Промежуточная аттестация




Наимено-вание ОС Зачет
Содержа-ние ОС 1. Основные понятия биометрии (статистическая совокупность, единица наблюдения, признак, варьирование признаков и их причины). Ошибки измерений. 2. Типы экологических данных. Статистические ряды и их графики. 3. Выборочный и сплошной методы исследования, преимущества и недостатки. Понятие генеральной совокупности и вы­борки. примеры. 4. Репрезентативность выборок. Способы взятия выборок из генеральной совокупности. 5. Степенные и структурные средние величины, формулы расчета и значение при обработке экологических данных. 6. Показатели вариации, формулы расчета и значение при обработке экологических данных. 7. Понятие вероятности. Априорная и апостериорная вероятность. Примеры. Закон нормального распределения признаков, параметры нормального распределения. 8. Правило 3-х сигм, его практическое применение. Эмпирическое и теоретическое распределение признаков (экологических показателей). Понятие асимметрии и эксцесса эмпирического распределения. 9. Статистическое оценивание генеральных параметров. Точечные и интервальные оценки. Понятие доверительной веро­ятности и уровня значимости при расчете доверительных интервалов для выборочных средних значений. 10. Основные задачи, решаемые при статистических сравнениях. Понятие достоверности выборочной разности. Нулевая и альтернативная гипотезы. Понятие критерия достоверности. 11. Понятие уровня значимости применительно к критериям достоверности. Классификации критериев достоверности. Преимущества и недостатки параметрических и непараметрических критериев достоверности. 12. Способы проверки нормальности эмпирического распределения признака. Критерии согласия (нормальности), условия их применимости. 13. Параметрические критерии различий: t-критерий Стьюдента и F-критерий Фишера. Область использования, формулы расчета, условия применимости. 14. Непараметрические критерии различий: Критерий Манна- Уитни. критерий Вилкоксона. критерий знаков и критерий серий Вальда-Вольфовица. Область использования, условия применимости. 15. Дисперсионный анализ. Сущность метода. Основные понятия и термины (результативный признак, фактор, градации фактора, дисперсионный комплекс, их виды). Нулевая и альтернативная гипотезы в дисперсионном анализе. 16. Основные этапы дисперсионного анализа. 17. Виды дисперсионного анализа. Условия применимости классического параметрического дисперсионного анализа. Непараметрический дисперсионный анализ. 18. Понятия «функциональная связь» и «корреляция», примеры. Основные этапы корреляционного анализа. 19. Значение коэффициента корреляции, виды, градация, условия применимости. Понятие коэффициента детерминации. 20. Определение достоверности коэффициента корреляции. Корреляция и причинно-следственная зависимость. Понятие ложной и частной корреляции. 21. Понятие о регрессии. Сущность регрессионного анализа и область его применения. Основные этапы регрессионного анализа. 22. Виды регрессионных связей, уравнения, графические модели регрессии. 23. Определение достоверности параметров регрессионного уравнения и адекватности уравнения регрессии. Регрессия и выбросы. Регрессия и неоднородность выборки. 24. Анализ временных рядов, основные этапы. 25. Множественная регрессия, сущность, уравнение. Методы пошаговой регрессии. 26. Отличие многомерных методов анализа от одномерных. Сущность кластерного, дискриминантного и факторного анализов. 27. Основы теории планирования экспериментов. Виды экспериментов. Проблема мнимых повторностей. Схема полного факторного эксперимента. Статистические методы обработки экспериментальных данных. 28. Моделирование как метод исследования сложных систем. Классификация моделей. Статистическое, аналитическое и имитационное моделирование. 29. Математические модели роста популяций, моделирование экосистем.
Критерии оценки и баллы Число баллов, которое может получить за экзамен студент, составляет от 15 до 30. При оценке учитываются следующие критерии: Пример: 1. Знание понятий, категорий. 2. Правильность выполнения практического задания. 3. Владение методами и технологиями, запланированными в рабочей программе дисциплины. 4. Владение специальными терминами и использование их при ответе. 5. Умение объяснить делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы. 6. Логичность и последовательность ответа. 7. Демонстрация способности участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем. От 26 до 30 баллов оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. ОТ 21 до 25 баллов оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна – две неточности в ответе. От 15 до 20 баллов оценивается ответ, свидетельствующий, в основном, о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: