Урок 19
Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное
произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст; развивать память, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; мета- предметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по-* иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
—Прочитайте самостоятельно.
На море-окияне,
На острове Буяне Стоит бык печеный.
В одном боку быка нож точеный,
А в другом — чеснок толченый.
—Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, с интонацией удивления, восхищения, выразительно).
III. Проверка домашнего задания
(Ученики по очереди рассказывают стихотворения наизусть, показывают свои иллюстрации.)
IV. Физкультминутка
|

По вертикали:
1. Волна в озере встает — двойка белая плывет. (Лебедь.)
| |||
| |||
—Используя ответы кроссворда, вспомните все сказки, которые написал Александр Сергеевич Пушкин. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
—Какие сказки вы читали?
(Знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Учащиеся слушают аудиозапись и следят по учебнику на с. 70—90, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова.)
—Каковы ваши впечатления от услышанного?
— Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?
—Какие слова и выражения были непонятны?
VI, Рефлексия
—С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
—За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
—К какому виду сказок можно отнести «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
—Кому нравится читать стихи, а кому — сказки Пушкина?
— Чем вам нравятся сказки А.С. Пушкина?
Домашнее задание
Прочитать сказку на с. 70—90 учебника. Читать другие сказки А.С. Пушкина.
Урок 2 2. Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина
Цели: обобщить знания по разделу; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: выявление специфических особенностей сказки; метапредметные: умения анализировать книги, представленные на выставке, сравнивать их (автор, тема, название), планировать свою деятельность по решению учебной задачи, оценивать свою работу на уроке, работать в группе; личностные: проявление интереса к творчеству А.С. Пушкина, его биографии.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: класс делится на две команды; команды придумывают названия, эмблемы, инсценируют отрывки из сказок; к конкурсу учащиеся должны хорошо знать сказки А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Представление команд
(Учитель представляет жюри и дает слово командам для приветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.)
II. Разминка
(Вопросы задают по очереди каждой команде.)
1.Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
2. Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
4. Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал.)
5. Имя и отчество бабушки Пушкина. (Мария Алексеевна.)
6. С каким царем встретился в детстве А.С. Пушкин? (С Павлом Г.)
7. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)
8. Какие песни пела Арина Родионовна А.С. Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)
9. Какие рассказы любил и боялся слушать маленький Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)
10. Что говорила няня, укладывая мальчика спать? (Спи, глазок, спи, другой, о хорошем думай...)
III. Конкурс «Что за прелесть эти сказки!»
—За три минуты вы должны вспомнить и записать как можно больше названий сказок А.С. Пушкина. (Примерные ответы. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». Незаконченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».)
(Представители команд зачитывают свои списки и сдают
жюри.)
IV. Конкурс «Домашнее задание»
(Инсценирование сказок.)
V. Конкурс «Узнайте сказку по рисунку»
(Учащимся показывают рисунки и вывешивают их на доску.)
1.Кораблик. («Сказка о царе Салтане...».)
2. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне...».)
3. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне...».)
4. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
5.Лебедь. («Сказка о царе Салтане...».)
6. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
VI. Конкурс «Знатоки сказок»
— А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении. Узнайте сказку по следующим словам: «путь-дорога», «терем», «прялка», «солнышко», «месяц», «ветер», «свадьба». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вопросы
• Как звали сенную девушку? (Чернавка.)
• Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)
• У кого жила царевна в лесу? (Усеми богатырей.)
• Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)
• Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица.)
• К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (Ксолниу, месяцу, ветру.)
• Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)
• Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)
— Узнайте сказку по следующим словам: «откуп», «дурачина», «изба», «терем», «жемчуг», «царица», «корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Вопросы
• Сколько лет жили старик со старухой? (30лет и 3 года.)
• Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3раза.)
• Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз — тину, во 2-йраз — морскую траву.)
• Что просила старуха? (Корыто, избу.)
• Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)
• Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)
— Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», «печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Вопросы
• За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу.)
• С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)
• Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка.)
• Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)
— Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шемаханская царица», «звездочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке».)
Вопросы
• Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)
• Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)
• Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в ту сторону и кричал: Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)
• Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою.)
• Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шемаханской царицы? (Неделю.)
• Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шемаханскую царицу? («Царь хватил его жезлом / По лбу; тот упал ничком, /Да и дух вон».)
- Узнайте сказку по следующим словам: «царь», «бочка», «кораблик», «лебедь», «гонец», «зависть». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
Вопросы
• Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде».)
• Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря.)
• Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)
• В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)
• Кем был злой коршун, который хотел погубить Царевну Лебедь? (Чародеем.)
• Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)
VII. Подведение итогов КВН. Награждение победителей
Вот и все. Последней сказки Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно За друзей стоять горою!
Ну а если захотите В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять —
И любимые герои С вами встретятся опять!
До новых встреч!
Уроки 2 3-2 6. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.