Урок 6. ОБраз русского человека в произведениях художников
Цели деятельности педагога | Сформировать представления о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся с творчеством выдающихся русских художников. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, понимают красоту женского народного костюма |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: www.kkorovin.ru, www.nearyou.ru |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия». Работы учащихся 4 классов. Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005) |
Оборудование | Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое- нию изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Читает стихотворение. Во первый раз вышивала Красно солнце с маревами, Со теплыми облаками; Во второй раз вышивала Светел месяц со лучами, Со частыми со звездами; …………………………. В четвертый раз вышивала Сине море со волнами… Старинная русская народная песня | Получив целе- вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио- нально выражают свое отношение к стихотворению | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Словесно-иллю-стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Красота человека». Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». | – Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах. | Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осо- | Устные ответы. |
А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет. Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься. Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки. Издавна Русь славилась своими ярмарками, которые в те времена были большим праздником. Люди с нетерпение ждали и готовились к ярмарке – одевались по-праздничному, во все самое лучшее. Флаг поднят. Ярмарка открыта. Народом площадь вся покрыта. На море пестрое голов Громада белая домов Глядит стеклянными очами; Недвижная, затоплена Вся солнца золотом она. Люд божий движется волнами... И кички с острыми углами, Подолы красные рубах, На черных шляпах позументы И ветром в девичьих косах Едва колеблемые ленты – Вся деревенская краса Вот так и мечется в глаза! И. С. Никитин | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников. | Фронтальная работа. | знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществля- ют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос- таточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | |||
Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». Работа с иллюстрациями картин. | – По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм. – Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм? – С первого взгляда наряды – женский и мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим. – Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд. Борис Кустодиев «Сенокос». – Картина была написана в 1917 г. На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне? Какая цветовая гамма преобладает в одежде? Илья Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 г.). | Отвечают на вопросы. Просматрива- ют материал презентации и отвечают на вопросы. | ||||
Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». | – Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма. – Какой цвет преобладает в костюме? – Отличается ли крестьянская одежда на первой картине от представленной здесь? Почему? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Устные ответы. | ||
Константин Коровин «Северная идиллия». – Картина была написана в 1886 г. Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность. – Во что одеты девушки? А пастушок? – Что украшает головы людей? – Какие цвета преобладают в одежде? – Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье. | Отвечают на вопросы. | Устные ответы | ||||
Физкультминутка. Пауза общего воздействия | Рябинка На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания – руки вверх.) Ей не просто жить на свете – Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.) Но рябинка только гнется, Не печалится – смеется. (Наклоны в стороны.) Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.) | Выполняют упражнения | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Выполнение рисунка человека в русском народ- ном костюме (мужской или женский образ – по выбору). Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка» | – Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Правильно расположите фигуру человека на формате вашего листа. Прочитайте в учебнике задание на с. 39 и начинайте работать по плану. – Внимательно рассмотрите народный костюм, расцветку его элементов и их расположение. Попробуйте использовать элементы народного костюма в своей работе | Выполняют творческую работу | Индивидуальная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу. Коммуникативные: зада- ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки или крестьянина; строят индивидуальную деятель- ность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт | Наблюдение. Выполнение творческой работы |
IV. Итог урока. Рефлексия | Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа | – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – О чем может рассказать нам русский народный костюм? – Из каких элементов состоит русский народный костюм? – Какой цвет особенно любили на Руси? – Какими головными уборами украшали голову? | Рассматривают работы, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства. Регулятивные: оценивают свою работу | Устные ответы |