Урок 67. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»




Урок 67. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В. Драгунского «Что любит Мишка»; способствовать формированию у учащихся умения сопоставлять свое видение проблемы с авторским замыслом; продолжить развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, составлять диалог по содержанию произведения Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий Личностные: осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к герою произведения
Образовательные ресурсы: запись музыки Ф. Шопена, выставка книг В. Ю. Драгунского

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают по ролям или инсценируют диалог учительницы и Дениски из рассказа В. Ю. Драгунского «Главные реки». Оценивают работу друг друга, называя лучшего исполнителя каждой роли, аргументируя свое мнение Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. – Вспомните произведения этого автора, которые мы читали.   – К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? – Какие из рассказов самые юмористические, веселые, а в каких соединяются серьезное и смешное? – Можно ли назвать Драгунского писателем-юмористом?   – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Мы продолжаем чтение рассказов о Дениске. И сегодня мы узнаем о том, что любят Дениска и его друг Мишка Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. – Виктор Драгунский – детский писатель, юмор, друг, воспитание. – Мы прочитали произведения «Англичанин Павел», «Бы», «Арбузный переулок», «Надо иметь чувство юмора», «Независимый горбушка», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Тайное становится явным», «Кот в сапогах». – Рассказ.     – Нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьезных проблемах, включая юмористические ситуации, для того чтобы юным читателям было проще понять Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.   Учитель и учащиеся читают рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка». – Что вы поняли из этого рассказа? – Почему так по-разному отреагировал учитель на слова Дениски и слова Мишки? – А что вы любите больше всего? – Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «что любит Мишка», а не «Что любит Дениска»? Работают с толковым словарем. Объясняют значения слов: Кавалерист – воин на коне. Лань – быстрое животное рода оленей. Зельц – вид колбасы. Боржом (боржоми) – минеральная вода. Частик – рыба. Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение
IV. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Назовите главных героев произведения. – Что вы о них узнали? – Кто еще герой этого рассказа? – Что любил учитель пения? – Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? – Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом. – Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? – Что любит Дениска? Докажите словами из текста. – Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? – Как вы это понимаете? – Как это характеризует Дениску? Докажите. – Почему Мишка вмешался в разговор? – Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. – Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. – Как вы понимаете слова учителя «поведай тайну души своей»? – Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. – Подтвердите текстом и передайте голосом, что любит Мишка. – Как одним словом сказать? – Что можно сказать о Мишке? – Выберите слово, которое характеризует Мишку. – Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви? – О чем говорят эти слова? – Чем же отличаются герои? – Чего ждал Мишка? – Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? – Почему? Это кульминационный момент. – Чего ждал учитель от Мишки? – В какой момент изменилось настроение Мишки? – На что обратил внимание учитель? Почему?     – Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. – А когда люди краснеют? – Почему Мишке стало стыдно? – Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное. – Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича? – Только ли нам смешно было? Почему грустно? – Как к героям относится сам автор?   – Как вы относитесь к мальчикам? – Как вы считаете, какова идея произведения?   – Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? – А может ли Мишка измениться?   – Зачем нужна сатира?   –Давайте вернемся к авторскому замыслу и подумаем, что хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением. – Почему Мишка покраснел и смутился? – Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее? Почему? Заполните таблицу в тетради.     – Используя таблицу, выскажите свое отношение к героям. Заполните недостающую ячейку информацией Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Дениска и Мишка. – Они одноклассники, приятели, друзья. – Учитель пения Борис Сергеевич. – Учитель пения любил музыку Ф. Шопена. – Эта музыка очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.     – Добрый, душевный человек – такая же и музыка.   – Дениска любит целый мир.   – Целый мир – природа, космос, животные.   – Дениска любознательный.   – Мишка почувствовал себя обиженным.   – Мишка надулся.   – Разные разности.     Читают слова: «…поерзал на подоконнике, откаш-лялся…».   – Мишка – обжора, сластена.   – Мишка ждал похвалы. – Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы. Учитель посмотрел недовольно и строго.     – Учитель обратил внимание на любовь к людям и животным. Это главное – ради чего живет человек на земле. – Мишка встрепенулся, покраснел.   – Люди краснеют, когда им стыдно. – Мишка самое главное не сказал.     – К Дениске автор относится с уважением, к Мишке с юмором.   – В жизни нет одинаковых людей, и в литературе нет одинаковых героев.     – Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит. – Сатира помогает человеку увидеть его недостатки и исправиться. – Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее. – Мишка понял, какой у него неглубокий, бедный внутренний мир.   Заполняют таблицу.
Дениска Мишка
Целый мир Разные разности, продуктовый магазин

Работают самостоятельно. Заполняют таблицу.

Название «Что любит Мишка»
Автор В. Драгунский
Жанр Мягкая сатира
Главные герои произведения Борис Сергеевич, Мишка, Дениска
Характер героев произведения Борис Сергеевич – насмешливый. Мишка – беззаботный. Дениска – мечтатель, любознательный
Отношение автора к героям произведения К Борису Сергеевичу – с уважением. К Мишке – иронично, с сожалением. К Дениске – по-доброму
Свое отношение к героям произведения  
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
V. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение отрывка, который больше всего рассмешил, принести на урок книги с рассказами В. Ю. Драгунского. Подготовиться к литературной игре по произведениям В. Драгунского: 1. «Он живой и светится». 2. «Двадцать лет под кроватью». 3. «Подзорная труба». 4. «Тайное становится явным». 5. «Заколдованная буква». 6. «Где это видано, где это слыхано» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают предложения: – Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься… – Читая произведения, я испытывал… – Особенно меня тронуло… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: