СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1.
В период сессии рабочая нагрузка у студентов значительно возрастает, что влечет за собой изменение их функционального состояния.
Вопрос №1:
1) Что понимают под термином "функциональное состояние"?
Эталон ответа: это интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность.
Вопрос №2:
Какое функциональное состояние называют оптимальным?
Эталон ответа: при котором эффективность деятельности максимальная, а ее "физиологическая цена"- минимальная.
Вопрос №3:
По каким показателям можно оценивать функциональное состояние?
Эталон ответа: 1) по показателям деятельности через оценку ее эффективности; 2) по вегетативным показателям; 3) по показателям ЭЭГ; 4) по показателям основных психических процессов- мышления, восприятия, внимания; 5) по субъективным характеристикам.
Вопрос №4:
Какие структуры ЦНС относят к "системе продуктивной" и "системе непродуктивной активации"?
Эталон ответа: система продуктивной активации обеспечивает активацию деятельности с одновременным ростом ее успешности (таламус, РФ среднего мозга, симпато-адреналовая система). Система непродуктивной активации обеспечивает развитие отрицательных эмоциональных состояний, стресса, не сопровождающихся ростом успешности деятельности (миндалевидный комплекс, гипоталамус, гипофиз).
Вопрос №5:
Какова роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния?
Эталон ответа: возбуждение сенсорных систем ведет к специфической активации нервных центров и повышению уровня бодрствования на короткий период. От специфических проекционных путей любая сенсорная информация по коллатералям доходит до РФ среднего мозга и неспецифических ядер таламуса, формируя неспецифические пути. Эти структуры являются одним из отделов модулирующих систем мозга, которые влияют на тонус коры и ближайшей подкорки и оптимизируют уровень функционального состояния в отношении выполняемой деятельности.
Вопрос №6:
Как изменяется функциональное состояние у студентов во время экзаменов?
Эталон ответа: происходит активация симпато-адреналовой системы, которая способствует мобилизации ресурсов организма для выполнения деятельности. Часто функциональное состояние студентов во время экзаменов можно назвать стрессовым, поэтому для него будут характерны все признаки стресс-реакции.
Задача№2.
В условиях производства возникает необходимость определения "физиологической цены" достижения этапных и конечных производственных результатов, оперативного выявления "уязвимых звеньев", обуславливающих рост психоэмоционального напряжения работающих лиц. Использование основных положений теории функциональных систем П.К.Анохина и принципов системного "квантования" К.В.Судакова позволило проводить исследования целенаправленной деятельности работающего человека в реальных условиях производства с целью повышения производительности труда.
Вопрос №1:
Какая деятельность называется целенаправленной?
Эталон ответа: которая направлена на достижение полезного приспособительного результата, удовлетворяющего ведущую потребность организма.
Вопрос №2:
Что такое "квант" поведения?
Эталон ответа: ведущие потребности и их удовлетворение расчленяют континуум поведенческой деятельности человека на отдельные отрезки-"кванты". Каждый "квант" поведения включает формирование потребности, возникновение на ее основе доминирующей мотивации, целенаправленную деятельность по удовлетворению данной потребности, этапные и конечные результаты деятельности и их постоянную оценку за счет обратной афферентации. При удовлетворении потребности "квант" поведенческой деятельности заканчивается и поведение дальше определяется новой потребностью, которая формирует следующий "квант" поведения.
Вопрос №3:
Каждый "квант" поведения имеет системную организацию. Нарисовать схему внутримозговой организации "кванта" поведенческой деятельности (функциональную систему поведенческого акта).
Вопрос №4:
Что является системообразующим фактором в данной функциональной системе?
Эталон ответа: полезный приспособительный результат деятельности, удовлетворяющий доминирующую потребность.
Вопрос №5:
Как называются основные стадии внутримозговой организации любого поведенческого акта?
Эталон ответа: 1-афферентный синтез, 2- принятие решения, 3- формирование акцептора результата действия, 4- эфферентный синтез, 5- осуществление самого целенаправленного действия и достижение результата, 6- обратная афферентация от рецепторов результата и сравнение параметров достигнутого результата с параметрами идеальной модели, заложенной в акцепторе результата действия.
Вопрос №6:
Какие компоненты включает стадия афферентного синтеза? Дать характеристику каждому из этих компонентов.
Эталон ответа: доминирующую мотивацию, обстановочную афферентацию, память и пусковой стимул. Доминирующая мотивация-эмоционально окрашенное стремление человека к удовлетворению своей ведущей на данный момент потребности.Мотивационное возбуждение возникает в гипоталамусе, в области синего пятна и РФ среднего мозга, а затем распространяется на другие отделы мозга и циркулирует между корой и подкоркой вплоть до удовлетворения потребности.
Под обстановочной афферентацией подразумеваются условия окружающей среды, обстановочные раздражители.
Память- это врожденный или приобретенный в процессе индивидуального развития опыт. Мотивация и обстановочные раздражители, активируя мозг, способствуют извлечению опыта по удовлетворению данной потребности.
Пусковой стимул- это раздражитель, который непосредственно запускает поведенческую реакцию (условнорефлекторный или новый, необычный для данной ситуации).
