Выдержки из статьи Дмитрия Раевского. 2015




Николай Рерих. "Святой Сергий Радонежский", 1932 г.

 

 

Николай Рерих. "Святой Сергий Радонежский" (1932)

В записной книжке нашел красивое описание картины Николая Рериха "Святой Сергий Радонежский". На самом деле, художник писал эту картину как минимум дважды, и детали этих вариантов сильно отличаются. Николай Рерих большое значение вкладывал в малейшие детали и символы картины, ведь он писал Историю, которая для него была живой. И вместо слов у него были краски и символы.

Мой друг несколько лет назад, глядя на оба варианта, сложил свои впечатления вот в такую Песнь.

Проходит время, и во многом житие Подвижников забывается, становится внешним и далеким, не связанным с настоящей жизнью.
И силы тьмы трудятся над искажением и принижением пресветлых обликов. Но кто, как не Подвижники, пролагают путь и являют образец для подражания на многие тысячелетия.

 

В центре картины - изображение Сергия в молитвенном Предстоянии.
Что мы знаем о молитве?
В молитве люди с чем-то обращаются к высшему: обычно с просьбой чего-то или за кого-то.
Но мы помним, что это молится не обычный человек, но сам Высочайший, хотя Он и видится нам воплощенным, как человек, а значит и имеющим все человеческие ограничения.
Что это за состояние, каковы должны быть движения души, чтобы приобщиться? Как нужно просить, какова соизмеримость, мотивы и этика Предстояния в духе, что это за труд такой и деяние – молитва?

В фигуре Сергия чувствуется торжественность и достоинство, отрешенность от всего внешнего. Ведь ничего не может быть более важным, главным, священным и трепетным, чем Предстояние перед Высшим. Одно дело, когда молящийся ещё не убедился в реальности Небес и обращается в неведении; иное - когда уже убедился. Но каждый раз соприкосновение с Небесным - потрясение и необычность, как в первый раз.
Каждый раз это таинство, происходящее в глубине души. Потому фигура Сергия изображена одиноко, вдали от людей.
В радости и умиротворении ждет молящийся, когда чистота и красота отношений и Домов Небесных начнет опускаться на землю и окутывать, подобно тому, как белый свет окутал Святого на картине Н.Рериха.
Не откроются Небеса, пока сам молящийся не станет подобным жителям Небес - Небожителям.
Простая одежда Сергия как бы подчеркивает нищету молящегося перед Небесами, перед глубиной и богатством сокровищ небесных; говорит о том, что не твои Они, но ты принадлежишь Им и можешь только приносить лучшие дары собственных трудов и мыслей и преумножать доверенное. Но всегда к сокровищам этим ты можешь вернуться, если сердце твое Там. А земное богатство, сверх необходимого, только мешает.
Так и жил Сергий в жизни земной - только самым простым и необходимым.

Матф.6:
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

И как бы ни был велик Дух, и сколько бы ему ни открылось, но богатства небесные бездонны.
Это не измышленное состояние, но внутреннее чувство естества, природа Высшего Я, когда узда духа наброшена на человеческие чувства, а ум уже не властен над тобой и жажда Небес - не твоя. Но как естественно стремишься ты дышать и дышишь, так же естественно такой Человек стремится дышать красотой Небес, стремится жить Небесами.

Голова Сергия едва наклонена вперед, а взор как бы потуплен, что говорит о великом смирении его сердца пред высшей Мудростью, перед беспредельностью небесного Отца.
Но не за благодатью и не за переживаниями пришел Сергий к Небесам, но за трудами и с приношением даров.

О трудах земных Сергия известно многое, но каков он, труд молитвенный?
Если посмотреть на лик Преподобного, то чувствуется сосредоточенное напряжение, всматривание в Небеса, что находятся хотя и внутри Него, но всё же снаружи, и ожидание ответа. Он как бы стал внутри себя стрелой - в полете, стремящейся к цели, самим полетом радостного и смиренного ожидания. И даже тень, короткая от полуденного солнца - как стрела.
Все огни напряжены, и угадывающиеся по тени вокруг Преподобного белые языки пламени Пространственного Огня как бы созвучат этому горению и устремляются навстречу порыву Святого, окружают Его в огненном Предстоянии. Недвижимо подвижным предстает перед нами воплощенный Предвечный: как огонь не может жить без движения, хотя и разлит в пространстве, так и Разум Сергия подвижно-неподвижен.
И дома небесные открываются, рассказывая о сужденных построениях, словно отбрасывая тени на землю перед Сергием.

Сергий стоит на возвышении, как бы на шаре земном, а над ним - сфера Небес, которой он касается челом. Фигура Сергия выделяется по размерам по отношению к другим элементам картины, что говорит о величине его Духа.

 

В руках у Сергия русский православный храм на рушниках - как символ Руси.
Трепетно и бережно, и с великой любовью несет этот дар Сергий Небесам - этот предмет его забот и радостных трудов.
Не о себе вопрошает Сергий у Небес, а о благе Руси, о лучших путях и лучшем строительстве.

«К Сергию пришел Святитель Алексей с вопросом – что делать? Сергий ответил: "Помоги земле Русской". Когда Сергия спросили крестьяне – что делать? – он ответил: "Помогите земле Русской". Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги земле Русской!" Когда позвал вас, сказал: "Помогите земле Русской"».

И не только вопрошал, но за плечами его уже было земное строительство и воплощение Указов.
Знаем земные труды Сергия как строителя государства, как духовного вождя и вдохновителя и объединителя народа Русского; как строителя духовных общин и традиций, как попечителя искусства, как заступника Руси, как заботливого Наставника и смиренного собрата даже в быту. И все труды земные были наполнены высшим смыслом, когда вокруг была смута и разрушение.

«И лилеи возрастут на камени,
И келию отвори первому лучу.
И птицы воспоют славу труду».

Сергий - также реформатор и возродитель истинных духовных традиций. Подобно тому, как православные храмы уподобились на картине по своей архитектуре Твердыне, о которой иногда говорил Сергий, но никогда не называл её места, так, используя среду Православия, он изменил суть внутримонастырской жизни, наполнив её духовными смыслами. Сделал монастыри, огражденные стенами, источником и хранителем идей, оплотом объединения, защиты и развития Руси. И это его Приношение земле и Небу символично изображено поодаль от Святого. То – изображение Сергиевой Лавры, Славу которой он отдал Небу, оставив себе Труды.

Как сам трудился, тому учил и учеников своих.


Труды Сергия как последователя Плана и Учения Христа проходили под Знаком Христа.
Перед Сергием изображен Спас. То, что изображение стоит на земле, означает завет Христа – всё сужденное и полученное свыше должно быть осознано и воплощено трудами земными, «руками и ногами человеческими».

«Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничего иного не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами».

Эти три принципа легли и в основу трудов Сергия, и символично древний знак из 3 оснований (Знамя Мира) изображен на рушнике, обрамляющем Храм в его рук.

Не случайно Явление Св.Сергия.
Времена те были тяжелые, враги внешние вынашивали планы завоевания Руси. Но ещё опаснее были распри и внутренние междуусобные войны, разъединение и стремление русских князей в этих условиях к личной власти, разрушающие Русь изнутри. Причины были не только видимые – завоевание богатых территорий и утверждение власти личной - но и скрытые.

 

Необходим был не просто правитель, но Вождь-воин, который бы принес объединяющие идеи и вдохновение на брань духовную во всех ключевых сферах, который мог бы воспитать духовных воинов и собрать воинство для внешних сражений, когда потребуется.


Известно, что Сергий не благословлял на военные меры в государственных делах, пока не исчерпаны все мирные средства.

 

Там, под горой, замерло воинство в готовности, как бы ожидая, что скажет их Наставник, которому доверие безусловное.
Сам Сергий-воин ждет Указов для претворения, о том Его молитва. Его облик полон решимости и веры, он целостен, а нимб вокруг головы … показывает Благоволение Небес.
Воспитанники Сергия ещё малы и молоды и только пробиваются, как ростки над землей, к высотам, но уже видно, что они воины, облаченные оружием Духа, и Спас – на их Знаменах.


Даже шлемы их символически по форме напоминают форму Обители, а суть воспитания и дисциплины – от Иерархии.
Только такие ученики могли своим примером и правдой показать другим – как нужно … и внешние условия способствовали рождению Героев при мудром водительстве Сергия.


В целом, картина отражает Единение…


Это определило путь успешного развития Руси на многие столетия.
Далеко позади те времена, когда жил, трудился и сражался Сергий, но взыскующие Общего Блага могут считать этого Величайшего Святого своим Идеалом и многое почерпнуть для уподобления из его подвижнической жизни.

«Борьба рождает Героев.
После войн остаются Подвиги.
Память о них бессмертна».

© Дмитрий Раевский, 2015

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: