Проект по противопожарной безопасности
«Чтобы не было беды»
Подготовила воспитатель
С.А. Костина
Шелокша 2021г.
Актуальность проекта
Проблема пожаров остро стоит не только по всей стране, но и в нашей Нижегородской области. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека.
Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей старшего возраста осознанного и ответственного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности. Задачи проекта:
¾ Познакомить детей с историей возникновения огня.
¾ Сформировать представления детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
¾ Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
¾ Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
¾ Формировать у детей устойчивый познавательный интересак правилам пожарной безопасности.
¾ Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
¾ Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители (законные представители).
Срок реализации проекта: 26-30 июля 2021года
Ожидаемый результат:
¾ овладение детьми практическими навыками в случае пожара.
¾ Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
¾ Профилактика панического страха перед огнём.
¾ Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Принципы реализации проекта:
Принцип последовательности и постепенности. Знания по пожарной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип системности. работа проводится систематически при гибком распределении содержания проекта в течение дня.
Принцип интеграции. Программы по ПБ включаются в тематику других занятий: изобразительная деятельность, экологическое и физкультурное воспитание, и также в нерегламентированную деятельность и отдельные режимные моменты.
Принцип доступности. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений по ПБ.
Принцип наглядности. При обучении пожарной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты противопожарных средств защиты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д. Дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Принцип деятельности. Включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип развивающего обучения. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детьми смысла конкретных безопасных действий при пожаре. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных условиях в ситуации пожара.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения, безопасной для их жизни и здоровья.
Принцип преемственности взаимодействия с воспитанниками в условиях образовательного учреждения и семьи. родители не только продолжают беседы с ребенком на конкретные предложенные педагогом темы, но выступают активными участниками педагогического процесса
Формы работы с детьми по ознакомлению с правилами ПБ
Организованная деятельность с педагогом:
ü Занятия по ознакомлению с правилами ПБ
ü дидактические игры;
ü сюжетно-ролевые игры;
ü игры-экспериментирования и игры-путешествия;
ü игры-драматизации;
ü творческие игры;
ü подвижные игры;
ü чтение художественной литературы с анализом поступков литературных героев;
ü групповые и подгрупповые беседы;
ü рассказывание;
ü проблемные игровые и практические ситуации;
ü ситуационные задачи;
ü «Энциклопедия безопасных ситуаций»;
ü продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;
ü рассматривание плакатов;
ü просмотр обучающих мультфильмов
ü выставки детского творчества;
ü минутки безопасности во время режимных моментов;
Самостоятельная деятельность детей в режимные моменты:
ü рассматривание иллюстраций, плакатов;
ü сюжетно-ролевые игры;
ü рисование по теме;
ü дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми.
ü дидактические игры;
ü индивидуальные беседы
План реализации проекта
Дата | Мероприятие | Цель |
26.07. 2021г. | Выставка литературы по теме. | Предложить родителям произведения по теме, дать рекомендации и советы по чтению с детьми дома. |
Анкетирование родите-лей | Определить отношение родителей к данной проблеме, вовлечь их в образовательный- процесс ДОУ | |
27.07 2021г. | Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка» | Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём. |
Чтение произведения С.Я. Маршака «Пожар». | Закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем. | |
28.07. 2021 г. | Самостоятельная продуктивная деятельность по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны» | Развивать фантазию, помочь детям выразить представления об опасности от игры со спичками в рисунках. |
Дидактическая игра «Опасные предметы – источники пожара» | Научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. | |
29.07. 2021г. | Беседа «В жизни всегда есть место подвигу» | Рассказать детям о людях, которые рискуя своей жизнью, спасают других. Воспитывать сострадание чужой беде, осуждение равнодушия. |
Просмотр мультфильма "Как это случилось" (Союзмультфильм, 1973 г.) | Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Вызвать эмоциональный отклик. | |
30.07. 2021 г. | Дидактическая игра «Диалоги по телефону» | Научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы, запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб. |
Рассматривание карточек «Знаки безопасности» | Закреплять знания детей об опасных ситуациях, в которые они могут попасть | |
02.08. 2021 г. | Чтение рассказов Б. Житкова «Дым» и «Пожар» | Познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду. |
Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения» | Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей. | |
03.08. 2021 г. | Экскурсия по детскому саду. | Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения пожара, эвакуационными путями. |
24.10. 2019 г. | Дидактическая игра «Хорошо – плохо» | Формировать предствления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. |
Коллективное творчество.Изготовление папки-лепбука по пожарной безопасности | Развивать воображение, умение работать в команде. | |
Памятка «Правила пожарной безопасности» | Дать рекомендации родителям, как знакомить детей с правилами пожарной безопасности, напомнить, как нужно правильно вести себя при пожаре. |
Работа с родителями по чтению художественной литературы:
¾ Бианки В. «Береги лес!». («Лесная газета»)
¾ Гальченко В. «Приключение пожарного»
¾ Жигулин А. «Пожары»
¾ Житков Б. «Пожар», «Пожар в море», «Первая трево
¾ Маршак С. Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
¾ Михалков С. В. «Дядя Степа»
¾ Тарабукин И. «Андрейкино дежурство»
¾ Толстой Л. Н. «Пожарные собаки», «Пожар»
¾ Фетисова Т. «Куда спешат красные машины»
¾ Холин И. С. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»
¾ Хоринская Е. «Спичка-невеличка»
¾ Цыферов Г. М. «Жил на свете слонёнок»
¾ Чернышов Л. «Как Гриша - проказник испортил весь праздник»
¾ Шевченко А. «Как ловили Уголька»
¾ Шефнер В. «Лесной пожар»
¾ Шим Э. «Дым в лесу»
ПРИЛОЖЕНИЕ