Градостроительство и архитектура классицизма




Парижский пантеон

Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Фанцузский архитектор, лидер неоклассического течения в архитектуре Суффло (1713-1780) говорил, что был самоучкой. В 1730—1750 годах несколько раз бывал в Риме, где изучал памятники классической архитектуры. В 1738 году он возвратился в Лион и занялся архитектурной практикой. Простота, просторность и археологически точно воспроизведенные детали классической архитектуры в основных его работах лионского периода, таких как пристройка к Отель-Дьё (строительство начато в 1741) и здание Лож де Шанж (1751-1752), предвосхитили сдвиг французского вкуса от архитектуры рококо к неоклассицизму.

Суффло, в 1750 г. один из первых посетивший дорические храмы в Пестуме, решился воссоздать присущие готической архитектуре ощущения света, пространства и пропорций в классических (если не романских) формах. С этой целью он воспользовался планом в виде греческого креста, неф и приделы которого были оформлены, как система плоских сводов и полуциркульных арок, опирающихся на ряды колонн в интерьере. Объемная композиция здания развивает идею центрально-купольного сооружения, имеющего в плане очертания греческого креста. Купол в центре поднимается до высоты почти 120 м. Его целью в этом проекте стало сочетание строгой регулярности и монументальности романских сводчатых потолков с легкостью стройных поддерживающих их столбов и свободно стоящих коринфских колонн. В плане церковь имела форму греческого креста, с фасада располагался огромных размеров храмовый фронтон. Свободно стоящие колонны оказались неспособны поддерживать купол здания, и их в конечном итоге пришлось подпереть. Наружные поверхности стен почти без украшений решены с использованием классического контраста расчлененной и нерасчлененной масс.

Поскольку дизайн церкви основывался на классическом стиле, после революции, когда религия была отменена, было очень просто превратить церковь в светское здание Пантеон — место погребения великих людей Франции. После переделок Пантеон приобрел еще более классицистический характер. К несчастью, боковые окна в то время были заложены: эффект светлого внутреннего пространства был уничтожен; большая часть украшений убрана, что сильно изменило облик интерьера. Пилоны были усилены Ронделем в 1806 г. Все это придало зданию суровый, строгий вид, соответствующий новому назначению сооружения, результате возник тот отчасти мрачноватый памятник архитектуры, каким является сегодня Пантеон.

Градостроительство и архитектура классицизма

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.

Результат архитектурных теорий эпохи Просвещения, изложенных и повторенных во многих трактатах конца XVIII в., можно сжато определить следующим образом: размах градостроительства при полном отсутствии архитектурных шедевров. Возможно, наше суждение покажется поверхностным. Действительно, были архитекторы, которые не хотели создавать шедевры. Архитектура для них не была выражением и утверждением некой концепции мира, религиозных или политических идеалов. Ее задача—служить обществу. Этой задаче с необходимостью подчиняется строительство, декорум, типология. Так как жизнь общества меняется очень быстро, то необходимо соответствовать новым требованиям и новыми типами зданий, то есть строить не только церковь или дворец, а жилой дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт, рынок и так далее.

От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство—это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции.

Здания и сооружения

Русская архитектура

С 1760-х годов начался новый период в развитии архитектуры Петербурга. Барокко постепенно уступило место другому стилю — классицизму.

Эрмитаж Зимний дворец.

Именно в это время сложился в основных чертах архитектурный облик Дворцовой набережной, где в одну линию с Зимним дворцом встали здания Малого Эрмитажа, Большого Эрмитажа и Эрмитажного театра. Вместе с Невским проспектом она стала одной из парадных магистралей Петербурга, главным фасадом столицы.

Мраморный дворец..

