ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА.




ВВЕДЕНИЕ

Российско-китайские отношения являются важной составляющей современной системы международных отношений. Взаимодействие между двумя государствами началось ещё в эпоху расцвета сухопутной торговли между Европой и Азией вдоль Великого шелкового пути.

С тех пор их отношения претерпевали различные изменения – от близкого сотрудничества и участия в одном блоке мировых держав до резкого охлаждения и даже боевых столкновений.

Россия и Китай – близкие соседи в Азиатском регионе. Эти государства являются одними из самых крупных и могущественных в мире, определяющих судьбы мировой политики. В настоящий момент они входят в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, имея право вето, то есть отвержения любой содержательной резолюции.

Особо интересны отношения России и Китая в XX веке, переломном для всего мира периоде. Ухудшение отношений из-за ихэтуанского восстания, наращивание торговли с СССР, участие в военном союзе и др. события заслуживают внимания и имеют особую актуальность в наше время, когда отношения двух стран находятся в не совсем ясном состоянии.[1]

Цель данной работы – изучение основных аспектов взаимодействия двух государств в указанный период. Для этого следует обратить внимание на отдельные моменты их отношений:

1. Динамика развития с Монгольского периода до начала XX века.

2. Переселение русских эмигрантов в Китай.

3. Отношения Китая с советской властью в довоенный и послевоенный периоды.

Предметом данного исследования являются российско-китайские отношения. Объектом – отношения России и Китая в первой половине XX века.

Методы, использованные в данном исследовании:

1. Логический, который использовался для обработки и анализа найденной информации.

2. Исторический, который помог выделить характерные признаки и особенности исследуемого периода;

3. Аналитический, который использовался для нахождения необходимой литературы и формулирования выводов.

Следует провести краткий обзор авторов, занимавшихся данной темой. Российско-китайские отношения рассматривал Мясников В. С., в своей работе «Русско-китайские отношения. 1689-1916. Официальные документы» он характеризует политические и торговые отношения между государствами почти за триста лет, используя дипломатические документы.[2] Кроме этого, автор рассматривал империю Цин и Русское государство в XVII веке[3], а также межгосударственные связи России и Китая на протяжении 400 лет. Другой видный исследователь темы – Постников А. В. В его книге « Становление рубежей России в Центральной и Средней Азии (XVIII—XIX вв.)» воссоздана картина присоединения среднеазиатских территорий к Российской империи и формирования её южных рубежей до 1917 года. Современная исследовательница Наземцева Е. Н. в своей работе «Особенности правового положения русской эмиграции в китайской провинции синьцзян (1920-1940-е гг.)» основное внимание уделяет характеристике особенностей эволюции правового статуса русских в Синьцзяне.[4]

 

ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА.

1.1. От Великой Монголии до ихэтуаней.

Китайские авторы описывают период династии Юань (1271-1367 гг) как самый неблагоприятный и тяжёлый в их истории. В это время российские и китайские земли входили в единое, невероятно крупное образование – Монгольскую империю. Китай, как и российские княжества, перенёс немало лишений под монгольским игом.[5] Первые достоверные данные о появлении русских на территории современной КНР относятся к 14 веку. Они связаны со вторжением монголов на Русь, в результате которого какое-то количество плененных мужчин было отправлено в Китай, который тогда являлся частью Юаньской империи монголов. Взятые в плен русские обороняли границы и обрабатывали земли как военные поселенцы. Соединение ханской гвардии, составленное из русских, называлось «Охранный русский полк, прославившийся верноподданностью». Общая их численность на 1332 год оценивается ок. 2800 человек. Тем не менее, этот период следует рассматривать в рамках российско-монгольских отношений, ведь государство Юань – не китайское, а ордынское.[6]

Если первый период можно назвать знакомством двух цивилизаций, то следующий – подготовительным. С 1368 по 1644 год на территории Китая правила династия Мин. Её появление связано с восстанием красных повязок и отделением от Юань. Особенно интересным в этот период стали первые дипломатические контакты – миссия Петлина в 1618-1619 гг с получением загадочной «китайской грамоты», а также первая поездка Вершинина в Китай в 1641-642 гг. Но и в это время русско-китайские отношения не достигли сколько-нибудь важных успехов.[7]

 

Следующий период – отношение России с Цинской династией, который продолжался до 1913 года. Первое посольство, которое проследовало в Пекин через Забайкалье, в 1670 г. возглавил нерчинский казачий десятник Игнатий Мило­ванов. В Россию они вернулись с грамотой для русского царя от имени китайского императора, в которой последний предлагал установить мир в пограничных областях, чтобы казаки «впредь бы наших украинных земель людей не воевали и худа б никакого не чинили. А что на этом слове положено, станем жить в миру и в радосте». В 1689 году Российское государство достигло мира с Китаем ценой огромных территориальных потерь. В результате подписания Нерчинского договора от России к Китаю отошли значительные терри­тории по левому берегу верхнего Амура и правому берегу Аргуни. В 1858 году Муравьёв-Амурский подписал Айгун­ский договор (1858 г.), утвердивший государственную границу России с Китаем по Амуру, за что получил титул графа Амурского.[8]

После союзного договора 1896 года между двумя странами Россия начала строить в Китайскую Восточную ж/д. В 1897 году Российская Империя получила в аренду два порта для своих эскадр: Далянь и Порт-Артур. В 1898 году русскими был основан город Харбин. В 1905 году Россия, безоговорочно проиграв войну Японии, потеряла арендованные порты, также был расторгнут договор 1896 года. Обе империи были на пороге гибели, китайская – исчезла в 1913 году, российская – в 1917 году.[9] С лета 1898 начинается развитие антимиссионерского движения в Китае под лозунгом «Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!». Повстанцы в ночь с 23 на 24 июня 1900 года устроили «Варфоломеевскую ночь в Пекине», уничтожив почти всех христиан (222) Пекина. Интервенты, в числе которых была Россия, потопили восстание в крови.[10]

Таким образом, можно проследить ярко выраженную динамику развития российско-китайских отношений. Начиная с 14 века две цивилизации уже знали друг друга, а с 17 века начинается медленное, но верное нарастание связей между ними. Цепочка договоров завершилась окончательным оформлением границ. В конце 19 века Россия начала строить КВЖД, основывая города. В начале 20 века обе империи гибнут. Открывается новая страница отношений двух великих держав.

 

1.2. Русская эмиграция в Китае.

С конца XIX в. в международных отношениях на Дальнем Востоке важную роль начинает играть Китайско-Восточная железная дорога. Само строительство Россией железной дороги в Маньчжурии было как одним из последствий японо-китайской войны 1894-1895 гг., так и одной из причин русско-японской войны 1904-1905 гг. Она оказала решающее воздействие на историю российских эмигрантов, покинувших страну после октябрьского переворота. Дорога давала русским привычные условия жизни, возможность растить детей и работать. Вплоть до 1930-х годов «полоса отчуждения» сохраняла классический дореволюционный уклад жизни. Русская эмиграция в Китае имела много общего с европейской, представляя собой, по выражению академика Ю. А. Полякова, такой же «феноменальный национально-политический конгломерат». Наши соотечественники создавали общественные фонды, политические и военные организации, комитеты. Существовали учебные заведения разного уровня. Важную роль, как и в Европе, играла Русская Православная Церковь: только в Харбине в 30-е годы было 23 церкви. В Китае русские нашли островок, на котором образ жизни сохранился в привычном для них виде, ведь здесь и до революции жили и работали россияне. В этом отношении «харбинцам» было проще, чем эмигрантам на Западе.[11]

В 1920-1930-е годы в Китае не было определённой государственной власти, и в разных регионах отношение к эмигрантам зависело от политической ситуации и характера власти. Русские эмигранты постепенно теряли свои права, русский язык в судах запретили, и защищать их интересы стало некому. В 1924 году дипломатические отношения двух стран были восстановлены, но бывшие подданные Российской империи, отказавшиеся от советского гражданства и паспортов, получили статус «лиц без гражданства». В добавок ко всему, КВЖД с этого года стала управляться на паритетных началах советскими и китайскими властями. Советская сторона требовала исключить эмигрантов из штата служащих, а сохранить место можно было только двумя путями – получить советский или китайский паспорт. Для последнего необходимо было проживание в стране не менее пяти лет и обладание работой или имуществом, «дающими возможность самостоятельного существования». В Синьцзяне положение русских имело свои особенности. Отношение к русским в Китае стало меняться уже с весны 1917 года. Появились сообщения о случаях оскорблений китайцами русских. В то же время сами русские пытались разобраться в сложившемся положении. В ряде крупных городов были образованы исполнительные комитеты, которые воспринимались их членами как органы объединения русско-мусульманской колонии российских подданных. Временное правительство рассматривало такие организации не как органы самоуправления, а как «органы общественного мнения», указаниями которых готово руководствоваться. В 1920 году всё же был создан общий орган самоуправления в среде русской диаспоры – Русский Шанхой. Она существовала на средства её зажиточных представителей. Она занималась оказанием материальной и медицинской помощи русским беженцам. Однако получаемых пожертвований было недостаточно, а связь с организациями в Харбине отсутствовала. Из-за налаживания связей с СССР китайские власти закрыли все проэмигрантские организации, в том числе и Шанхой в 1922 году. Деятельность Шанхоя раздражала советскую сторону и она проводила политику реэмграции. Сложные и неясные обстоятельства вынуждали многих русских, особенно военных, покидать Китай, забывая о своих политических предпочтениях.

После завершения Гражданской войны в Китае сформировалась крупнейшая русская дисапора. Правовое положение её членов было особенным. Решение проблем правового и гражданского статуса русских эмигрантов в целом оказывало влияние на международную ситуацию на Дальнем Востоке в 20-40-е годы. Это было связано с высокой политической активностью русских эмигрантов..[12] К 1930 году в Китае насчитывалось 125 тыс. русских (в том числе 110 тыс. в Маньчжурии), в 1953 году их осталось менее 23 тыс. человек.[13] Для Православия в Китае сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.[14]

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: