкесские султаны
Бурджиты (араб. المماليك البرجية) — вторая мамлюкская династия султанов Египта, сменившая у власти Бахритов. Наименование произошло от башнеобразных казарм (бурдж) каирской цитадели. Основателем династии стал Баркук, бывший пастух из Черкесии, свергнувший последнего из Бахритов и утвердившийся на султанском престоле в 1382 году. Правление Бурджитов закончилось в 1517 году после завоевания Египта османским султаном Селимом.
Баркук аз-Захир Сайфуддин (1382—1389, 1390—1399)
Фарадж ан-Насир Насируддин (1399—1405, 1405—1412)
Абдул-Азиз аль-Мансур Иззуддин (1405)
аль-Мустаин аль-Адиль, аббасидский халиф, провозглашённый султаном (1412)
|
Шайх аль-Муайяд Сайфуддин (1412—1421)
Ахмад I аль-Музаффар (1421)
Татар аз-Захир Сайфуддин (1421)
Мухаммад I ас-Салих Насируддин (1421—1422)
Барсбой аль-Ашраф Сайфуддин (1422—1438)
Юсуф аль-Азиз Джамалуддин (1438)
Джакмак аз-Захир Сайфуддин (1438—1453)
Усман аль-Мансур Фахруддин (1453)
Инал аль-Ашраф Сайфуддин (1453—1461)
Ахмад II ал-Муайяд Шихабуддин (1461)
Хушкадам аз-Захир Сайфуддин (1461—1467)
Билбай аз-Захир Сайфуддин (1467—1468)
Тимур-буга аз-Захир (1468)
Каит-бай аль-Ашраф Сайфуддин (1468—1496)
Мухаммад II ан-Насир (1496—1498)
Кансух аз-Захир (1498—1500)
Джанбалат аль-Ашраф (1500—1501)
Туман-бай I аль-Адиль Сайфуддин (1501)
Кансух аль-Гаури (1501—1516)
Туман-бай II аль-Ашраф (1516—1517)
Борьба с Крымским ханом
Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье, которая происходила в городах Матреге (ныне Тамань), Копе (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими здесь.
Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки: донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых, православие, сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более, что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших Московскому государству. Но, конечно, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов.
В период становления Московского княжества, Крымское ханство доставляло русским и адыгам одинаковые неприятности. Например, имел место крымский поход на Москву (1521). Войска хана ушли из Москвы только когда царь Василий официально подтвердил что является данником хана и будет впредь платить дань.
Русско-адыгские связи не прерывались, более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани. Участие адыгов в этой операции вполне естественно, если учесть проявившиеся к середине XVI века тенденции среди части адыгов к сближению с молодым русским этносом, активно расширявшим свою этносферу.
Поэтому прибытие в Москву в ноябре 1552 года первого посольства от некоторых адыгских племён было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз с самым мощным этносом Северо-Западного Кавказа был нужен Москве в её борьбе с Крымским ханством
Всего в 1550-е годы в Москве побывало три посольства с Северо-Западного Кавказа: в 1552, 1555 и 1557 годах. Они состояли из представителей западных адыгов (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев, которые обращались к Ивану IV с просьбой о покровительстве. Оно им было нужно прежде всего для борьбы с Крымским ханством. Делегации встретили благосклонный приём и заручились покровительством русского царя. Отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу государю.
В 1556 году адыги и русские нанесли двойной удар по тюркской этносфере: адыги по Крыму, а русские по Астрахани. Заручившись поддержкой русского царя, адыги осуществили в 1556 году ряд смелых военных операций на Северо-Западном Кавказе, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала захвату русскими Астрахани, которая не могла теперь рассчитывать на поддержку крымско-османских баз на Таманском полуострове. После взятия русскими Астрахани появилась реальная возможность совместных действий русских и адыгов: «В 1556 году начинаются походы московских армий на нижний Днепр и на нижний Дон, сменённых вскоре запорожцами и донскими казаками вместе с черкесами».
В 1561 году Иван Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова. После крещения в Москве она стала царицей Марией.
Это был дипломатический ход, чтобы мирным путём воздействовать на ход событий на Кавказе. Прорусски настроенный Темрюк Идаров, сын которого уже служил Ивану Грозному, а дочь была за ним замужем, пытался объединить всех адыгов, но потерпел неудачу. Более того, он вынужден был призвать на помощь русские войска для борьбы с антимосковски настроенными бигменами. Дважды, в 1562—1563 и 1565—1566 годах, русские силы отправлялись в Кабарду.
В 1569 году Мария Темрюковна (в возрасте 24 лет) умерла 6 сентября, в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду (царь говорил, что её отравили).
В конце-концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. В сражении на левом притоке Кубани Ахуже Темрюк был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.
Также при Иване Грозном состоялся второй крымский поход на Москву (1571), в результате которого войска хана разбили русские войска, опять сожгли Москву и захватили более 60 тысяч русских в плен для продажи в рабство.
Третий крымский поход на Москву состоялся в 1572 году при финансово-военной поддержке Османской империи и Речи Посполитой. В результате Молодинского сражения, он закончился полным физическим уничтожением татарско-турецкого войска и разгромом Крымского ханства.
В 1570-е годы, несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить своё влияние в регионе. Русские были вытеснены из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западно-кавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы понятия об этом не имели, как в своё время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.
Русские ушли с большей части территорий Северного Кавказа, но закрепились на Тереке (гребенские казаки) и закрепились в Среднем и Нижнем Поволжье.
Кавказская война (1817—1864)
Кавказская война
В начале XIX века в состав Российской империи вошли грузинские Картли-Кахетинское и Имеретинское царства (1801—1811), а также некоторые, преимущественно азербайджанские, Закавказские ханства (1804—1813). Однако между приобретёнными землями и Россией лежали земли присягнувших на верность России, но де-факто независимых горских народов, преимущественно исповедующих ислам. Борьба с набеговой системой горцев стала одной из основных целей российской политики на Кавказе. Многие горские народы северных склонов Главного Кавказского хребта оказали ожесточённое сопротивление усиливающемуся влиянию имперской власти. Наиболее ожесточённые военные действия происходили в период 1817—1864 гг. Основные районы военных действий — Северо-Западный (Черкесия) и Северо-Восточный (Дагестан, Чечня) Кавказ. Периодически вооружённые столкновения между горцами и русскими войсками происходили на территории Закавказья, Кабарды.
После усмирения Большой Кабарды (1825) главными противниками российских войск выступили адыги Черноморского побережья и Прикубанья, а на востоке — горцы, объединившиеся в военно-теократическое исламское государство — Северо-Кавказский имамат, который возглавил Шамиль. На этом этапе Кавказская война переплелась с Русско-персидской (1826—1828) и Русско-турецкой (1828—1829) войнами, окончившимися победой России.
С середины 1830-х годов конфликт обострился в связи с возникновением в Дагестане (а в 1840 году и в Чечне) религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку Османской империи, а во время Крымской войны — и Великобритании. Сопротивление горцев Чечни и Дагестана было сломлено в 1859 году, когда взяли в плен имама Шамиля. Война же с адыгскими племенами Западного Кавказа продолжалась до 1864 года и закончилась уничтожением и изгнанием большей части адыгов и абазин в Османскую империю, оставшееся небольшое их количество было переселено на равнинные земли Прикубанья.
Завершение покорения Черкесии (1859—1864)
Взятие Гуниба и пленение Шамиля могли считаться последним актом войны на Восточном Кавказе; но ещё не была покорена Западная Черкесия, занимавшая всю западную часть Кавказа, примыкая к Чёрному морю. Завершающий этап войны в Западной Черкесии решено было вести таким образом: черкесы должны были покоряться и переходить на указываемые им места на равнине; в противном случае их оттесняли далее в бесплодные горы, а оставленные ими земли заселялись казачьими станицами; наконец, по оттеснении горцев с гор к морскому берегу, им оставалось или перейти на равнину, под надзор русских, или переселиться в Турцию, в чём предполагалось оказывать им возможное содействие. В 1861 г. по инициативе убыхов в Сочи был создан черкесский парламент «Великое и свободное заседание». Убыхи, шапсуги, абадзехи, джигеты (садзы) стремились объединить черкесов «в один громадный вал». Специальная депутация парламента, возглавляемая Измаилом Баракай Дзиаш, посетила ряд европейских государств. Действия против тамошних мелких вооружённых формирований затянулись до конца 1861 г., когда все попытки сопротивления были окончательно подавлены. Тогда только можно было приступить к решительным операциям на правом крыле, руководство которыми поручено было покорителю Чечни, Евдокимову. Войска его были разделены на 2 отряда: один, Адагумский, действовал в земле шапсугов, другой — со стороны Лабы и Белой; особый отряд направлен для действий в низовьях р. Пшиш. Осенью и зимой устроены казачьи станицы в Натухайском округе. Войска, действовавшие со стороны Лабы, закончили устройство станиц между Лабой и Белой и прорезали просеками всё предгорное пространство между этими реками, что понудило тамошние общества частью переселиться на плоскость, частью уйти за перевал Главного хребта.
В конце февраля 1862 г. отряд Евдокимова двинулся к р. Пшеха, до которой, несмотря на упорное сопротивление абадзехов, прорублена была просека и проложена удобная дорога. Всем жившим между реками Ходзь и Белой велено было немедленно переселиться на Кубань или Лабу, и в течение 20 дней (с 8 по 29 марта) переселено было до 90 аулов. В конце апреля Евдокимов, перейдя Чёрные горы, спустился в Даховскую долину по дороге, которую горцы считали для русских недоступной, и устроил там новую казачью станицу, замыкавшую Белореченскую линию. Движение русских вглубь Закубанья встречено было повсюду отчаянным сопротивлением абадзехов, подкрепляемых убыхами и абхазскими племенами садзов (джигетов) и ахчипсху, не увенчавшимся, однако, серьёзными успехами. Результатом летних и осенних действий 1862 года со стороны Белой было прочное утверждение российских войск на пространстве, ограниченном с запада pp. Пшиш, Пшеха и Курджипс.
В начале 1863 года противниками русского владычества на всём Кавказе оставались одни лишь горские общества на северном склоне Главного хребта, от Адагума до Белой, и племена приморских шапсугов, убыхов и др., жившие на узком пространстве между морским берегом, южным скатом Главного хребта, долиной Адерба и Абхазией. Окончательным покорением Кавказа руководил великий князь Михаил Николаевич, назначенный наместником Кавказским. В 1863 г. действия войск Кубанской обл. должны были состоять в распространении русской колонизации края одновременно с двух сторон, опираясь на Белореченскую и Адагумскую линии. Действия эти пошли настолько успешно, что поставили горцев северо-западного Кавказа в безвыходное положение. Уже с половины лета 1863 г. многие из них стали выселяться в Турцию или на южный склон хребта; большая их часть покорилась, так что к концу лета число выходцев, водворённых на плоскости, по Кубани и Лабе, дошло до 30 т. человек. В начале октября абадзехские старшины явились к Евдокимову и подписали договор, по которому все одноплеменники их, желавшие принять русское подданство, обязывались не позже 1 февраля 1864 г. начать переселяться на указанные им места; остальным давался 2 1/2- месячный срок для выселения в Турцию.
Покорение северного склона хребта было закончено. Оставалось перейти на юго-западный склон, чтобы, спускаясь к морю, очистить прибрежную полосу и приготовить её к заселению. 10 октября русские войска поднялись на самый перевал и в том же месяце заняли ущелье р. Пшада и устье р. Джубги. На западном Кавказе остатки черкесов северного склона продолжали выселяться в Турцию или на Кубанскую равнину. С конца февраля начались действия на южном склоне, которые завершились в мае. Массы черкесов были оттеснены к морскому берегу и прибывшими турецкими судами отвозились в Турцию. 21 мая 1864 года в горном селении Кбаадэ, в лагере соединившихся русских колонн, в присутствии великого князя главнокомандующего, отслужен был благодарственный молебен по случаю победы.
Выселение черкесов
Переселение адыгов и вообще горцев Северного Кавказа в Османскую империю происходило в несколько этапов, каждый из которых отличался своими особенностями.
В 1860 году в Стамбуле была сформирована Верховная комиссия по переселению (Мухаджирин комисьюн 'али). Она входила в ведение министерства торговли, а с июля 1861 года получила независимый статус, штат служащих и бюджет. Комиссия отвечала за расселение горцев и оказание им материальной помощи. 19 марта 1875 года она была расформирована, вместо неё было создано специальное управление по делам горцев при министерстве внутренних дел Османской империи.
В 1863 году поверенный в делах России при дворе османского султана Е. П. Новиков писал начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенанту А. П. Карцову, что Порта выдвинула ряд требований, включая требования начать переселение горцев не ранее мая 1864 года, отправлять людей небольшими партиями, переселять ежегодно не более 5000 семей.
Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года «О переселении горцев», тогда же была образована Комиссия по делу о переселении горцев в Турцию. Комиссия была уполномочена организовывать переселение горцев Северного Кавказа, выдавать им денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке эмигрантов. Но неожиданные для властей как Османской, так и Российской империй масштабы переселения (представления о численности черкесских племён оказались значительно заниженными), а также его реальные условия практически сорвали намерения правительств провести его цивилизованно.
Горцев-переселенцев 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др., не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа), прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, «на плоскость») сгоняли под конвоем на берег Чёрного моря, зачастую вдали от населённых пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней. Последние послужили причиной тому, что российские судовладельцы от перевозки горцев всячески уклонялись, а из турецких на это шли зачастую беспринципные коммивояжёры, набивавшие корабли переселенцами сверх меры, что вело к высокой смертности среди эмигрантов также и в пути. На малоазиатском побережье Турции, куда прибывали корабли с переселенцами, их ждали карантинные лагеря, зачастую не обеспеченные должными условиями для жизни и питания. В итоге султан был вынужден издать особый фирман, запрещающий горцам продавать своих детей и жён, хотя таким способом они скорее спасали близких от смерти в лагерях.
В 1867 году наместник Кавказский великий князь Михаил Николаевич, посетив Кубанскую область, «лично объявил горцам, что переселение их в Турцию должно прекратиться окончательно». Казаки и крестьяне, переселённые из внутренних районов России, не смогли вести хозяйство в горных условиях. Чрезвычайно прежде развитые в этих краях садоводство, животноводство, пчеловодство и даже земледелие пришли в упадок, значительные пространства обезлюдели.
Переселение адыгов и вообще горцев Северного Кавказа в Османскую империю происходило в несколько этапов, каждый из которых отличался своими особенностями.
В 1860 году в Стамбуле была сформирована Верховная комиссия по переселению (Мухаджирин комисьюн 'али). Она входила в ведение министерства торговли, а с июля 1861 года получила независимый статус, штат служащих и бюджет. Комиссия отвечала за расселение горцев и оказание им материальной помощи. 19 марта 1875 года она была расформирована, вместо неё было создано специальное управление по делам горцев при министерстве внутренних дел Османской империи.
В 1863 году поверенный в делах России при дворе османского султана Е. П. Новиков писал начальнику Главного штаба Кавказской армии генерал-лейтенанту А. П. Карцову, что Порта выдвинула ряд требований, включая требования начать переселение горцев не ранее мая 1864 года, отправлять людей небольшими партиями, переселять ежегодно не более 5000 семей.