Почти одновременно с первыми эрмитажными зданиями, в 1768–1785 годах, по проекту итальянского архитектора А. Ринальди был построен Мраморный дворец. На его облицовку пошли мрамор и гранит, что и послужило поводом для названия дворца.Фасады этого строгого здания выполнены в духе архитектуры раннего классицизма. Они декорированы коринфскими пилястрами из розоватого тивдийского мрамора, объединяющими второй и третий этажи. Мрамор пилястр оттеняет розовато-серый выборгский гранит высокого цокольного этажа. Из мрамора различных цветов сделаны фриз, аттик и подоконные филенки с гирляндами. Главный фасад дворца выходит в прежде открытый, а ныне замкнутый парадный двор. Вдоль его восточной границы некогда проходил Красный канал, соединявший Неву с Мойкой. К нему и был обращен парадный фасад дворца, центр которого украшают трехчетвертные колонны портика, поддерживающие аттик с часовой башенкой. Две небольшие статуи, стоящие на аттике, исполнил скульптор Ф. И. Шубин. Как главный трактован и боковой фасад дворца, обращенный на Неву и перекликающийся с фасадом Зимнего по высоте и ярусному построению.

В архитектуре общественных и культовых зданий появляются строгие торжественные портики, монументальные ряды колонн, лоджии, купола. При этом античные приемы сочетались с достижениями Возрождения, барокко. Классической ордерной системе возвращалось ее тектоническое значение (целесообразность). Классицизм стал развиваться в 50–60 гг. XVIII века. Примером его является церковь Св.Женевьевы в Париже (1755–1789, Ж.Суффло), ансамбль площади Согласия в Париже (1753–1763, Ж.Габриель). Строились особняки в стиле римских вилл.

В первый период классицизма (вторая половина XVII века) образцом стала архитектура Древнего Рима. Типичный пример: загородный дворец Людовика XIV – Версаль (60-е годы XVII в., Лево, Лебрен, Мансар). Одним фасадом он был обращен к огромному парку с широкой главной аллеей, расчитанной на эффект уходящих в даль перспектив, с фонтанами, цветниками, скульптурой. Со стороны главного фасада ко дворцу сходились тремя лучами проспекты из Парижа и предместий.

Восточный фасад Лувра в Париже (1667–1674, К.Перро) в этот период обогатился мощной колоннадой коринфского ордера со сдвоенными колоннами, которая послужила образцом для архитектуры классицизма в разных странах.

 

Декор

Классицизм как стиль подходит для основательных и консервативных людей, поскольку для него характерна солидность, тяжеловесность и монументальность. Стройка зданий в стиле классицизм встречается сегодня не так часто, однако многие дизайнеры используют данную концепцию в оформлении загородных коттеджей деловых и состоятельных людей. Классицизму отдают предпочтение богатые люди с отменным вкусом. Он передаёт царственную атмосферу древнерусских усадьб, в которых преобладали геометрические формы и строгость. Классицизм создаёт ощущение роскоши, а потому каждый из декоративных элементов, используемых в оформлении комнат, возвышает декор, придаёт торжественность как отдельной комнате, так и всему интерьеру дома.

Стены в стиле классицизм: Зачастую выбираются тканевые обои, либо другие имитации ткани. В случае покраски стен, используйте мягкие тона. Также в стиле классицизм используется лепнина, античные колонны и полуколонны с прямыми линиями. Для украшения стены подойдет фреска античной тематики, либо пейзажа или портрета в духе 18 века.

Потолок в стиле классицизм: В классическом интерьере чаще белый или нежно кремовый/пастельный. Дополняется образ классицизма лепниной. Старайтесь выдержать ясность и античную строгость.

Пол в стиле классицизм: Преимущественно паркетный. Для интерьера в стиле классицизм больше подходит художественный паркет с обилием использованных пород деревьев. В спальне и гостиной можно дополнить ковром.

Мебель в стиле классицизм: В интерьере классицизма из массива благородных пород дерева добротная и респектабельная, изящная, но не вычурная. В качестве декоративного оформления классического интерьера используется сама фактура и натуральный цвет древесины ценных пород. Предметы мебели в стиле классицизма зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Угол стыка ножки и сидения кубический. Ножки прямые, сужаются книзу с каннелюрами. Углы спинки подчеркнуты. Популярная расцветка стиля классицизм: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка.

Предметы декора в стиле классицизм: Довольно сдержаны, но в то же время дорогие. Скульптурный декор, фрески, симметрично расположенные зеркала в дорогих багетах. Обязательными элементами являются карнизы, шторы с ламбрекеном, сложной формы портьеры, а также чехлы для мебели.

Люстры и светильники с хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении. В классическом интерьере присутствует фарфор, книги, картины, антикварные вещи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: