Как организовать занятия дома?
Рекомендованная продолжительность первых занятий – от 3-х до 5-ти минут. В дальнейшем, она может быть увеличена до 15 мин. На протяжении всего занятия важно следить за состоянием ребенка. Если взгляд вашего ребенка блуждает, если ваш ребенок капризничает и (или) демонстрирует снижение активности, следует прекратить занятие или прервать его на некоторое время. Нельзя переутомлять малыша и перегружать его информацией. Это может стать причиной заикания. Достаточно ограничиться 2 – 3-мя игровыми упражнениями в день.
Что может понадобиться для занятий?
· большое настольное зеркало (для осуществления контроля над качеством выполнения артикуляционной гимнастики)
· легкие предметы из бумаги, ваты, пенопласта (для развития речевого дыхания)
· «лото» и картинки различной тематики, небольшие игрушки и муляжи, «коллекция» каталогов и плакатов (для развития словаря и формирование грамматических категорий числа, рода, падежа)
· пластилин, шнуровки, конструктор, счетные палочки, мозаика (для развития движений кистей рук)
· аудиозаписи и иллюстрированные книги со сказками, стихами, потешками, детскими песенками и попевками (для развития слухового восприятия и памяти, звукопроизношения и связной речи)
Желательно, чтобы материалы для занятия не находились в постоянной доступности ребенка, а появлялись в качестве приятного сюрприза для него.
Какие игровые упражнения могут быть включены в занятия?
Цель игрового упражнения | Название игрового упражнения | Описание игрового упражнения |
Развитие мышц артикуляционного аппарата | «Змейка» | Как можно дальше высунуть узкий язык, а затем – убрать в рот |
«Замесили тесто» | Положить язык на нижнюю губу (положение «блинчик») и хлопать по нему губами: «пя - пя - пя …» | |
«Часики» | Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта | |
«Качели» | Открыть рот и поочередно тянуть язык то к носу, то – к подбородку | |
«Карлсон» | Чмокать верхней губой и языком | |
«Вкусное варенье» | Широким языком облизывать верхнюю губудвижением сверху вниз | |
«Лошадка» | Щелкать языком у неба, имитируя цокот копыт | |
«Улыбочка» | Улыбнуться, не показывая зубы | |
«Трубочка» | Собрать губы и максимально вытянуть их вперед | |
«Окошко» | Округлить губы и максимально вытянуть их вперед | |
«Заборчик» | Улыбнуться, показав сомкнутые верхние и нижние зубы | |
Развитие речевого дыхания | «Дует из окна» | Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко» |
«Пустая ладошка» | Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку, и т. п.). | |
«Шторм в стакане» | Захватить губами соломинку для коктейля, которая кладется посередине, опустить конец соломинки в стакан с водой и подуть через нее так, чтобы вода в стакане забурлила | |
Развитие словаря и формирование грамматических категорий числа, рода, падежа | «Чудесный мешочек» | Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и назвать 3 – 5 мелких игрушек, затем складывает их в мешочек и просит определить на ощупь как можно больше игрушек |
«Чего не стало» | К ребенку в гости приходит Петрушка. Здоровается. Предлагает рассмотреть, назвать и запомнить картинки, которые он принес (картинки последовательно выкладываются перед ребенком). Ребенок по команде закрывает глаза. Петрушка убирает одну из картинок, меняет местами оставшиеся. Ребенок по команде открывает глаза и определяет, «чего не стало». Отгаданная картинка возвращается к оставшимся. | |
«Чьё, чьё? Мое!» | Взрослый складывает в мешок детские вещи и игрушки и вносит его в комнату вместе с сорокой. Взрослый сообщает ребенку о том, что сорока-воровка схватила все, что плохо лежит и вернет только хозяину, а затем достает из мешка по одному предмету и интересуется у ребенка, чья (чье, чей, чьи) это? Хозяин реагирует фразой: «Это моя майка», получает свою вещь и убирает её на место | |
«Зайка, сделай!» | К ребенку приезжает заяц на машине. Взрослый предлагает рассмотреть и назвать все, что привез зайка. Затем интересуется, для чего все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине. Родитель предлагает поиграть с зайкой: нужно отдавать команды, которые заяц должен выполнять. Если ребенок ошибается, заяц не двигается и ждет, когда ошибка будет исправлена. После игры заяц прощается и уезжает | |
Развитие движений кистей рук | «Кулачки» | Кулачки сложили (сжать кисти обеих рук в кулаки) Кулачками били: тук-тук, тук-тук (два раза выполнить по два ритмичных удара кулаками) |
«Пароход» | Пароход плывет по речке (сложенные лодочкой ладони поворачивать вправо-влево) И пыхтит он, словно печка: пых, пых, пых… (произносить звукоподражание) | |
«Моем руки» | Мы намылим наши руки (круговыми движениями «намыливать» руки) Раз, два, три. Раз, два, три (два раза выполнять по три ритмичных хлопка) А над ручками, как тучки (открыть ладони вверх) Пузыри, пузыри (четыре раза сжать и разжать кулаки) | |
Развитие слухового восприятия и памяти, звукопроизношения и связной речи | потешки: «Ладушки», «Катя, Катя маленькая…», «Потягунюшки, потягунюшки…» (русские народные), «Топотушки» (З. Александрова) стихи:«Бычок», «Мячик», «Слон», «Грузовик», «Лошадка», «Зайка», «Мишка» (А. Барто) сказки: «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба» (русские народные) песенки: «Ладушки-ладушки» (Т. Иорданский), «Птичка» (Потапов), «Спи, мой мишка» (Е. Тиличеева) | Слушаем и разучиваем |
|