Честность включает в себя как слова, так и дела




Автор: Мухаммад Насир ад-Дин

Аль-Албани

1001 (حسن)

أشدُّ النّاسِ يَوْمَ القِيامَةِ عَذاباً إِمامٌ جائِرٌ

(ع طس حل) عن أبي سعيد.

1001 — Сообщается, что Абу Са’ид (аль-Худри) сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения, самому суровому наказанию из людей подвергнется жестокий правитель”». Этот хадис передали Абу Я’ля 1088, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 1595, Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 10/114.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1001, «ар-Рауд» 965.

1002 (صحيح)

أشدُّ أُمَّتِي حَياءً عُثْمانُ بنُ عَفَّانَ

(حل) عن ابن عمر.

1002 — Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самый стеснительный в моей общине — ‘Усман ибн ‘Аффан”». Этот хадис передал Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 1/56.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1002, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/224.

1003 (صحيح)

أشَدُّ أمَّتِي لِي حُبّاً قَوْمٌ يَكونونَ بَعْدِي يَوَدُّ أحدُهُمْ أنّهُ فَقَدَ أهْلَهُ ومالَهُ وأنّهُ رَآنِي

(حم) عن أبي ذر.

1003 — Сообщается, что Абу Зарр сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “После моей (смерти) больше всех из (членов) моей общины меня станут любить те люди, (каждый из) которых захочет увидеть меня, (даже если ради этого ему придётся) лишиться семьи и богатства”». Этот хадис передали Ахмад 5/156 и 170, Муслим 2832.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1003, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1418.

1004 (صحيح)

أشْعَرُ كَلِمَةٍ تَكَلَّمَتْ بِها العَرَبُ كَلِمَةُ لَبِيدٍ: ألاَ كُلُّ شَيْءٍ ما خلا اللَّهَ باطِلُ

(م ت) عن أبي هريرة.

1004 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самыми красноречивыми словами, которые (когда-либо) произносили арабы, являются слова Лабида[1](, который сказал): “Разве не является всё, кроме Аллаха, несостоятельным?”»[2] Этот хадис передали аль-Бухари 3841, Муслим 2256, ат-Тирмизи 2849.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1004.

_______________________________________

В версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми правдивыми словами, которые (когда-либо) произносил поэт, являются слова Лябида (, который сказал): “Разве не является несостоятельным[3] всё, кроме Аллаха?” − (что же касается) Умаййи бин Абу-с-Сальта[4], то он был близок к тому, чтобы принять ислам». См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» 3841, пер. А. Нирша.

[1] — Лабид — известный доисламский поэт, принявший ислам и проживший очень долгую жизнь.

Он был сподвижником и его звали Лабид ибн Раби’а, да будет доволен им Аллах. См. «Шарх Сахих Муслим» имама ан-Навави.

[2] — Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность.

[3] Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность.

[4] Поэт, который интересовался религией и, по некоторым сообщениям, принял христианство.

1005 (صحيح)

أشْفِعِ الأَذانَ وأوْتِرِ الإِقامَةَ

(خط) عن أنس (الدارقطني في الأفراد) عن جابر.

1005 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Произноси слова азана четно, а (слова) икъамы — нечетно!» Этот хадис передали Хатыб аль-Багъдади 4/434 со слов Анаса; ад-Даракъутни в «аль-Афрад» т. 2, №50 со слов Джабира.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1005, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1276.

__________________________________________

Передают со слов Анаса о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Билялу, чтобы он произносил (слова) азана четно, а (слова) икъамы — нечетно. Этот хадис передал аль-Хаким 1/198, который сказал: «И два шейха (аль-Бухари и Муслим) не передали его с таким содержанием и он является достоверным». С ним согласился аз-Захаби, а шейх аль-Албани сказал: «Это так, как они сказали». См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/271.

1006 (صحيح)

إشْفَعُوا تؤْجَرُوا

(ابن عساكر) عن معاوية.

1006 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хо­да­тай­ст­вуй­те и вы бу­де­те воз­на­гра­ж­де­ны». Этот хадис передали Абу Дауд 5132, ат-Тирмизи 2672, ан-Насаи 5/78, Ибн ‘Асакир со слов Му’авии; Ахмад 4/400, 409 и 413, ат-Тирмизи 2672, аль-Хатыб аль-Багъдади в «ат-Тарих» 2/5 со слов Абу Мусы аль-Аш’ари.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1006, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1464.

1007 (صحيح)

إشْفَعُوا تُؤْجَرُوا ويَقْضِ اللَّهُ على لِسانِ نَبِيِّهِ ما شاءَ

(ق 3) عن أبي موسى.

1007 — Сообщается, что, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ходатайствуйте (за просящих)[1] и вы бу­де­те воз­на­гра­ж­де­ны, а Аллах объявит об угодном Ему решении языком Своего пророка». Этот хадис передали аль-Бухари 1432, Муслим 2627, Абу Дауд 5131, ат-Тирмизи 2672, ан-Насаи 5/77 со слов Абу Мусы (аль-Аш’ари).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1007, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1464.

_______________________________________________

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил нищий или когда его просили о чём-нибудь, он всегда говорил (нам): “Ходатайствуйте (за просящих) ….”».

[1] Здесь подразумеваются не только просящие подаяния, но и вообще все те, кто обращается со своими нуждами к влиятельным лицам и за кого можно обратиться с ходатайством об оказании помощи. С другой стороны, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал обращаться с ходатайствами в тех случаях, когда человек совершал преступление, требующее наказания в соответствии с установлениями шариата /хадд/. Таким наказаниям виновных следует подвергать неукоснительно. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари», пер. А. Нирша.

1008 (صحيح)

أشْكَرُ النّاسِ لِلَّهِ أشْكَرُهُمْ لِلنَّاسِ

(حم طب هب الضياء) عن الأشعث بن قيس (طب هب) عن أسامة بن زيد (عد) عن ابن مسعود.

1008 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самые благодарные люди Аллаху те, которые более других благодарят людей». Этот хадис передали Ахмад 5/212, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 648, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 9120, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1490 со слов аль-Аш’аса ибн Къайса; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 425, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 9118 со слов Усамы ибн Зайда; Ибн ‘Ади 3/311 со слов Ибн Мас’уда.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1008.

_____________________________________

Позже, разбирая данный хадис в «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» (11/546), шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, писал:

— Слабый (хадис). Он передаётся из хадисов аль-Аш’аса ибн Къайса, Усамы ибн Зайда и ‘Абдуллы ибн Мас’уда.

1 — Что касается хадиса аль-Аш’аса, то его передали ат-Таялиси в своём «Муснаде» (стр. 141, №1048), Ахмад (5/212), ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (648), и ат-Табари (Муснад ‘Умара — 73/1048).

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад слабый из-за неизвестности ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ади аль-Кинди. Хафиз (Ибн Хаджар) в «ат-Такъриб» сказал: «Неизвестный (передатчик)».

Я (аль-Албани) говорю:

— Что касается Ибн Хиббана, то в соответствии со своими принципами считать неизвестных передатчиков надёжными, он привёл его в «ас-Сикъат» (3/160), исключая то, что у него сказано «Ибн ‘Усман» вместо «Ибн ‘Ади». Но это давняя ошибка, ибо, она также встречается в его Захиритской рукописи. Что касается слов аль-Мунзири в «ат-Таргъиб» (2/56) и аль-Хайсами в «аль-Маджма’» (8/180): «Его передал Ахмад и его передатчики заслуживающие доверия», то внешне видно, что они опирались в этом на признании его надёжности Ибн Хиббаном, о котором было упомянуто, но ты уже узнал относительно него. К сказанному я добавлю: вместе с неизвестностью аль-Кинди — передатчика от аль-Аш’аса, он противоречит ему в тексте Абу Ма’шару Зияду ибн Кулейбу, который сказал: «От аль-Аш’аса», и он привёл его как восходящий к пророку, с текстом: «Не поблагодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей». Его приводит Ахмад (5/211, 212) с двумя достоверными иснадами от Абу Ма’шара, исключая то, что между ним и аль-Аш’асом существует разрыв, ибо, между их кончиной примерно восемьдесят лет. Однако, у этого текста существует свидетельствующий в его пользу сильный хадис/шàхид/ из хадиса Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который я приводил в «ас-Сахиха» (№416) и он сохранённый от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 — Что касается хадиса Усамы, то его передаёт ‘Абдуль-Мун’им ибн Ну’айм:

— Рассказал нам аль-Джарири от Абу ‘Усмана ан-Нахди, передавшего его от него. Его приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (425)

Я (аль-Албани) говорю:

— Этот иснад очень слабый. Его проблемой является этот Ибн Ну’айм, относительно которого хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Неприемлемый передатчик/матрук/». Это достовернее и точнее слов аль-Хайсами, который относительно него сказал (только): «Слабый (передатчик)», ибо, он является очень слабым, как тебе на это указывают эти слова хафиза (Ибн Хаджара). И в этом он последовал за имамом ад-Даракъутни. Подобными этим являются слова ан-Насаи: «Он не заслуживающий доверия». Более строгими по сравнению с этими являются слова имама аль-Бухари: «Его хадисы отвергаемые». То же самое сказал и Абу Хатим. Из того, что мы упомянули, тебе становится ясным послабление, которое проявил аз-Захаби в «аль-Мугъни фи-д-ду’афаъ валь-матрукин» своими словами: «Слабым его назвали ад-Даракъутни и другие».

Примечание. Этот хадис Усамы, ас-Суюты отнёс к «аль-Джами’» ат-Табарани и «Шу’аб аль-Иман» аль-Байхакъи. Аль-Мунави в комментариях к нему сказал: «У них в нём сказано «Абу Ну’айм». Его привёл аз-Захаби в “ад-Ду’афаъ” и сказал: “Слабым его назвали ад-Даракъутни и другие”. Конец цитаты от аз-Захаби. Из-за него аль-Хайсами назвал слабым сообщение ат-Табарани». Его слова: «Абу Ну’айм» являются ошибкой. Правильно — «Ибн Ну’айм» или «‘Абдуль-Мун’им ибн Ну’айм».

3 — Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то ас-Суюты отнёс его к Ибн ‘Ади и аль-Мунави ничего про него не сказал, а я пока не нашёл его в данный момент, чтобы взглянуть на него. Затем, аль-Мунави сказал: «Автор (ас-Суюты) указал на то, что он достоверный и возможно, что (он имеет ввиду, что этот хадис) достоверный в силу существования других, подкрепляющих его хадисов».

Я (аль-Албани) говорю:

— Напротив, он слабый! И достоверным является другой текст, как об этом было разъяснено выше.

1009 (صحيح)

أشْهَدُ أنْ لا إله إلاّ اللَّهُ وَأنِّي رَسُولُ اللَّهِ لا يَلْقَى اللَّهَ بِهِما عَبْدٌ غَيْرُ شاكٍّ فِيهِما إلاّ دَخَلَ الجَنّةَ

(حم م) عن أبي هريرة.

1009 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Свидетельствую, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и если кто-нибудь из рабов (Аллаха) встретит Аллаха[1] (имея в запасе) их[2] и не сомневаясь (в их истинности)[3], то он непременно войдет в рай!» Этот хадис передали Ахмад 3/11 и Муслим 27 со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1009.

_______________________________________________

В одной из версий этого хадиса, которую приводит имам Муслим говорится: «Во время похода на Табук люди, страдавшие от голода(, обратились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой), сказав: “О посланник Аллаха, если бы ты позволил нам заколоть наших верблюдов, то мы (могли бы) питаться бы их мясом и использовать их жир”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Так и) сделайте”. (Тогда к нему) подошёл ‘Умар, да будет доволен им Аллах, который сказал: “О посланник Аллаха, если ты (позволишь им сделать это), у нас останется мало верховых животных! (Лучше) вели им принести те припасы, которые у них ещё есть, а потом обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он сделал их благословенными для (этих людей), может быть, Он сделает это!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да!”, — после чего велел принести себе кожаную подстилку и расстелил её, а потом он велел сносить на эту подстилку остатки их припасов, и люди стали подходить кто с горстью проса, кто с пригоршней фиников, а кто с куском хлеба. В конце концов на этой подстилке набралось немного еды, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал на эту еду благословение, а потом сказал: “Кладите это в свои сосуды!”, — и люди стали складывать еду в свои сосуды(, что продолжалось до тех пор), пока все имевшиеся в лагере сосуды не были заполнены, а кроме того, все наелись досыта и после этого что-то ещё осталось, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: “Свидетельствую, что нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и если кто-нибудь из рабов Аллаха встретит Его (, имея в запасе два этих свидетельства) и не сомневаясь (в их истинности), то не останется рай недоступным для него!”[4]

[1] — Иначе говоря, умрёт.

[2] Имеется в виду два этих свидетельства.

[3] Шейх Абу Батын сказал: «Коран указывает на то, что сомнение в основах религии является неверием. Сомнение (шакк) – это колебаться между двумя вещами, как тот, кто не утверждает правдивость посланника (да благословит его Аллах и приветствует), но и не обвиняет его во лжи. Или же не утверждает о Судном дне, как и не отрицает его, и тому подобное. Так же, как например тот, кто не считает молитву обязательной, но и не отрицает ее обязанность, или не считает прелюбодеяние запрещенным, но в тот же момент и не говорит о его дозволенности. Все это является неверием по единогласному мнению!» См. «Хукму такфир аль-му’айин» 17.

[4] — То есть: он обязательно войдёт в рай.

1010 (حسن)

أشِيدُوا النِّكاحَ

(طب) عن السائب بن يزيد.

1010 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Объявляйте о бракосочетании». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 6666 со слов ас-Саиба ибн Язида.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1010, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1463.

_______________________________________________

«Объявляйте о бракосочетании» то есть объявляйте об этом (событии) и обнародуйте это. См. «Файдуль-Къадир» 1/527.

В одной из версий этого хадиса сказано: «Объявляйте о бракосочетании, объявляйте о бракосочетании, ведь это бракосочетание а не прелюбодеяние!» Этот хадис передал Ибн Мандах в «аль-Ма’рифа» 2/218/2. Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3/447.

1011 (حسن)

أشيدُوا النِّكاحَ وأعْلِنُوه

(الحسن بن سفيان طب) عن هبار بن الأسود.

1011 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Объявляйте о бракосочетании и обнародуйте его». Этот хадис передали аль-Хасан ибн Суфйан и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов Хаббара ибн аль-Асвада.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1011, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1463.

1012 (صحيح)

أصابِعُ الْيَدَيْنِ والرِّجْليْنِ سَواءٌ

(د) عن ابن عباس.

1012 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пальцы рук и ног одинаковы». Этот хадис передали Ахмад 1/227, аль-Бухари 6895, Абу Дауд 4561, ат-Тирмизи 1392, ан-Насаи 4847, Ибн Маджах 2652 со слов Ибн ‘Аббаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1012, «Ирвауль-гъалиль» 2271.

_______________________________________________

В версии этого хадиса, которую приводит имам аль-Бухари сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Этот и этот равнозначны друг другу», имея в виду мизинец и большой палец. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7014.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что выкуп за каждый из этих пальцев будет одинаковым, что составляет десять верблюдов за каждый из них.

1013 (صحيح)

أصْدَقُ كَلِمَةٍ قالها الشَّاعِرُ كَلِمَةُ لَبِيدٍ: ألاَ كُلُّ شِيْءٍ ما خلا اللَّهَ باطِلُ

(ق ه) عن أبي هريرة.

1013 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самыми правдивыми словами, которые (когда-либо) произносил поэт, являются слова Лабида[1](, который сказал): “Разве не является несостоятельным[2] всё, кроме Аллаха?”» Этот хадис передали аль-Бухари 3841, 6147, 6489, Муслим 2256, Ибн Маджах 3757.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1013, «Мухтасар Муслим» 1507.

[1] Лабид − поэт, который прославился ещё в доисламские времена, принял ислам и прожил очень долгую жизнь.

[2] Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность.

1014 (صحيح)

اصْرِفْ بَصَرَكَ

(حم م 3) عن جرير.

1014 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Отведи свой взор! » Этот хадис передали Ахмад 4/358, Муслим 2159, Абу Дауд 2148, ат-Тирмизи 2776, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 9233, аль-Хаким 2/396, аль-Байхакъи 7/90, ат-Таялиси 672, ад-Дарими 2643, Ибн Къаттан «Китаб ан-назар» стр. 71, Ибн Абу Шейба 3/409 со слов Джарира.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1014, «Гъаятуль-марам» 188.

______________________________________________

Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я задал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос о случайном взгляде[1], и он сказал: “Отведи свой взор!”»

[1] — Иначе говоря, Джарир, да будет доволен им Аллах, спрашивает о том, что следует делать, если человек помимо своей воли увидит что-нибудь такое, на что смотреть запретно или нежелательно.

1015 (حسن)

اصْنَعُوا لآِلِ جَعْفَرٍ طَعاماً فإِنَّهُ قَدْ أتاهُمْ ما يَشْغُلُهمْ

(حم د ت ه ك) عن عبدالله بن جعفر.

1015 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Джа’фар сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Приготовьте для семьи Джа’фара еду, так как их постигло то, что заняло их”». Этот хадис передали Ахмад 1/205, Абу Дауд 3132, ат-Тирмизи 998, Ибн Маджах 1610, аш-Шафи’и в «аль-Умм» 1/247, аль-Байхакъи 4/61, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 1472, аль-Баззар 2245, ад-Даракъутни 1872, Абу Я’ля 6801, ‘Абду-р-Раззакъ 6665, аль-Хаким 1/372, который сказал: «Иснад хадиса достоверный» и с ним согласился аз-Захаби. Также достоверным назвал его Ибн ас-Сакан, как об этом сказано в «ат-Тальхис» 5/253.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1015, «Ахкамуль-джанаиз» 166, «Мишкат аль-масабих» 1739.

_________________________________________

Имам аш-Шафи’и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это — сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда до него дошла весть о гибели Джа’фара». См. «аль-Умм» 1/278.

Ученые отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби. См. книгу имама ан-Навави «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 5/290.

Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить. См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 5/290.

А Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Сура «Трапеза», 5: 2.

Поминки в доме покойного и угощение гостей едой является ересью /бид’а/. Все мусульманские богословы единодушны в том, что нежелательно, чтобы семья покойного готовила еду для людей и собирала их у себя в доме. Это еще более отягощает их и доставляет им лишние хлопоты, что похоже на то, как поступали язычники во времена невежества. Один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Джарир рассказывал: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным».Этот хадис передали Ахмад 2/204, Ибн Маджах 1612. Аль-Бусайри назвал его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905).

Имам ан-Навави писал, что аш-Шафи’и и его ученики неодобрительно относились к тому, чтобы семья покойного садилась у себя в доме, а люди приходили к ним и садились рядом, чтобы утешить их. Они считали, что после выражения соболезнования люди должны уйти и что выразить соболезнование можно даже случайно встретив родственника покойного, а собираться для этого нежелательно как для мужчин, так и для женщин. См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 5/278.

Сам имам аш-Шафи’и писал: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т.е собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут. Все это лишь увеличивает горе, которое и без того приносит много переживаний и хлопот». См. «аль-Умм» 1/279.

Ученый ханбалитского толка Ибн Къудама писал: «Абуль-Хаттаб говорил, что нежелательно садиться для того, чтобы выразить соболезнование. Ибн ‘Акъиль считал нежелательным устраивать собрания после смерти, потому что это только увеличивает печаль родственников покойного». См. «аль-Мугъни» 3/487.

Имам Ахмад сказал: «Я считаю нежелательным выражать соболезнования родственникам и утешать их у могилы покойного. Только те, кто еще не выразил соболезнования, могут сделать это после того, как его похоронят, или до этого». Он также сказал: «Выражая соболезнование, тот, кто хочет, может взять родственника покойного за руку. Если он увидит, что тот рвал на себе от горя одежду, то пусть все равно выразит ему свои соболезнования, потому что не следует отказываться от доброго дела из-за чьего-то греха. Если он предостережет его от этого прегрешения, то это хорошо». См. книгу Ибн аль-Химама «Шарх аль-Хидайа» 1/473.

Все это говорит о том, что устраивать поминки в доме покойного является скверной ересью. Об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ахкамуль-джанаиз» (стр. 16).

В наше время многие люди ввели обычай резать барана и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом. См. Мухаммад ан-Наджи: «Некоторые правила похорон», пер. Э. Р. Кулиева.

1016 (صحيح)

اصْنَعُوا ما بَدَا لَكُمْ فمَا قَضَى اللَّهُ تَعالى فَهُوَ كائِنٌ ولَيْسَ مِنْ كُلِّ المَاءِ يَكُونُ الوَلَدُ

(حم) عن أبي سعيد.

1016 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поступайте как считаете нужным, а то, чему Всевышний Аллах предопределил быть, непременно произойдет и не из каждой воды[1] рождается ребенок ». Этот хадис передали Ахмад 4/358, Муслим 4/159-160 со слов Абу Са’ида (аль-Худри).

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1016, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1462.

____________________________________

Во время битвы при Хунайне сподвижникам в качестве трофеев достались невольницы с которыми они вступали в половой контакт и когда они спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о предохранении во время полового акта/аль-‘азль/, он сказал им это.

Аль-‘Азль – это вынимание полового органа непосредственно перед эякуляцией[2], чтобы не эякулировать в половой орган жены. См. «Шарх Сахих Муслим» 10/9, «Найлюль-аутар» 12/301.

Ученые разошлись относительно дозволенности ‘азля (предохранения) во время полового акта, чтобы предотвратить беременность, на несколько мнений. Большинство ученых считали, что это дозволено, другие сказали, что это порицаемо, а некоторые говорили, что это запрещено. И мнение о запрете выбрал имам Ибн Хазм. См. «аль-Мухалля» 10/70.

Что касается тех ученых, которые считали предохранение дозволенным, то они опирались на следующие доводы:

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Мы предохранялись во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Коран (все еще) ниспосылался». А передатчик хадиса Суфьян сказал: «И если бы предохранение было запрещено, то это запретил бы Коран!» аль-Бухари 5208, Муслим 1440.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал: «Мы предохранялись во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда ему стало известно об этом, он не воспретил нам делать это». Муслим 1440.

Также Джабир рассказывал, что однажды некий человек пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «У меня есть наложница, которая прислуживает нам и поливает наши финиковые пальмы. Я вступаю с ней в половую близость, но не хочу, чтобы она забеременела». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Предохраняйся, если хочешь, но ее постигнет то, что ей суждено!» Тот человек удалился и не появлялся некоторое время. Затем он вновь пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Моя наложница забеременела!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Разве я не говорил тебе, что ее постигнет то, что ей суждено?!» Муслим 1439.

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что однажды один человек пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О Посланник Аллаха! У меня есть рабыня, и во время эякуляции я вынимаю половой член из ее влагалища. Я хочу только того, чего хотят остальные мужчины. Однако иудеи заявляют, что вынимать половой член из влагалища во время эякуляции равносильно убийству новорожденного». Он сказал: «Иудеи лгут! Если Аллах захочет создать ребенка, то тебе не удастся предотвратить это». Ахмад 3/33, Абу Дауд 2171, ат-Тахави 2/371. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.

Что же касается тех, кто считал предохранение нежелательным, то они опирались на следующие доводы:

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: «Когда мы захватили наложниц во время военного похода, мы спросили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о предохранении, и он сказал: “Не следует вам этого делать! Воистину, если душе суждено появиться на свет, то Аллах непременно создаст ее!”»аль-Бухари 5210, Муслим 1438.

Однако саляфы разошлись относительно слов: «Не следует вам этого делать!», поскольку в другой версии этого хадиса слова эти звучат как раз иначе: «Нет проблем на вас, если вы это будете делать!» И этот вариант выбрал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, сказав что такое понимание соответствует и остальным хадисам, в которых указывается дозволенность предохранения. См. «ат-Тамхид» 11/294.

И это понимание усиливает также одна из версий этого хадиса:

Абу Са’ид сказал: « И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о предохранении сказал: “Зачем кто-то из вас это делает?”, и не сказал: “Пусть никто из вас этого не делает!”» Муслим 1438/132.

Также сторонники нежелательности и запретности на предохранения, опирались на хадис Джумамы бинт Вахб, которая рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на вопрос о предохранении сказал: «Это – скрытое детоубийство!» Муслим 1442.

Однако ученые сильно разногласили в отношении этого хадиса, так как он внешне противоречил тому хадису, в котором на слова иудеев о том, что предохранение является убийством новорожденных, сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иудеи лгут!» Ахмад 3/33, Абу Дауд 2171.

По этой причине некоторые имамы считали, что хадис Джумамы является слабым, что является явной ошибкой. См. «Найлюль-аутар» 12/304.

Другие, как например имам ат-Тахави считали, что сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил так, как иудеи, что предохранение подобно закапыванию заживо новорожденных, как это делали арабы во времена джахилии с девочками. Затем, когда он узнал положение этого, отказался от мнения иудеев. См. «Мушкилюль-асар» 2/255.

Однако многие имамы возразили на это и сказали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не запрещал ничего, опираясь на законоположения христиан и иудеев.

Наилучшим же пониманием этих хадисов является то, как их объединили ученые, о чем передали хафиз Ибн Хаджар и шейх Ибн аль-Къаййим, что иудеи приравнивали предохранение к детоубийству в действительности, что является ложью, тогда как сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просто сравнил это с детоубийством, что не одно и тоже! См. «Фатхуль-Бари» 9/254, «ат-Тахзиб» 3/85.

Что же касается тех ученых, которые дозволяли предохраняться, и хадисы о дозволенности конкретизировали согласием жены, то они опирались на следующие доводы:

‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил предохраняться со свободной женщиной, кроме как с ее согласия». Ахмад 1/31, Ибн Маджах 1928.

Однако этот хадис является слабым по причине передатчика по имени Ибн Лахи’а, о чем говорили хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Албани. См. «Мисбах аз-зуджаджа» 2/99, «Ирвауль-гъалиль» 2007.

Но такое мнение передается также от некоторых сподвижников, что мужчина сам выбирает предохраняться с наложницей или нет, а со свободной женой может предохраняться только с ее разрешения. Это мнение передают от Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Запрещено предохраняться со свободной женщиной, кроме как с ее согласия». ‘Абду-р-Раззакъ 12562, аль-Байхакъи 7/231.

Также это мнение передается от Ибн ‘Умара, Ибн Мас’уда и Анаса. аль-Байхакъи «Сунан аль-Кубра» 7/231, аль-Баззар в «аль-Муснад» 2263, Ибн аль-Мунзир в «аль-Ишраф» 1/137.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Некоторые ученые запретили предохранение, однако имамы четырех мазхабов говорили, что дозволено предохраняться с согласия свободной женщины». См. «Маджму’уль-фатава» 32/110.

Более того, некоторые имамы передали, что в этом вопросе етсь единогласное мнение! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Нет разногласия среди ученых в том, что человек не предохраняется со свободной женой, кроме как с ее разрешения, так как половой акт – это ее законное право, которое она имеет право требовать». См. «ат-Тамхид» 11/335.

Также иджма’ в этом мнении передал и имам Ибн Хубайра. См. «аль-Ифсах» 8/88. Но даже если этот иджма’ и слабый, то все равно слабый иджма’ – это больше чем просто джумхур (мнение большинства). И это же мнение выбрали ученые Постоянного комитета и шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Фатава аль-Ляджна» 19/309, «Фатава ислямия» 3/190.

Это и есть доводы всех сторон по данному вопросу.

И самым правильным мнением является то, что предохранение не запрещено в своей основе, однако этот поступок порицаем, если в нем нет необходимости. И сильным доводом тому, что предохранение порицаемо, также служит хадис, который передал Ма’къаль ибн Ясар: « Однажды один человек пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “ Поистине, мне понравилась очень красивая женщина, но она бесплодная. Жениться ли мне на ней?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Нет!” Он возвращался трижды, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ему, после чего сказал: “Женитесь на любящих и часто рожающих! Поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед общинами!”» Абу Дауд 2050, ан-Насаи 3227. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Ирвауль-гъалиль» 1784.

Имам аль-Мунави сказал: «В этих словах указывается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: