Вспомогательный материалы к конкурсу интерактивных видео спектаклей «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» среди учебных подразделений университета, посвящённых Году Пожарной охраны.
ЧС техногенного характера
1.Транспортная авария: «По щучьему веленью» - Емеля управляет транспортным средством, не имея на это соответствующих прав (Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил)
«Ну, погоди!» - Волк управляет трактором, не имея соответствующих прав.
2. Пожары: «Василиса Прекрасная» - От черепа с горящими глазами в доме возникает пожар (Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся – глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло).
«Путаница» - от халатного обращения возникает пожар (А лисички взяли спички, к морю синему море синее зажгли…)
«Кошкин дом»
«Рассказ о неизвестном герое» (ищут пожарные, ищет милиция…)
«Приключения Лелика и Болека – ПОЖАР» - Эта серия о неугомонных мальчишках Лелеке и Болеке рассказывает о том, как не стоит вести себя во время пожара, а так же почему он может возникнуть.
«Как это сучилось» - мультфильм о том, как опасно играть со спичками и прочими пожароопасными предметами и к каким последствиям может привести ослушание в этом вопросе (о мальчике, который решил поиграть дома в цирк).
ЛЕСНОЙ ПОЖАР:
«Медведи-соседи Герои пожарные» Медведи напуганы запахом дыма, они думают, что в лесу начался пожар. Бросившись на запах, они прибегают к курящему в лесу лесорубу Вику. Разъяренные медведи пугают Вика. Тот роняет сигарету и убегает. Но в итоге непотушенная сигарета вызывает настоящий пожар…
|
«Медведи-соседи Игра с огнем» Белка стащила у лесоруба Вика одну коробочку и принесла ее медведям. Поняв по запаху, что там нет ничего съедобного, Брамбл потерял всякий интерес. Однако Бриару все равно любопытно, что это такое…
3. Внезапное обрушивание зданий: «Теремок» - Звери пытались поселиться в одном здании, но не учли размеры. Медведь полез в теремок и разрушил его (Влез медведь на крышу…Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы).
ЧС природного характера
4. Просадка (провал) земной поверхности: «Звери в яме» - герои проваливаются в глубокую яму и не могут из неё выбраться. Приходиться решать вопрос, как в ней выживать (На четвертый день идет боров в лес желуди есть. Навстречу ему лисица; тоже просится, чтоб взял ее боров с собою. «Нет, — говорит боров, — там яма есть глубока, широка, ты не перепрыгнешь». — «И-и, — говорит лисица, — перепрыгну!» Ну, и она попалась в яму. Вот их набралось там в яме четверо, и стали они горевать, как им еду добывать).
5. Сильный мороз: «Морозко» - героини в сильный мороз оказываются в лесной местности (Осталась бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!» – «Добро пожаловать, Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную»).
|
«Дюймовочка» - ласточка погибает от холода, ее спасает, отогревает Дюймовочка.
«12 месяцев»
6. Шторм, сильное колебание уровня моря: «Золотая рыбка» - Старик выходит на берег моря, и в это время начинается шторм (… вдруг море зашумело, взволновалося; то было светлое, чистое, а тут совсем почернело).
7. Угроза наводнения: «Иван-царевич и Марфа-царевна» - Нечистая сила угрожает царю затоплением царства (Вдруг опять тот же старик сам с ноготь, борода с локоть выходит из воды и несет письмо с девяти черными печатями, чтобы царь немедленно послал Марфу-царевну на такой-то остров и в такой-то день к девятиглавому змию, а ежели не пошлет, то все его царство будет потоплено).
8. Тонкий лед, безопасность на водных объектах: «Дед Мазай и зайцы»
«Дядя Стёпа»
На реке и треск и гром –
Ледоход и ледолом.
Полоскала по старинке
Бабка в проруби простынки.
Треснул лед – река пошла,
И бабуся поплыла.
Бабка охает и стонет:
– Ой, белье мое утонет!
Ой! Попала я в беду!
Ой, спасите! Пропаду!
Дядя Стёпа на посту –
Он дежурит на мосту.
Дядя Стёпа сквозь туман
Смотрит вдаль, как капитан.
Видит – льдина. А на льдине
Плачет бабка на корзине.
Не опишешь, что тут было!
Дядя Стёпа – руки вниз,
Перегнувшись за перила,
Как над пропастью повис.
Он успел схватить в охапку
Перепуганную бабку,
А старуха – за корзину:
– Я белье свое не кину!
Дядя Стёпа спас ее,
И корзину, и белье.
Оказание первой медицинской помощи
9. При ранении: «Марья Моревна»/ Иван Царевич и Серый волк » - герой разрублен на куски (разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой водою — тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: «Ах, как я долго спал!»).
|
10. При утоплении: «Летучий корабль » - трубочист Иванушка тонет в болоте и его спасает водяной.
«Дядя Стёпа »
Что за крик?
– Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку –
Помогите человеку!
На глазах всего народа
Дядя Стёпа лезет в воду.
– Это необыкновенно! –
Все кричат ему с моста. –
Вам, товарищ, по колено
Все глубокие места!
Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Стёпа в этот раз
Утопающего спас.
«Ну, погоди» (6 серия) - Волк падает в колодец и его спасает Козёл.
«Лунтик» (Потоп), «Крот и потоп»
11. Безопасное поведение дома/с посторонними: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок золотой гребешок, «Сказка о мёртвой царевне… ».
Игры и викторины на тему: «Безопасность – это важно»
1. Критерии оценки: правильность ответов на тесты, правильность ответов на вопросы о дорожных знаках, креативность и творческий подход при разработке нового дорожного знака.
теория:
задание 1: Тесты на знание правил безопасного дорожного движения. Каждому игроку команды
выдается тест с картинками – ситуациями, в которых надо выбрать правильный ответ.
задание 2: Команде необходимо выбрать из предложенного многообразия знаков (картинок с
подписями) тот дорожный знак, о котором говорит ведущий.
2. практика: конкурс «Знаки»
командам необходимо придумать и нарисовать несуществующий знак дорожного движения.
2. Критерии оценки: правильность ответов.
теория:
команде выдается тест с вопросами. Отвечать команда должна устно после 2-минутного
совещания.
1. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход?
а) модной;
б) удобной;
в) плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать ногу;
г) дорогой и фирменной.
2. Какие существуют способы определения сторон света на местности?
а) по направлению ветра;
б) по собственной тени, по компасу;
в) по часам (только в пасмурную погоду);
г) по местным признакам (по муравейникам, по состоянию снежного покрова на склонах)
3. Что необходимо предпринять, чтобы сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды?
а) не следует что-либо предпринимать;
б) снизить физическую активность;
в) организовать полноценный отдых.
4. Укажите последовательность разведения костра.
а) в любой последовательности;
б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова);
в) поджечь костер 2-3 спичками;
г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья.
5. Чего не следует делать при разведении костра?
а) использовать для поддержания огня сухостой и хворост;
б) разводить костер возле деревьев;
в) использовать для костра живые деревья и разводить костер на торфяных болотах;
г) оставлять без присмотра горящий костер.
6. Что следует предпринимать, если, будучи в походе, вы отстали от своей группы?
а) начать активные поиски группы во всех направлениях;
б) остановиться на развилке тропы и ждать, когда за вами вернуться;
в) при необходимости развести костер и построить временное жилище;
г) не сходить с тропы (лыжни).
7. Какими правилами следует руководствоваться при использовании в пищу съедобных растений?
а) не употреблять без термической обработки;
б) употреблять листья, стебли и побеги, собранные до цветения растения;
в) используемые нижние части растений (корни, клубни, луковицы) перед употреблением
или обработкой тщательно промыть и очищать от гнили и наростов.
8. Как ты будешь сушить одежду и обувь на привале после дождя?
а) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра;
б) сделаю навес над костром;
в) буду сушить на себе;
г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром
9. Где лучше всего развести костер зимой?
а) под ветвями больших деревьев;
б) на открытом месте;в) в вырытой в снегу до земли яме;
г) на утоптанном снегу.
3. разбор ситуаций: эксперт раздает каждому члену команды по карточке, на которых написаны определенные ситуации; члены команды должны самостоятельно дать алгоритм поведения в предложенной им ситуации.
a. Что делать если…
i. Твоя кошка залезла на дерево?
Если кошка забралась выше, чем на 2 метра, лезть за ней нельзя!
Необходимо постараться отвлечь кошку от страха, самому не кричать и не
суетиться, если кошка сама не слазит, вызвать спасателей
ii. Ты потерялся
Стой на месте как вкопанный, будь на виду, на плачь, а громко зови, проси помощи у
взрослых (милиционер, продавец, дежурный)
iii. Ты один дома, а в дверь звонят
Никому не открывай дверь, не теряй головы и времени тоже – немедленно звони
взрослому, которому сумеешь дозвониться, лучше всего – кому-то из соседей или в
милицию, нельзя даже приоткрывать дверь, знать свой адрес и номера телефонов
родителей наизусть
iv. Тебе повстречались чужие собаки
Не терять головы, не пугаться, не убегать, не махать руками
v. Погода становится опасной (гроза, гром, молния), что делать
В грозу нельзя купаться, т.к. вода хорошо проводит электричество, и даже если
молния «приводнится» далеко от человека, ему может достаться сильный удар
током, грома бояться не стоит, это просто звук, во время града надо спрятаться
под крышей, голову – закрыть руками, во время урагана нельзя прятаться под
деревьями, с них падают тяжелые ветки и даже само дерево может вырвать
ветром и повалить., при сильном ветре держаться подальше от деревьев,
рекламных щитов, строек, найти укрытие.
vi. Дома разбился градусник
Случайно разбился градусник, и ртуть раскатилась по столу или полу: не пытайтесь вытереть
ее тряпкой — это только увеличит поверхность испарения.
Для сбора ртути понадобятся следующие вещи: наполненная водой банка с плотной крышкой,
обыкновенная кисточка, резиновая груша, бумажный конвертик, лейкопластырь, мокрая газета,
тряпка и раствор марганцовки.
Кисточкой собираем самые крупные шарики ртути в бумажный конвертик. Затем «втягиваем»
в резиновую грушу шарики средней величины, а самые мелкие капельки «наклеиваем»
на лейкопластырь. Собранную ртуть помещаем в банку и плотно закрываем ее.
Поверхность, на которой была ртуть, нужно протереть мокрой газетой, а затем обработать
раствором марганцовки и как следует проветрить помещение. Банку с собранной ртутью сдайте
в штаб гражданской обороны.
vii. Только что Маша и Витя вышли из школы. Но что это? К Маше подходит какой-то
незнакомый мужчина. Он приглашает ее покататься на машине, протягивает
мороженое. Как должны поступить Маша и Витя?
viii. Когда вы были маленькими, мама везде водила вас за руку. Теперь вы сами идете в
школу и домой, играете на улице с друзьями. Какой маршрут от школы до дома ты
выберешь? Самый короткий, или самый интересный – через парк или пустырь и
почему?
4. «Безопасность при природных ЧС»
критерии оценки: правильность ответов, правильность и время прохождения практики.
теория: разбор ситуации (команда может посовещаться в течение минуты и капитан дает ответ)
-если Вы находитесь в помещении, в каких местах можно укрыться при первых толчках
землетрясения;
- если вас застал лесной пожар, в какую сторону нужно убегать;
-ваши действия при первых признаках цунами;
- ваши действия при угрозе схода снежной лавины;
- ваши действия при угрозе наводнения и подтопления населенных пунктов.
5. Критерии оценки: правильность ответов, правильность и время «облачения» в костюм пожарного.
теория:
команде необходимо назвать причины пожаров, а потом в течение одной минуты ответить на как можно большее количество вопросов по тематике этапа (вопросы читаются быстро.
Причины пожаров
Назовите основные причины возникновения пожара.
Чем опасен пожар?
Команда в течение одной минуты должна ответить как можно на большее количество вопросов.
(Вопросы читаются быстро).
1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? (Нет)
2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет? (Нет)
3. Как потушить горящий телевизор? (Набросить одеяло)
4. Из трубы вьется, а руки не дается. (Дым)
5. Чем опасен пар и кипяток? (Можно обжечься)
6. Что может послужить причиной пожара в лесу? (Окурок, костер, молния)
7. Стоит девица в темнице, а коса на улице. (Печь и дым)
8. Распространенное и эффективное средство пожаротушения. (Огнетушитель)
9. Повреждение тканей тела из-за высокой температуры (Ожог)
10. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
11. Что самое страшное при пожаре для людей? (Паника)
12. Закончите пословицу: Москва от копеечной … (свечки сгорела)
13. Где появились первые пожарные дружины? (Москва и Петербург, 1883 г.)
14. Красненький петушок по улице бежит. (Пожар)
15. В каком году был принят Декрет о борьбе с огнем? (1918 г. 17 апреля)
16. От огня происхожу, от огня сгораю. (Уголь)
17. По какому номеру вызывать пожарную команду? (01)
18. Закончи пословицу: Спички не тронь … – (в спичках огонь)
19. По деревне прошел – ничего не оставил. (Огонь)
20. Без рук, без ног – по небу ползет. (Дым)
6. Критерии оценки: правильность ответов, правильность оказания первой медицинской помощи,скорость выполнения заданий; слаженность работы команды.
Какое лекарственное средство можно использовать, если вдруг порежешь палец. Сок этого растения хорош при сильных ушибах и растяжениях связок, а также при укусах ос и шмелей.
Ответ: подорожник.
Сок из листьев какого “жгучего” растения помогает заживлению нагноившихся ран.
Ответ: крапива.
Настоем какого растения лечат ожоги. На нем любят гадать.
Ответ: ромашка.
Красноватый сок какого растения может заменить йод.
Ответ: медуница
Какое средство из автомобильной аптечки можно применить для уменьшения боли при переломе.
Ответ: анальгин и охлаждающий пакет-контейнер.
Зачем в автомобильной аптечке находится валидол.
Ответ: для приема при болях в области сердца.
Для чего в автомобильной аптечки нужен нашатырный спирт.
Ответ: для вдыхания при обмороке.
7. «Безопасность дорожного движения»
теория:
билеты по Правилам дорожного движения
1- что такое «зебра »
2- что означает сочетание красного и жёлтого сигналов светофора
3-как надо обходить автобус
4-какие бывают знаки
5- какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару
6- с какого возраста разрешена езда на велосипеде по дорогам
7- где должны идти одиночные пешеходы по дороге вне населённого пункта
8- где должны идти одиночные пешеходы по дороге вне населённого пункта
9-поблизости нет пешеходного перехода, а вам необходимо попасть на другую
сторону улицы. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном
месте
10-как правильно переходить улицу
Безопасность в походе»
Критерии оценки: правильность ответов, время прохождения «болота».
1.теория: вопрос задается команде, ответить может любой член команды
1 - что необходимо сделать прежде чем отправляться в поход;
2 - как определить стороны света для направления движения;
3 - какую одежду необходимо взять с собой в поход/как одеться для похода;
4 - как потушить костёр;
5 - что делать, если на стоянку забрёл медведь;
6 - что необходимо делать с отходами в лесу (как обращаться);
7 - что требуется для ориентирования в лесу
Безопасность в быту»
теория:
разбор ситуации (команда может посовещаться в течение минуты и капитан дает ответ)
ситуация: вы находитесь дома один/одна
1.вам звонят в дверь – ваши действия
2.вы собрались выйти из дома – что нужно проверить
3.если в квартире случился пожар – что надо делать
10. Викторина среди детей на знание правил тушения пожара в квартире
1). Если дома случится пожар, как ты будешь действовать?
А) позвоню по телефону 01
Б) позову на помощь
В) убегу, никому не скажу
2). Если комната начала наполняться густым едким дымом?
А) открою окно и дверь
Б) буду продвигаться к выходу
В) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к
полу
3). Если загорелся утюг, телевизор – что делать?
А) буду тушить водой или огнетушителем
Б) выключу рубильник/ выкручу пробки, затем буду тушить
В) буду звать на помощь
4). Если вдруг дома пожар, чем можно попытаться «сбить» пламя?
А) водой
Б) стиральным порошком, землей из цветочных горшков
В) одеялом, ковром, пледом
11. “ Отгадай слово”
1 карточка (1 класс)
*С_Е_О_О_(светофор)
*З_Б_А (зебра)
*П_С_А_И_
(пассажир)
2 карточка (1 класс)
* К_Л_С_ (колесо)
*В_Л_С_П_Д
(велосипед)
*П_Ш_Х_Д (пешеход)
3 карточка (2 класс)
* Р_Е_У_И_О_Щ_К
(регулировщик)
*В_Д_Т_Л_ (водитель)
*О_Н_Т_Ш_Т_Л_
(огнетушитель)
4 карточка (2класс)
*П_Р_К_Е_Т_К
(перекресток)
*П_Ш_Х_Д_Ы_
(пешеходный)
*М_Т_Ц_К_
(мотоцикл)