Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Прочитайте словосочетания.
Осенн… прохлада, чист… небо, про голуб… реку
- Объясните написание удвоенной –н- в слове осенняя. (Одна –н- часть корня, другая – суффикс).
- Объясните написание буквы –о- в слове прохлада (-о- часть приставки про-)
- Что общего в этих словосочетаниях? (Они состоят из существительного и прилагательного, употреблённых в единственном числе)
- Найдите лишнее словосочетание по какому-либо признаку. (Словосочетание про голубую реку в винительном падеже, остальные - в именительном)
- Есть другие варианты «лишнего» словосочетания? (Чистое небо – здесь существительное среднего рода и, следовательно, прилагательное в среднем роде, в остальных словосочетаниях – женский род)
- Если мы уберём это «лишнее» словосочетание, что останется (Останутся словосочетания женского рода, одно – в именительном падеже, другое в винительном)
- И тема сегодняшнего урока – «Склонения имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах»
- Задачи урока: учиться различать именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода, правильно писать падежные окончания этих имен прилагательных.
Первичное усвоение новых знаний.
- Взгляните ещё раз на написанные вами в начале урока цепочки. Что вы уже очень хорошо знаете по теме нашего сегодняшнего урока? (Окончания имён прилагательных женского рода в именительном падеже -ая, -яя)
- Что вы еще знаете о прилагательных женского рода в именительном падеже? (Отвечают на вопрос какая?) - Попробуйте самостоятельно дописать окончания имён прилагательных женского рода.
|
Девочка (какая?) красив…
Лента (какая?) син…
Через стену (какую?) высок…
В дорогу (какую?) дальн…
- Почему словосочетания разделены на две группы? (Первая группа – именительный падеж, вторая – винительный)
- Какие окончания вы вписали у прилагательных в именительном падеже? (В первом словосочетании –ая, во втором –яя)
- Проверьте окончания второй группы словосочетаний. Все правильно написали?
- Как вам это удалось? Мы ещё не изучали их. (Мы опирались на ударное окончание вопроса.)
- Но окончание вопроса –ую. Почему во втором словосочетании окончание прилагательного –юю? (Основа прилагательного дальнюю заканчивается на мягкий согласный звук, поэтому пишем окончание –юю)
- Рассмотрите схему:
Им. прил. ж. р. | И.п. как ая? -ая, -яя В.п. как ую? -ую, -юю |
- Перепишите данную схему в свою тетрадь и сделайте вывод по теме нашего сегодняшнего урока, опираясь на неё. (Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая или –яя. Имена прилагательные женского рода в единственном числе в именительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания –ую или –юю.)
Первичная проверка понимания.
– Вернёмся к словосочетаниям, с которых начался наш урок. Что с ними можно сделать, исходя из темы нашего урока? (Можно списать только словосочетания женского рода, определить их падеж и правильно написать окончания прилагательных)
|
Первичное закрепление.
1) Учебник, страница 30, упражнение 62.
- Прочитайте стихотворение.
- Что надо сделать? (вставить буквы)
- Когда вам пригодились знания, полученные сегодня на уроке? (Два раза надо было дописать окончания прилагательного женского рода в винительном падеже)
- Расскажите об остальных буквах, которые вы вставили.
- Перечитайте стихотворение ещё раз выразительно.
- Сколько предложений в этом стихотворении?
2) Прочитайте предложения. Вставьте (устно) подходящие по смыслу прилагательные.
1. Друзья пошли в ________________ библиотеку.
2. Художник написал ___________________ пейзаж.
3. В комнате продолжалась ____________________ беседа.
- Какие из этих предложений относятся к теме сегодняшнего урока? (Предложения, в которых есть прилагательные женского рода в именительном или винительном падеже. Это предложения №1 и №3)
Домашнее задание.
- Выполните упражнение 63 на странице 31. Найдите это упражнение и прочитайте задание к нему.
Рефлексия.
- Вспомните и назовите тему нашего сегодняшнего урока.
- Закончите высказывание:
Сегодня на уроке я узнал …..
Сегодня на уроке у меня получилось ….