Официально выселение началось после выхода постановления Кавказского комитета от 10 мая 1862 года «О переселении горцев», тогда же была образована Комиссия по делу о переселении горцев в Турцию. Комиссия была уполномочена организовывать переселение горцев Северного Кавказа, выдавать им денежные пособия и вести переговоры с владельцами транспортных судов о перевозке эмигрантов. Но неожиданные для властей как Османской, так и Российской империй масштабы переселения (представления о численности черкесских племён оказались значительно заниженными), а также его реальные условия практически сорвали намерения правительств провести его цивилизованно.
Горцев-переселенцев 1860-х годов (то есть черкесов, убыхов и др., не подчинившихся до 1861 года царским властям горцев Северо-Западного Кавказа), прекративших сопротивление, но отказавшихся переселяться в болотистые низины Кубани, «на плоскость») сгоняли под конвоем на берег Чёрного моря, зачастую вдали от населённых пунктов, где они скапливались большими массами и находились месяцами, страдая и умирая от голода, холода и инфекционных болезней. Последние послужили причиной тому, что российские судовладельцы от перевозки горцев всячески уклонялись, а из турецких на это шли зачастую беспринципные коммивояжёры, набивавшие корабли переселенцами сверх меры, что вело к высокой смертности среди эмигрантов также и в пути. На малоазиатском побережье Турции, куда прибывали корабли с переселенцами, их ждали карантинные лагеря, зачастую не обеспеченные должными условиями для жизни и питания. В итоге султан был вынужден издать особый фирман, запрещающий горцам продавать своих детей и жён, хотя таким способом они скорее спасали близких от смерти в лагерях.
В 1867 году наместник Кавказский великий князь Михаил Николаевич, посетив Кубанскую область, «лично объявил горцам, что переселение их в Турцию должно прекратиться окончательно». Казаки и крестьяне, переселённые из внутренних районов России, не смогли вести хозяйство в горных условиях. Чрезвычайно прежде развитые в этих краях садоводство, животноводство, пчеловодство и даже земледелие пришли в упадок, значительные пространства обезлюдели.
За морем Турция чужая,
Рвалась озябшая душа.
И вместе с ними, всё сжигая,
История седая шла.
Рыдали женщины и дети,
Их край пустыней жизни стал.
Как голос предков, грустный ветер
Им вслед взволнованно шептал:
«О ты, кто назван мухаджиром,
Кто головою не поник,
В другой стране иль части мира
Не забывай, что ты адыг!
Глухая боль грызёт меня,
Я покидаю отчий край.
Прощай, Черкесия моя!
Прощай, мой несравненный рай!
Беспечный облик грозных скал,
Напевы беззаботных рек,
Полёт орла, пещер оскал
Я не смогу забыть вовек.
Я здесь оставил сыновей,
Что за свободу полегли.
Эльбрус седой, не хмурь бровей,
Лазурью слепленный вдали.
Храня молитву на устах,
Сжимаю яростно клинок.
О, милосерднейший Аллах!
Я сделал всё, что только смог!
Кричала честь: «Назад не сметь!
Вперёд на полчища врагов!»
Нашли мы вечность, а не смерть
На острых кончиках штыков.
Прощай, Черкесия моя!
Не забывай, молю, о нас!
В своих объятьях, как дитя,
Тебя баюкает Кавказ.
Война завершилась в 1864 году, став подлинной национальной трагедией адыгов. Население Черкесии было подвержено беспощадному истреблению и гонению, а в конце концов, и депортации. В итоге на исторической Родине осталось, по некоторым данным, от 3-5% былого населения. Черкесы с болью покидали свои земли и уходили в Турцию. Массовый исход населения, названный «мухаджирством», сопровождался многочисленными жертвами. Тиф и голод уничтожали мой народ. А вслед им печально смотрела опустошённая и разорённая Черкесия.