«Технология» – от греческого techne – искусство, мастерство и logos – наука, учение. Термин “педагогическая технология” зародился в США в 60-е гг. в связи с широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения в качестве основного способа повышения его эффективности. Тогда “технология обучения” есть “педагогическая технология”.
В 70-е гг. стала шире развиваться идея полного управления учебным процессом для достижения четко определенных целей.
Позже японский ученый Т. Сакамото указал на необходимость «внедрения в педагогику системного способа мышления», а педагогическую технологию назвал «систематизациейклассного обучения». Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия “педагогическая технология” отражен в определении ЮНЕСКО. Согласно ему педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В отечественной педагогике определение термина “педагогическая технология” и его введение в педагогическую науку и практику обязано исследованиям таких ученых, как В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко. Несмотря на то, что в трактовке данного термина пока еще существуют разночтения, все же представляется вполне возможным определить его содержание.
Сущностными признаками педагогической технологии являются следующие:
– концептуальность – разработка педагогического замысла на основе определенной методологической, философской позиции автора;
– системность – выстраивание логики учебного процесса, технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
|
– эффективность – гарантирование достижения планируемого результата (стандарта обучения) всеми школьниками при оптимальной реализации человеческих и технических возможностей в процессе взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся;
– управляемость – включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности для целеполагания,планирования и проектирования;
– воспроизводимость – возможность применения образовательной технологии любым профессионалом.
Таким образом, педагогическая технология в современном понимании – это:
– во-первых, строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей;
– во-вторых, системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения целей образования.
В педагогической практике, точнее в дидактической практике, согласие на правомерность использования понятий “технология”, “дидактическая технология”, “технологическая педагогическая система” в основном достигнуто. Полезность технологического подхода к процессу обучения признана. Современная педагогическая теория готова для технологического подхода в образовании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в сферу образования.
|
В отличие от производственных процессов, специфические особенности образовательной технологии заключаются в следующем [8; 9; 12]:
– из трех компонентов образования (педагог, ребенок, процесс) два – живые люди, их действия трудно предсказуемы;
– ребенок в процессе обучения – и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности, возможно появление “сопротивления образованию”;
– имеет целостный характер: невозможно выделить пошаговую последовательность развития личности и формирования ее качеств; педагогические действия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно;
– вариативно-личностная организация процесса образования предусматривает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации;
– обучение действует неоднозначно в каждом конкретном случае;
– обучение тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов образовательного процесса могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции;
– образование – процесс многофакторный, многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свои коррективы.
Указанные особенности образовательной технологии нередко провоцируют значительные сложности при ее реализации на практике.