Все материалы должны быть представлены в печатном и электронном вариантах в формате Word, шрифт TimesNewRoman, размер 14, междустрочный интервал - полуторный, поля: сверху - 2см, снизу - 2см, справа - 1,5 см, слева - 3 см. Страницы считают с титульного листа, нумеруют с третьего.
Представленные на конкурс материалы должны иметь: титульный лист (наименование образовательной организации, название конкурсного материала и его вид), пояснительную записку, содержательную и методическую части, список литературы, приложения.
Конкурсная работа строится с учетом законодательного положения о светском характере обучения и должна быть нацелена на формирование современных ключевых компетенций; обеспечение развития и саморазвития обучающегося как субъекта образовательного процесса; сохранение и укрепление его здоровья.
Конкурсная работа должна
· отражать современный уровень развития педагогической науки, строиться с учетом основных дидактических принципов;
· обладать потенциалом для дальнейшей модернизации образования;
· учитывать опыт создания и апробирования существующих аналогичных или родственных разработок;
· быть оптимальной по содержанию, объему и соответствовать отведенному для изучения данного материала времени;
· обеспечивать оптимальную учебную нагрузку;
· отражать идеи личностно-ориентированной педагогики;
· содержать возможности для дифференциации, индивидуализации и профилизации учебного процесса;
· предусматривать различные формы организации деятельности;
· согласовываться с программами смежных учебных дисциплин и вписываться в единый учебный план образовательной организации;
· иметь учебно-методическое сопровождение;
· предусматривать воспитательную значимость.
Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного и компетентностно-ориентированного образования с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и кооперативной деятельности обучающихся.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ БЛОКОВ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ (таблица 1)
Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.
Таблица 1
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫАВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ
Элементы авторской программы | Содержание элементов |
Титульный лист (образец 1) | - наименование образовательной организации; - гриф принятия, утверждения программы; - сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; - название программы; - название типа программы (элективный курс, факультатив); - класс, на который рассчитана программа; - ФИО, должность автора (авторов) / составителя программы; - название населенного пункта; - год разработки программы. |
Экспертный листок (образец 2) | |
Пояснительная записка | - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) образовательной организации, и определение класса обучающихся; - концепция (основная идея) программы; - обоснованность (актуальность, новизна, значимость); - указание на место и роль курса в обучении; - цели, задачи; - сроки реализации программы; - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы; - методы, формы обучения и режим занятий; - предполагаемые результаты; - система оценки достижений обучающихся; - инструментарий для оценивания результатов. |
Учебно-тематический план (образец 3) | - перечень тем или разделов, последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела, темы; - соотношение часов, отведенных для теоретических и практических занятий. |
Программа (образец 4) | - перечень тем и их реферативное описание; - содержание теоретической и практической частей; - количество часов на изучение разделов, тем; - планируемые результаты (требования к учебным достижениям обучающихся). |
Информационное обеспечение Возможные приложения | - литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учителя; глоссарий (основные понятия курса); - списки тем рефератов; - темы проектов; - темы творческих работ; - образцы тестовых заданий; - методические рекомендации и т.п. |