Вопрос №7:
Какие процессы происходят на стадии "принятия решения"?
Эталон ответа: уменьшение степеней свободы нейронов ЦНС, снижение возможности их участия в тех или иных ансамблях, латеральное торможение не значимой в данный момент информации, настрой организма на определенные раздражители.
Вопрос №8:
Что такое "акцептор результата действия"?
Эталон ответа: это идеальная модель будущего результата, аппарат предвидения и оценки результатов действия. Формируется за счет распространения возбуждения по коллатералям аксонов пирамидных клеток коры к специальной группе вставочных нейронов, раположенных в проекционных зонах различных анализаторов.
Вопрос №9:
Что происходит на стадии эфферентного синтеза?
Эталон ответа: действие уже сформировано как центральный процесс в виде возбуждения центральных структур, но еще не реализовано внешне.
Вопрос №10:
Что происходит на стадии целенаправленного действия?
Эталон ответа: осуществление самого целенаправленного действия с его мышечным, вегетативным и эндокринным обеспечением.
Вопрос №11:
Какова роль эмоций как аппарата оценки результата деятельности?
Эталон ответа: согласно теории П.К.Анохина, положительные эмоции возникают, если параметры достигнутого результата соответствуют параметрам, заложенным в акцепторе результата действия, а отрицательные- при их несоответствии.
Задача №3.
Правитель Бухары Нух II был не старым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью- волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.
Вопрос№1:
Объясните, почему умер этот баран?
Эталон ответа: он умер от стресса.
Вопрос №2:
Что такое стресс?
Эталон ответа: стресс, по Г.Селье,-это неспецифический ответ организма на действие достаточно сильных неблагоприятных факторов- стрессоров.
Вопрос №3:
Какие виды стресса вы знаете?
Эталон ответа: 1) острый и хронический (в зависимости от времени действия стрессора), 2) физический (защита от воздействия физических факторов) и эмоциональный, или психогенный (защита от воздействия психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции), 3) эустресс ("хороший стресс", защитные реакции протекают без потерь для организма, безболезненно) и дистресс ("чрезмерный стресс", защитные реакции протекают с ущербом для организма, ослаблением его возможностей) и т.д.
Вопрос №4:
Какой вид стресса имеет место в данном примере?
Эталон ответа: эмоциональный стресс, дистресс.
Вопрос №5:
Каково биологическое значение стресса?
Эталон ответа: он имеет адаптационную направленность, так как активирует защитные механизмы организма для предотвращения патогенного действия неблагоприятных факторов. В результате вырабатывается устойчивость к действию повреждающих факторов.
Вопрос №6:
Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?
Эталон ответа: потому что в ответную реакцию организма вовлекаются одни и те же механизмы независимо от специфики действующего стрессора, а также вырабатывается устойчивость не только к данному стрессору, но и к другим неблагоприятным факторам.
Вопрос №7:
Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г.Селье.
Эталон ответа: в данном случае имел место дистресс. Согласно Селье, в динамике общего адаптационного синдрома прослеживаются 3 стадии: 1) тревоги (происходит активная мобилизация адаптационных процессов в организме в ответ на всякое смещение гомеостаза при стрессе. Устойчивость организма к данному стрессору быстро возрастает; 2) резистентности (устанавливается повышенная сопротивляемость не только к действующему стрессору, но и к другим (неспецифический характер); 3) истощения (когда стрессор оказывается слишком сильным, как в ситуационной задаче, или длительно действующим, защитные приспособительные механизмы истощаются, снижается резистентность организма как к данному, так и к другим стрессорам, может наступить смерть.
Вопрос №8:
Какова роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии? Попытайтесь проанализировать, вследствие каких нарушений могло погибнуть животное?
Эталон ответа: психоэмоциональный стресс- причина многих психосоматических заболеваний.Животное могло погибнуть от инфаркта миокарда, артериальной гипертензии, невроза, язвенных поражений ЖКТ и т.д. Часто причиноRй психоэмоционального стресса являются конфликтные ситуации, когда человек при наличии у него сильно потребности длительное время не может ее удовлетворить. При этом возникают отрицательные эмоции, они могут суммироваться и переходить в форму застойного воздуждения, которое сохраняется в ЦНС даже после устранения конфликтной ситуации. Такое застойное возбуждение приобретает способность генерализованной активации различных структур ЦНС, особенно коры больших полушарий, а также нейрогуморальным путем начинает оказывать нисходящее негативное влияние на соматовисцеральные функции организма.
Вопрос №9:
Что такое "стресс-реализующие системы организма"? Каково их значение?
Эталон ответа: это механизмы, участвующие в реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие стрессору. К ним относятся: симпато-адреналовая система, адренокортикальный, соматотропный и тиреоидный механизмы.
Вопрос №10:
Что такое "стресс-лимитирующие системы организма"? Каково их значение?
Эталон ответа: это системы естественной профилактики стресса, механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побочные отрицательные эффекты. К ним относятся: ГАМК-эргическая система, эндогенные опиаты, простагландины, антиоксидантная система, парасимпатическая нервная система.
Задача №4.
В качестве индикаторов формирования эмоционально-стрессовых состояний в процессе выполнения производственной деятельности могут выступать изменения показателей вариабельности сердечного ритма (R-R интервалов), особенно у лиц, плохо адаптированных к данному виду деятельности. Для этого применяется метод вариационной пульсометрии, разработанный Р.М.Баевским. Он нашел широкое применение в физиологии труда и спорта, в космической медицине и других областях.
Вопрос№1:
В чем заключается суть данного метода?
Эталон Ответ: он основан на статистическом анализе кардиоинтервалов (изучается вариабельность R-R интервалов).Данный метод позволяет оценить соотношение симпатического и парасимпатического отделов В.Н.С. в регуляции сердечного ритма, а также влияние автономных и центральных механизмов на его управление. Записывают ЭКГ во II стандартном отведении. Берут для анализа 100 кардиоинтервалов. Измеряют временные значения каждого кардиоинтервала с учетом калибровки, затем их группируют по одинаковым временным значениям в 20 диапазонов и строят вариационные пульсограммы числовым или графическим способами. С помощью формул рассчитывают различные статистические показатели вариационной пульсометрии.
Вопрос №2:
Что такое мода? Что отражает этот показатель?
Эталон ответа: это диапазон значений наиболее часто встречающихся кардиоинтервалов. Указывает на уровень функционирования синусового узла.
Вопрос №3:
Что такое амплитуда моды? Что она отражает?
Эталон ответа: это число кардиоинтервалов, соответствующих диапазону моды. Отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца- влияние симпатической н.с.
Вопрос №4:
Что такое вариационный размах? Что отражает этот показатель?
Эталон ответа: это степень вариативности значений R-R интервалов (Xmax- Xmin). Отражает суммарный эффект регуляции ритма сердца вегетативной н.с.
Вопрос №5:
По какой формуле рассчитывается индекс напряжения и что он отражает?
Эталон ответа: ИН=АМо/2ΔX*Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом.
Задача №5.
У людей, впервые оказавшихся в условиях высокогорья, могут появиться одышка, цианоз кожных покровов, слабость, снижение АД и ЧСС, уменьшение глубины дыхания, головные боли и другие симптомы "горной" болезни. Однако длительное пребывание в горной местности приводит к исчезновению этих негативных симптомов и нормализации жизнедеятельности.
Вопрос №1:
Как называется явление приспособления организма к изменению условий окружающей среды?
Эталон ответа: адаптацией (акклиматизацией).
Вопрос№2:
Как называются факторы, воздействие которых на организм приводит к выработке адаптивных реакций?
Эталон ответа: Г.Селье назвал их стресс- факторами.
Вопрос №3:
Какие виды адаптации вы знаете?
Эталон ответа: гено- и фенотипическую, срочную и долговременную, специфическую и перекрестную.
Вопрос№4:
Какие фазы адаптационного процесса можно выделить?
Эталон ответа: 1фаза-"аварийная", 2 фаза- переходная к устойчивой адаптации, 3 фаза- устойчивой адаптации, или резистентности.
Вопрос №5:
Какие изменения в организме происходят в "аварийную"фазу?
Эталон ответа: активация симпато-адреналовой системы, активация процессов кровообращения и дыхания, преобладание катаболических процессов, неэкономичная трата энергии, недостаточно синхронизированное управление функциями со стороны нервной и гуморальной систем и в результате-нарушение координации между различными системами организма, повышенная эмоциональность.
Вопрос №6:
Какие изменения в организме происходят в переходную фазу?
Эталон ответа: уменьшение возбудимости ЦНС, снижение интенсивности гормональных сдвигов, изменение гормонального фона в сторону усиления действия гормонов коры надпочечников ("гормонов адаптации"), переключение приспособительных реакций на более глубокий тканевый уровень.
Вопрос №7:
Какие изменения в организме происходят в фазу устойчивой адаптации?
Эталон ответа: она является собственно адаптацией. Организм приобретает специфическую и неспецифическую устойчивость.Основные особенности этой фазы: мобилизация энергетических ресурсов, повышенный синтез структурных и ферментативных белков, мобилизация иммунной системы. Основная роль принадлежит адренокортикальному механизму. Скоординированность управляющих механизмов, экономичность-выключение "лишних" реакций и излишней затраты энергии. Функционирование вспомогательных систем (кровообращения и дыхания) возвращается к исходному уровню, тогда как тканевые процессы активизируются, обеспечивая новый уровень гомеостазиса, адекватный новым условиям существования.
Вопрос №8:
Что является структурным следом адаптации?
Эталон ответа: морфологические изменения в органах, обеспечивающие адаптационный эффект.
Вопрос №9:
Что называется "ценой адаптации"?
Эталон ответа: уровень напряжения регуляторных систем организма.
Вопрос №10:
Что такое дезадаптация?
Эталон ответа: дезадаптация возникает в тех случаях, когда действие стресс-факторов усиливается и они угрожают жизни организма. Происходит истощение управляющих механизмов, с одной стороны, и клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, с другой стороны. В результате в организме происходят сдвиги, которые характерны для фазы острой адаптации ("аварийной").Может наступить гибель организма.