ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АЭРОПОРТОВ
Классификация аэропортовых потребителей
Потребители аэропорта с точки зрения обеспечения надежности и бесперебойнойработы делятся на три категории. К первой категории относятся потребители, перерыв в электроснабжении которых представляет опасность для жизни людей или может привести к значительному материальному ущербу. В аэропорту это светосигнальное и радиотехническое оборудование, установки связи, аварийное освещение оперативных помещений, насосные и котельные аэропорта.
Ко второй категории относятся потребители, перерыв в электроснабжении которых связан с простоем людей и механизмов. В аэропорту это освещение мест стоянок ВС, мастерских и агрегатов, питание силовых приводов мастерских и т.п.
К третьей категории относятся неответственные потребители: вспомогательные цехи, бытовые помещения и.т.п.
В связи с тем, что основные потребители аэропорта относятся к потребителям первой категории, электроснабжение аэропорта должно осуществляться бесперебойно и независимо от работы внешних источников (городской или районной электростанции). Основное электроснабжение аэропортов обычно осуществляется по двум линиям электропередач от независимых источников. Одна из линий является резервной. Там, где электроснабжение ненадежно, в аэропортах строят аварийные электростанции. При отсутствии внешних источников в аэропортах осуществляют основное и аварийное электроснабжение.
Применяют обычно электростанции на двигателях внутреннего сгорания, в большинстве случаев с дизелями. Дизель имеет высокий КПД (32-36%), легко и быстро запускается с помощью электростартера от аккумуляторов.
|
В нашей стране принята система трехфазного тока частотой 50 Гц. Для оборудования номинальное напряжение стандартизировано. Так для генераторов и вторичных обмоток трансформаторов переменного тока на высокой стороне принято 6,3 и 10,5 кВ, по низкому напряжению -133, 230, 400 В, для постоянного тока - 115, 230 В. Для потребителей переменного тока принято напряжение - 6, 12, 35, 48, 60, 127, 220, 380, 6000, 10000 В; по постоянному току - 6, 12, 24, 48, 60, 110, 220 В. Номинальное напряжение источников выше на 5-10% номинального напряжения приемников, чтобы компенсировать падение напряжения на линиях.
двигателя на 28 кВА, генератора на 24 кВА, маховика массой 1520 кг, диаметр 1040 мм и системы управления. При наличии напряжения в сети двигатель вращает маховик, при отключении напряжения маховик вращает генератор, а в это время запускается и выходит на режиме дизель-агрегат.
Агрегаты ДГА служат для резервного питания. Их мощность 6, 12, 24, 48 кВА. Агрегат состоит из дизеля и синхронного генератора.
Электроснабжение стоянок воздушных судов
Стационарные самолетные колонки СК-4 и СК-60
На местах стоянок самолетов для питания агрегатов, обслуживающих самолетное оборудование по ремонту и регламентным работам должно быть напряжение 380/220 В 50 Гц. Электроэнергия подводится от подстанций по 4-х жильному кабелю к стационарным самолетным колонкам. Колонки устанавливаются обычно между стоянками для обслуживания двух самолетов.
Колонка СК-4 представляет собой шкаф 800x645 мм и высотой 1500 мм, на крышке которого установлен заградительный красный огонь. Колонка позволяет подключать две передвижные колонки по 30 кВА и ряд однофазных потребителей. На передней и боковой стенках находятся ручки переключателей пакетного типа ПВ, ниже расположены сигнальные лампы, а еще ниже унифицированные штепсельные разъемы на 6 потребителей. Защита осуществляется предохранителями типа ПР. Имеется трансформатор для питания розеток на 12 и 24 В.
|
Колонка СК-60 имеет форму шестигранной призмы, на крышке которой установлен заградительный огонь. На одной стенке имеется ручка общего автомата защиты, который подает напряжение на остальные автоматы. Имеются 3 неоновые лампочки, которые сигнализируют о наличии напряжения по фазам. На 4-х стенках стоят автоматы защиты, а под ними штепсельные разъемы. Одна стенка с дверью для обслуживания и подсоединения кабеля. Общий автомат на 160 А, остальные - на 60 А - 2 шт. и 15 А - 2 шт. Используются автоматы типа АВМ. Колонки устанавливаются на фундаменте.
Отказы ТП и оперативное включение резерва
Основным типом отказов ТП является короткое замыкание (КЗ), когда фазы замыкаются между собой или на землю через относительно малое сопротивление. Основными причинами КЗ является нарушение изоляции как токоведущих частей, так и электрической аппаратуры. Причины к.з, могут быть временные и постоянные.
Временное нарушение, которое устраняется после отключения линии, возникает при прямых ударах молнии, при схлестывании проводов от ветра и гололеда, при набросах проводников на провода, при перекрытии изоляции, при неправильных операциях с разъединителями.
Постоянные КЗ возникают при пробое изоляции вследствие ее старения, из-за механических повреждений и т.п.
|
Все к.з. связаны с появлением значительных токов. Токи к.з. зависят от системы соединения нейтрали (с изолированной нейтралью и с глухо заземленной нейтралью). При замыкании фазы на землю в первом случае текут небольшие токи, во втором - большие. В нашей стране все установки с номинальным напряжением до 1000В работают с незаземленной нейтралью (кроме осветительных установок 380/220 В), но в аэропортах на напряжение 380/220 В - с глухозаземленной нейтралью.
Для защиты сети и потребителей от к.з. применяют токовую защиту, которая реагирует на величину тока. Она бывает: максимально-токовая, токовая отсечка и продольная дифференциальная токовая защита.
Первая (рис.54) имеет трансформатор тока, реле времени и отключающий контактор. При к.з. со вторичной обмотки трансформатора тока снимается напряжение, которое включает реле времени, а оно управляет отключающим контактором.
Рис. 54 Схема максимальной токовой защиты.
Вторая (рис. 55) работает по такой же схеме, только без задержки по времени. В ней вместо РВ стоит реле управления (РУ).