Урок 67. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В. Драгунского «Что любит Мишка»; способствовать формированию у учащихся умения сопоставлять свое видение проблемы с авторским замыслом; продолжить развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»; научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, составлять диалог по содержанию произведения | Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий | Личностные: осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к герою произведения |
Образовательные ресурсы: запись музыки Ф. Шопена, выставка книг В. Ю. Драгунского |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся выразительно читают по ролям или инсценируют диалог учительницы и Дениски из рассказа В. Ю. Драгунского «Главные реки». Оценивают работу друг друга, называя лучшего исполнителя каждой роли, аргументируя свое мнение | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой | ||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. – Вспомните произведения этого автора, которые мы читали. – К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? – Какие из рассказов самые юмористические, веселые, а в каких соединяются серьезное и смешное? – Можно ли назвать Драгунского писателем-юмористом? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Мы продолжаем чтение рассказов о Дениске. И сегодня мы узнаем о том, что любят Дениска и его друг Мишка | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. – Виктор Драгунский – детский писатель, юмор, друг, воспитание. – Мы прочитали произведения «Англичанин Павел», «Бы», «Арбузный переулок», «Надо иметь чувство юмора», «Независимый горбушка», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Тайное становится явным», «Кот в сапогах». – Рассказ. – Нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьезных проблемах, включая юмористические ситуации, для того чтобы юным читателям было проще понять | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||
III. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Учитель и учащиеся читают рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка». – Что вы поняли из этого рассказа? – Почему так по-разному отреагировал учитель на слова Дениски и слова Мишки? – А что вы любите больше всего? – Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «что любит Мишка», а не «Что любит Дениска»? | Работают с толковым словарем. Объясняют значения слов: Кавалерист – воин на коне. Лань – быстрое животное рода оленей. Зельц – вид колбасы. Боржом (боржоми) – минеральная вода. Частик – рыба. Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение | ||||||||||||||||||
IV. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Назовите главных героев произведения. – Что вы о них узнали? – Кто еще герой этого рассказа? – Что любил учитель пения? – Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? – Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом. – Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? – Что любит Дениска? Докажите словами из текста. – Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? – Как вы это понимаете? – Как это характеризует Дениску? Докажите. – Почему Мишка вмешался в разговор? – Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка. – Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. – Как вы понимаете слова учителя «поведай тайну души своей»? – Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. – Подтвердите текстом и передайте голосом, что любит Мишка. – Как одним словом сказать? – Что можно сказать о Мишке? – Выберите слово, которое характеризует Мишку. – Какими словами автор описывает характер Мишки во время его рассказа о любви? – О чем говорят эти слова? – Чем же отличаются герои? – Чего ждал Мишка? – Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? – Почему? Это кульминационный момент. – Чего ждал учитель от Мишки? – В какой момент изменилось настроение Мишки? – На что обратил внимание учитель? Почему? – Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. – А когда люди краснеют? – Почему Мишке стало стыдно? – Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное. – Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича? – Только ли нам смешно было? Почему грустно? – Как к героям относится сам автор? – Как вы относитесь к мальчикам? – Как вы считаете, какова идея произведения? – Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? – А может ли Мишка измениться? – Зачем нужна сатира? –Давайте вернемся к авторскому замыслу и подумаем, что хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением. – Почему Мишка покраснел и смутился? – Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее? Почему? Заполните таблицу в тетради. – Используя таблицу, выскажите свое отношение к героям. Заполните недостающую ячейку информацией | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
– Дениска и Мишка.
– Они одноклассники, приятели, друзья.
– Учитель пения Борис Сергеевич.
– Учитель пения любил музыку Ф. Шопена.
– Эта музыка очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.
– Добрый, душевный человек – такая же и музыка.
– Дениска любит целый мир.
– Целый мир – природа, космос, животные.
– Дениска любознательный.
– Мишка почувствовал себя обиженным.
– Мишка надулся.
– Разные разности.
Читают слова: «…поерзал на подоконнике, откаш-лялся…».
– Мишка – обжора, сластена.
– Мишка ждал похвалы.
– Мишка вел себя беззаботно, ждал похвалы. Учитель посмотрел недовольно и строго.
– Учитель обратил внимание на любовь к людям и животным. Это главное – ради чего живет человек на земле.
– Мишка встрепенулся, покраснел.
– Люди краснеют, когда им стыдно.
– Мишка самое главное не сказал.
– К Дениске автор относится с уважением, к Мишке с юмором.
– В жизни нет одинаковых людей, и в литературе нет одинаковых героев.
– Человеку свойственно меняться в лучшую сторону. И автор тоже в это верит.
– Сатира помогает человеку увидеть его недостатки и исправиться.
– Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее.
– Мишка понял, какой у него неглубокий, бедный внутренний мир.
Заполняют таблицу.
Работают самостоятельно. Заполняют таблицу.
| Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||||||||||||||||||
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение отрывка, который больше всего рассмешил, принести на урок книги с рассказами В. Ю. Драгунского. Подготовиться к литературной игре по произведениям В. Драгунского: 1. «Он живой и светится». 2. «Двадцать лет под кроватью». 3. «Подзорная труба». 4. «Тайное становится явным». 5. «Заколдованная буква». 6. «Где это видано, где это слыхано» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают предложения: – Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься… – Читая произведения, я испытывал… – Особенно меня тронуло… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |