Организационная структура урока
Этап урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма и методы контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя; организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка выполнения домашнего задания | Фронтальная. Словесный. Беседа | Организует обсуждение вопросов и заданий к главе II | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Фронтальная. Устный опрос |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Называет тему урока, просит сформулировать учебные задачи урока. Предлагает проблемные и познавательные задания (см. Приложение) | Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя | Фронтальная. Устный опрос |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Групповая, фронтальная. Частично-поисковый, проблемный, словесный, практический. Работа с текстом, работа с картой, беседа, работа с понятиями, записи | Организует работу с текстом § 28 и дополнительным материалом, обсуждение вопросов и выполнение заданий: 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока? 2. Сравните положение городов на Западе и Востоке в XVI–XVIII вв. 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных? 4. Сделайте вывод: какие основные черты были характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.? 5. Расскажите об одной из восточных религий. Предлагает группам выступить перед классом с подготовленными ответами | Читают учебный и дополнительный материал; обсуждают вопросы и выполняют задания; представляют классу подготовленные ответы и задания; показывают на карте страны Востока; записывают и объясняют значения понятий: самурай, регламентация, конфуцианство, буддизм, синтоизм | Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: владеют навыками осмы- сленного чтения; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: умеют работать в группе; применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения | Групповая. Устный опрос, работа с картой |
V. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | Предлагает обсудить проблемные и познавательные задания (учебник, с. 284). Проверяет усвоение новых понятий | Обсуждают проблемные и познавательные задания; раскрывают значение понятий | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства | Фронтальная. Устный опрос |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке. – Самое интересное на уроке было… – Мне понравилось… – Сегодня на уроке я так и не понял… – Меня заинтересовало… – Хотел бы узнать подробнее о… – Мне не понравилось… – Я считаю, что сегодня мы… | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Устный опрос |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | § 28, понятия. Письменный рассказ (задание 1 рубрики «Подумайте») | Воспринимают задание, уточняют его | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Индивидуальная. Понятия, творческое за- дание |
Приложение
Познавательные и проблемные задания.
1. Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI–XVIII вв. Подумайте, существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X–XIII вв., в XIV–XV вв., в XVI–XVIII вв. Сделайте вывод о характере такого общества.
2. Подумайте, почему религии Востока называются «путем самоусовершенствования». Почему буддизм превратился в мировую религию? Почему он достаточно популярен и сегодня?
3. В Японии крестьянство, нищее и замученное работой сословие, стояло на второй ступени иерархической лестницы – вслед за самураями. Купеческое сословие, более богатое и независимое, стояло на четвертой ступени иерархической лестницы – вслед за ремесленниками. Объясните такую иерархию сословий в Японии.