Чернышева К.И. 1 курс, история




Проблема Турецкого Курдистана на современном этапе (2002-2016 гг.)

Чернышева К.И. 1 курс, история

Доклад посвящен проблеме изменений по курдскому вопросу в Турецкой Республике в 2002-2016 гг. Обозначены основные причины изменений, сделанных турецкой элитой по курдскому вопросу. Выявлена роль правящей Партии справедливости и развития в изменениях по курдскому вопросу в Турции.

2016 год для Турции ознаменовался среди прочего рядом крупных терактов. В первую очередь это взрыв в Анкаре 13 марта, унесший жизни более 30 человек [4,c.7]. Теракт во многом перечеркнул усилия турецкой политической элиты, и курдских организаций, отрицающих террор как метод политической борьбы, направленных на ослабление противоречий.

Важно отметить, что процесс европейской интеграции привёл к усилению значимости эффектов субгосударственных националистических акторов. Курдский субгосударственный национализм в Турции также был затронут в процессе европейской интеграции. ЕС обязал Турцию провести реформы по демократизации, причём в числе копенгагенских критериев для полного членства Турции в ЕС содержатся требования относительно курдского меньшинства в Турции [12,р.187]. После саммита ЕС в Хельсинки 1999 г. правительство Турции ввело ряд конституционных изменений, касающихся курдского меньшинства [12,р.190].

Период с 2002 г. можно назвать особым этапом в отношениях государства и курдского населения Турции. Государство признало существование курдской проблемы, и продолжает смягчать законодательство, с другой стороны - эти уступки не решают саму проблему, и совершенно недостаточны, с т.з. радикальной части курдов. Поэтому боевые действия в Турецком Курдистане то возобновляются, то утихают. Турецкое правительство возобновило политику репрессий легальных прокурдских организаций. Турецкая элита начала охладевать к идее вступления в ЕС [2,с.529; 3,с.160; 6,с.50; 7,с.242], поэтому давление со стороны ЕС в пользу признания прав курдов уже не играет той роли [1,с.19].

Результатом внешнеполитических причин, а также и позиции правящей Партии справедливости и развития (ПСР) по курдскому вопросу стал ряд изменений. Изменения в законодательстве приняты в виде трёх демократизационных пакетов, принятых с февраля по август 2002 года [11,р.128].

1й пакет был внесен на рассмотрение парламента в феврале, и принят как Закон № 4744. Были внесены изменения в ст. 159 (оскорбление представителей власти), 312 (разжигание вражды) Уголовного кодекса, и в закон об исполнительных процедурах в судах госбезопасности. Были внесены изменения в ст. 8 закона «О терроризме» (о пропаганде сепаратизма), уменьшены сроки за «подрыв неделимой сущности государства и нации» - сепаратистскую деятельность или пропаганду [10, р.579].

2й пакет - принятый в апреле 2002 года Закон № 4748. Вносились поправки в законы об общественных объединениях, о собраниях и митингах, о жандармерии, о политических партиях и других, обеспечивая большую свободу собрания и выражения мнения [10,р.567–568].

3-й пакет - закон «О поправках в законодательные акты» № 4771 от 3 августа 2002, - законодательные изменения, которые касались курдского вопроса. В частности, данным законодательным актом вносились поправки в Акт о регистрации и вещании радио и телевидения - отныне было разрешено вещание на других языках, при условии соблюдения конституционных норм о единстве турецкой государственности.

Частное вещание на курдском языке по-прежнему было запрещено.

В 2006 году правительство Р.Т. Эрдогана разрешило создание коммерческого курдского канала, подконтрольного властям, для противодействия вещанию СМИ РПК из европейских стран.

Был изменен закон «О преподавании на иностранных языках», на основании которого запрещалось преподавание на курдском языке. Теперь закон давал возможность преподавания на языках национальных меньшинств, однако исключительно в частном порядке.

Была расширена свобода печати в ТР. Органам безопасности было запрещено заставлять журналистов раскрывать источники информации.

Были отменены действующие сроки и наказания, назначенные в прошлом за нарушения законов, ограничивавших свободу информации. Закон устанавливал, что смертная казнь может применяться только в военное время, или в случае неизбежной угрозы войны [9, р.557].

Против поправок голосовала правоконсервативная Партия Национального Действия (ПНД), которая посчитала их неприкрытыми уступками курдским боевикам. Как заявил один из членов ПНД, «Мы не можем позволить оставшимся в горах террористам спуститься в города и организовывать курсы курдского языка. Вместо того чтобы тушить пожар, мы его разжигаем».

Тем не менее, большинством голосов пакет поправок был принят. Отмена смертной казни в мирное время, а также настоятельные требования ЕС, заставили турецкий Суд госбезопасности изменить приговор А. Оджалану. Вместо смертной казни он в октябре был приговорен к пожизненному заключению без права амнистии и досрочного освобождения [1,с.18–19].

Не удалось разрешить курдский язык как язык обучения в государственных школах, или уменьшить порог 10 % на всеобщих выборах. Тем не менее, эти реформы имели большое значение, так как они отражают парадигматические изменения зрения турецкого государства по курдскому вопросу. Реформы проложили путь для обеспечения возможности представительства курдских требований курдской политической партией в Национальной ассамблее. Про-курдская политическая партия DTP, смогла сформировать парламентскую группу в национальном собрании в 2007 году благодаря более демократической атмосфере, по сравнению с предыдущими годами, когда это было табу даже говорить о курдской идентичности или курдского вопроса [12, р. 194].

Ответные шаги навстречу турецкой политической элите сделали и курды. Турецкие курды и особенно их руководители отлично осознают, что возможная смена власти, возвращение к управлению страной республиканцев и националистов кардинально изменит ситуацию, положив конец всем начавшимся реформам. Республиканцы и националисты признают лишь одну национальную идентичность — турецкую, отказывая курдам в праве считаться отдельным народом. Поэтому нет сомнений, что депутаты от курдской партии будут отклонять все попытки оппозиции провести вотум недоверия правительству. Голоса курдских представителей могут сыграть особо значимую роль, с учетом того что число сторонников и противников Р. Т. Эрдогана в парламенте вполне сопоставимо. Вместе с тем, важнейшим препятствием достижению примирения остается 66 ст. Конституции Турции, которая гласит, что все граждане страны являются турками. Эта статья в течение многих лет представляет собой важнейший фактор внутренней дестабилизации. Поэтому в случае коррекции Конституции Р.Т. Эрдогану будет обеспечена поддержка курдской парламентской Партии мира и демократии [5, с. 123].

Вывод. В XXI веке в Турции было сделано немало (политической элитой страны, ПСР, и курдскими политиками) для сглаживания остроты курдского вопроса в Турции.

Упрочение достигнутых результатов по решению курдского вопроса ещё возможно, однако шансы на таковое после мартовского теракта 2016 года сильно уменьшились.

 

Литература и источники

1. Ахмедов Т. А. Курдский вопрос и законодательные реформы в Турции в начале XXI века // Казанская наука. 2015. № 4. С. 18–20.

2. Бородина М. Ю. Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг. // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 528–530.

3. Веселова А. С., Репина М. Е., Фоменков А. А. Феномен выхода из азиатских спортивных организаций: спортивный и неспортивный аспект // Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики сборник статей. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; Под ред.: Корнилов А. А. и др.. 2016. С. 157–161.

4. Гаджиев А. На курдах ставят клеймо // Новая газета. 2016. 16 мар. С. 7.

5. Гладырь М. В. Турецкий аспект курдского вопроса на современном этапе // Наука и современность. 2014. № 32–1. С. 120–126.

6. Масьуд Г. Сотрудничество Турции с НАТО и ее влияние на внешнюю политику Турции в Центральной Азии // Вестник Таджикского национального университета. 2016. № 3–2 (198). С. 47–53.

7. Офлаз Бакыр. Влияние событий в парке Гези на внешнюю политику Турции // Научное мнение. 2013. № 12. С. 241–244.

8. Проблемы международных отношений и глобального развития / С. В. Ануфриенко, Р. Т. Базаров, Э. И. Басырова и др. / под общей редакцией С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2013. 258 с.

 

9. Alexander Y. Turkey: terrorism, civil rights, and the European Union / y. alexander, s. krause. london, 2008. 578 р.

10. Guney N. Сountry report on turkey // Terrorism as a challenger for national and international law: security versus liberty? Berlin, 2004. 579 p.

11. Özbudun E. Democratization and the politics of constitution-making in Turkey. Budapest, 2009. 150 р.

12. Saylan I. The europeanization process and Kurdish nationalism in Turkey: the case of the democratic society party // Nationalities Papers. 2012. Vol. 40 (2). рр. 185–202.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: