Дата: 05.02.2021
Класс: 9 - А
Занятие кружка «Экология вокруг нас»
Тема: Уход за зубами. Факторы риска развития стоматологических заболеваний.
Цель: сформировать анатомо-физиологические понятия: о пищеварении, роли органов пищеварения; закрепить знания о типами зубов и их строением. Продолжить развивать связи о строения и роли органов человека; развивать умения обосновывать свое мнение, развивать творческое мышление и познавательные способности. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в должном ходе за своими зубами.
Ход занятия
I. Актуализация знаний
Мы говорили о значении питания для человека, пищеварительных веществах, необходимых организму и пищеварительной системе человека.
Давайте вспомним. Какие питательные вещества необходимы человеку, для нормальной жизнедеятельности? (белки, жиры, углеводы)
- А сейчас, вспомните строение пищеварительной системы.
Вопрос: В каком порядке расположены органы пищеварения?
Составить правильно:
ротовая полость – желудок – пищевод - толстая кишка - тонкая кишка – глотка - толстая кишка;
II. Изучение темы
Вопрос: Что находится в ротовой полости?
Мы с вами вспомнили, какой путь проходит пища в нашем организме и, какая система органов осуществляет этот процесс. Сегодня мы поговорим о наших помощниках – зубах.
Задание: Запишите виды зубов, их количество, функции.
Самостоятельная работа: подписать внешнее и внутреннее строение зуба
Заболевания зубов. Гигиена зубов.
Предлагаю прочитать «Советы стоматолога», «Гигиенические правила по уходу за зубами»
Советы стоматолога
v После еды необходимо тщательно прополаскивать рот.
v Перед сном и утром чистить зубы.
v Зубные щетки регулярно мыть с мылом и обдавать кипятком.
v Зубную щетку менять каждые 3 месяца..
v Чаще употреблять овощи и фрукты
Важно беречь зубы, для чего нужно выполнять гигиенические правила, предупреждающие их порчу:
n Не разгрызать кости и твердые конфеты.
n Не раскусывать орехи.
n Не пить холодную воду и не есть мороженое сразу после горячей пищи.
n Не курить, никотин вреден зубам и деснам.
n Посещать стоматолога два раза в год.
Предлагаю посмотреть видеосюжет «Уход за зубами. Гигиена полости рта» переходя по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=I0hT0qD9MCg&feature=emb_logo
Выполните тестовые задания:
В каком порядке расположены органы пищеварения?
а) ротовая полость – желудок – пищевод - толстая кишка - тонкая кишка - толстая кишка;
б) ротовая полость – пищевод - желудок - тонкая кишка - толстая кишка – прямая кишка;
в) ротовая полость – пищевод - желудок – толстая кишка - тонкая кишка – прямая кишка.
2. В ротовой полости происходит:
а) завершение переваривания пищи;
б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;
в) переваривание жиров.
3. Каким веществом покрыта коронка зуба:
а) прочным цементом;
б) дентином;
в) эмалью.
4. Всего у взрослого человека:
а) 32 зуба;
б) 36 зубов;
в) 30 зубов.
5. язык участвует:
а) в механической обработке пищи;
б) в химической обработке пищи;
в) в механической обработке и апробировании её.
(Ответы: 1б, 2б, 3в, 4а, 5в.)
Дата: 05.02.2021
Класс: 9 - А
Занятие кружка «Экология вокруг нас»
Тема: Биологические ритмы организма. Режим дня.
Цель: закрепить знания учащихся о понятии «биоритмы», научить рассчитывать свои биоритмы,
способствовать воспитанию чувства заботы о своем здоровье.
Ход занятия
I. Изучение нового материала
Биологический ритм – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме.
Природа добилась удивительного совершенства в ритмичности процессов жизни
Человек со дня рождения находится в 3 – биологических ритмах
физический эмоциональныйинтеллектуальный
23 дня 28 дней 33 дня
Физический - определяет энергию, силу, выносливость, координацию движения творческую способность личности
Эмоциональный - определяет состояние нервной системы
Интеллектуальны й - творческую способность личности
23 дня 28 дней 33 дня
«+» «- » «+» «- » «+» «-»
«+» - подъем сил, энергии, творческих успехов, оптимистичный, весел
«- » - упадок сил, агрессивен, легко возбудимый, раздражительный, ленивый
Расчет биоритмов
1.дата рождения + сколько дней вы прожили (365 умножить на кол – во лет исключая високосный год (кол-во вис, лет умножить 366)
2.Оба произведения суммируйте
3.Разделите прожитых дней на 23, 28, 33.
4.Получив число с остатком. Если остаток равен 20, это значит идет 20 день физического цикла т.е. вторая половина неблагоприятная.
Виды ритмов
месячные Годичные суточные повторяются
каждые 20-28 ч
Тип людей
Еще в начале XX века стало известно, что у людей бывают разные биологические ритмы. Именно они влияют на время нашей работоспособности и желание поспать. В зависимости от этого времени человечество изначально делили на 2 группы: жаворонков и сов.
Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера. Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера.
Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально - утром в 10-11 часов. Жаворонки рано встают и рано засыпают совы, напротив, поздно засыпают и поздно встают. Жаворонки - работают утром (25%) испытывают голод утром
Совы – не испытывают голод утром работают ночью (30%)
Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком.
Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют примерно одинаковую активность на протяжении всего рабочего дня.
Голуби – нет четких границ (45%)
Англичане провели исследование среди 3000 человек старше 50 лет, которое дало неожиданные результаты: совы оказались богаче жаворонков, память и мышление у сов так же развиты лучше. Кроме того, здоровье у сов в целом оказалось лучше, чем у жаворонков.
Среди сов преобладают люди творческих профессий - артисты, музыканты, писатели. Связано это с тем, что у сов чаще всего образное мышление - это люди с «ведущим» правым полушарием мозга.
А вот жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, за что отвечает левое полушарие. Поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.
Не соблюдение биоритмов приводит к усталости.
Усталость – закономерное явление возникающее после любого вида деятельности. Усталость избежать нельзя главное избежать переутомление
Советы
1. устранить воздействие вредных факторов. (шум, свет)
2. переключиться на разный вид деятельности с умственного на физический – активный отдых
3. рациональное питание.
4. природные ландшафты.
5.