НАУЧНЫЙ СТАТУС СОЦИОЛОГИИ




Контролируемые элементы:

- знать подходы к определению общества;

- уметь выделять признаки общества;

- владеть социологическими категориями.

 

Социология относится к классу общественных наук [1], объектом которых является актуальное состояние общества.

Объект социологии [2] – общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. Предмет социологии [3] – понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное[4].

Социология – наука о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Структура социологической науки:

1. общетеоретическая социология – макросоциологические исследования, направленные на выяснение общих закономерностей функционирования социума как целого;

2. социология среднего уровня[5] – специальные социологические теории и исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы;

3. микросоциология – изучает социальные явления и процессы как совокупность действий и взаимодействий людей, их поведения.

Некоторые учёные выделяют социальную инженерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей развития.

Соответственно структуре можно говорить о следующих функциях социологии:

1. теоретико-познавательная – расширение и углубление знаний о сущности общества, его структуре, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития;

2. практически-политическая – выработка предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами;

3. критическая[6] – определение критериев направленности общественного развития, того, что нужно сохранить или изменить в социальной жизни;

4. прогностическая – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества;

5. функция социального контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества;

6. идейно-воспитательная – оценка социальной жизни и ее проявлений с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей;

7. идеологическая[7] – выражение ценностей, интересов и потребностей определенных социальных групп, политических партий и движений, к которым принадлежит сам исследователь-социолог.

Для изучения предмета социологии используются основные категории: социальное[8], социальное действие, социальное взаимодействие, социальная общность, социальная структура, социальный институт, социальная система, социальная тенденция, социальный закон и др.

Особый статус социологии в системе общественных наук обусловлен[9]: 1) рассмотрением общества в целом как единой социальной системы; 2) социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; 3) социология разрабатывает методы социального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками.

В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. Особенно тесные связи у социологии с философией[10], историей[11], политологией[12], экономической наукой[13], комплексом наук о культуре[14], психологией[15].

Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками[16]. Сходство социологии с естественными и техническими науками состоит в то, что она: 1) отражает глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте; 2) использует математические методы, моделирование, наблюдение, эксперимент; 3) имеет прикладной характер.

Таким образом, специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Благодаря своей универсальности социология занимает центральное положение среди социальных наук, специализируется, детализируется и «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются определяющим фактором[17].

 


[1] Если рассматривать классификацию наук на: 1) естественные (физика, химия, биология); 2) общественные (социология, политология, экономика, психология); 3) гуманитарные (филология, искусствознание).

[2] Объект и предмет тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки – это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания.

[3] Предмет социологии – вопрос дискуссионный, и ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению. Одни ученые считают предметом социологии социальные общности и социальные системы, другие — закономерности социальных действий и массового поведения, третьи — законы и формы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаим­но дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии. В самом широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаи­модействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы.

[4] Социология не интересуется собственно межличностными различиями, но иногда должна рассматривать и их. Совокупности частных фактов и наблюдений социология подвергает классификации на основании различных критериев.

[5] В ней выделяют три раздела: 1) исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); 2) исследование социальных общностей (социология социально-профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); 3) исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т.д.).

[6] Острую необходимость развития социологической теории подчёркивал А. Зиновьев: «точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватной данному обществу, превращаются из орудий понимания этого общества в орудия помутнения умов».

[7] При этом подчёркивается, что социологическая наука должна быть идеологически нейтральной. Задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

[8] Понятие социальное выражает аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь.

[9] Положение социологии в системе общественных и гуманитарных наук можно сравнить с тем положением, которое занимают общая химия или общая биология (соответственно в системе химических или биологических наук).

[10] Социология и философия рассматривают общество в целом как интегральное образование, не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изучает законы меньшей степени общности и абстракции, нежели философия. Понятия и категории социологии более конкретны по сравнению с понятийным аппаратом философии. Целью философии выступает выработка мировоззрения, а социологии — получение достоверных данных о жизни общества. Диалектическое взаимодействие между философией и социологией проявляется в том, что первая из них формулирует основополагающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкретизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

[11] Взаимоотношения социологии и истории определяются тем, что социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта.

[12] Социология и политология обладают способностью быстро реагировать на любые события в обществе, при помощи пилотажных или зондажных исследований оперативно изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от политической ситуации. В то же время, поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих социальных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. Политологические исследования дают необходимый материал для относительно более широких социологических обобщений.

[13] Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходящие в сфере материального производства и экономической деятельности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от социальных условий и факторов, потребностей и интересов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориентации. Социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост производительности труда, повышение качества продукции, решение технологических и управленческих проблем.

[14] Например, антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов. Близкие к ней этнология (этнография) и фольклористика изучают народные традиции и народную культуру. Исследованием культуры прошлого занимаются археология.

[15] Психология изучает прежде всего индивидов, индивидуальные черты поведения и личность индивида. Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой.

[16] Например, именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Зачем специалисту в области естественных наук (например, химику) знать социологию? Кроме того, знание социологии позволяет оценивать перспективность определённых идей и новых технологических разработок, обеспечивает средствами их успешного внедрения, помогает организовывать совместную деятельность людей в направлении реализации этих идей и разработок.

[17] Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: