https://www.youtube.com/watch?v=GyUBUdP7Pko
https://www.youtube.com/watch?v=3tAt7Txg-Io
Схема природных связей между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.
В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия? Как связи в природе могут быть нарушены? Приведите примеры нарушения связей в природе.
Вывод: Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
Вопрос: Почему для человека очень важно стать хотя бы немного экологом?
Практическое задание
Недалеко от реки построили завод. В его отходах содержатся ядовитые вещества.
Что произойдёт, если отходы попадут в реку?
(Учащиеся называют последствия)
Ответьте на вопросы и сравните свои ответы с эталоном:
Вопрос 1. Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.)
Вопрос 2. На какие группы делят экологические факторы?
(Факторы делят на: абиотические, биотические, антропогенные.)
Вопрос 3. К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель?
(Ель – теневыносливое растение.)
Вопрос 4. Каково значение видимого света?
(Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.)
Вопрос 5. Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных?
(Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.)
Вопрос 6. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом?
(Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным).
Вопрос 7. Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? Дайте развёрнутый ответ.
(Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)
Вопрос 8. Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги.
(У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.)
Вопрос 9. Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги?
(Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.)
Вопрос 10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды?
(Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.)
Вопрос 11. Перечислите известные вам абиотические факторы.
(Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон).
Вопрос 12. Почему данное изображение считают «экологическим?»
(На фотографии два организма: шмель и клевер вступают во взаимовыгодные отношения, а взаимоотношения – предмет изучения экологии.)
Вопрос 13. Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых?
(Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.)
Вопрос 14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов?
(Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.)
Вопрос 15. Какой экологический фактор возник с появлением человечества?
(С появлением человечества возник антропогенный фактор).
Вопрос 16. Что такое экология?
(Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)