Рекрутчина в Гдовском уезде 5 глава




Выше мы сказали, что в селе Доложском есть деревянная, довольно обширная и еще прочная церковь. Казалось бы, что не было крайней нужды, да и не представлялось возможности – построить новый каменный храм. Небогатые прихожане Доложской церкви, удаленные от столицы и торговых путей, не могли доставить и половины той суммы, которая потребовалась бы на построение каменнаго храма. В 1858 году, по приходорасходным книгам Доложской церкви, значилось кошельковой суммы только 2600 рублей 38 копеек. Из этой суммы на починку деревянной церкви и возобновление иконостаса, употреблено около тысячи рублей. Можно ли же было, с такими ничтожными средствами в настоящем и скудными надеждами в будущем, даже мечтать о постройке каменной церкви?.. И между тем в том самом 1858 году был заложен, а в 1864 году, только через шесть лет спустя, уже и освящен обширный великолепный каменный храм, который мог бы служить украшением любаго города… Что это такое? Разве это не чудо своего рода?..

Построение каменнаго храма в селе Доложском служит одним из безчисленных доказательств, что на св. Руси всякое доброе и святое дело, венчается успехом, если попадет в хорошия руки. Оно свидетельствует и о том, что на св. Руси и теперь появляются драгоценные самородки: это люди простые, неученые, но такие, которые удивят вас и светлым умом, и несокрушимой энергией характера, и твердостию воли в исполнении задуманного предприятия… Но будем рассказывать по порядку.

С 1856 года, после окончания тягостной для России Крымской войны, начинается ряд преобразований, благодетельных для России; непрерывным потоком полились на нее милости возлюбеннаго и великаго Монарха ея. Народ русский как бы ожил, поднял голову и увидел, что впереди ждет его светлая будущность. В радости сердца, он благодарил Бога и усердно молился за Царя своего. В чем же выражал он свои благодарныя чувства? Строил новые храмы, устроял приделы, ставил в храмах иконы св. Александра Невскаго. Этому-то возбуждению народнаго чувства обязан и новый Доложский храм своим существование.

В 1857 году избран был в должность старосты Доложской церкви крестьянин того же села, Сергей Ефимов Лебедев, молодой человек, не имевший тогда и тридцати лет от роду. Ему-то крепко запала в голову мысль – построить новый каменный храм в своем селе, – и осуществлению этой мысли он посвятил все свое время, все силы души и тела. Не смотря на имевшияся тогда ничтожныя средства церкви, уже в 1858 году Лебедев исхлопотал и план и смету для новаго храма и разрешение на постройку его. Закипела небывалая деятельность на берегу Доложскаго озера; прихожане возили дрова и каменья, рыли глину, жгли кирпичи, добывали бревна. В том же 1858 году, 14 августа, торжественно совершена была закладка новаго храма. Первыми вкладчиками и пособниками святом уделу явились, как и во многих других случаях, Высочайшия Особы царствующаго Дома. Благочестивейший Государь Император пожертвовал, на построение новаго Доложскаго храма, 300 рублей; блаженной памяти Императрица Александра Феодоровна – 500 рублей; Благоверный Государь Наследник Цесаревич, с Августейшими Братьями своими – 100 рублей; Благоверный Государь Великий Князь Константин Николаевич из своей дачи приказал отпустить 200 кубич. сажень дров и 350 бревен. Вслед за тем, потекли пожертвования частных лиц, менее значительныя, даже мелочныя, но частыя и непрерывныя. Работы впрочем шли быстрее, чем поступали пожертвования, и не раз случалось, что в кассе строительной комиссии не было ни гроша для расплаты с рабочими. Строители однако не унывали, продолжали работу без остановочно; Господь явно благословлял их труды, и не редко посылал им неожиданную помощь. Через четыре года, обширный и высокий храм, с красивою колокольнею, был готов вчерне, покрыт железною крышею, увенчан златоблестящими крестами. Самым важным пособием для строителей была сумма в 5000 рублей, заимообразно выданная из Св. Синода, с облегчительною разсрочкою платежа и самыми умеренными процентами

Летом 1864 года великолепный храм сиял полным блеском и был готов к освящению. Между тем, средства строительной комиссии истощились почти совершенно. Нужно было еще приготовить приличную ризницу и утварь для новаго храма, предвиделись немаловажные расходы при его освящении. В это-то время благочестивые строители неожиданно обрадованы были истинно великою и богатою милостию. Великий Князь Константин Николаевич, в удельном владении котораго была большая часть крестьян Доложскаго погоста, прислал сказать, что все издержки по освящению храма Он принимает на свой счет. Это милостивое внимание и щедрая помощь Великаго Князя наполнили сердца прихожан доложских безпредельною радостию и благодарностию. Освящение назначено было на 21 число сентября (минувшаго года), как день, в который празднуется тезоименитство одного из Августейших сыновей Боголюбиваго жертвователя, – тезоименитство Великаго Князя Дмитрия Константиновича.

Освящение храма в Доложском погосте совершилось в назначенный день с величайшим торжеством, никогда невиданным в уединенном и далеком селении. Только многочисленныя и разнообразныя занятия воспрепятствовали высокопреосвященному Исидору, митрополиту новгородскому, и с. петербургскому, исполнить усердную просьбу прихожан – лично самому освятить Доложский храм, и были причиною, что это дело поручено было высокопреосвященным Владыкою – викарию его, преосвященному Герасиму, епископу ревельскому.

Преосвященный Герасим, с архимандритом Митрофаном, свитою и певчими, прибыл в Доложский погост за день до освящения храма и занял приготовленное для него помещение в новом доме, построенном для местнаго священника на самой площади, против храма. На другой день, 20 сентября, прибыл в качестве представителя Его Императоскаго Высочества, Великаго Князя Константина Николаевича, г. шталмейстер двора Его, Виктор Александрович Бибиков, в сопровождении г. управляющаго г. Павловском, Константина Петровича Ратаста: для них приготовлено было помещение в новом красивом доме, находящемся на той же церковной площади и назначенном для помещения сельскаго училища. Накануне торжества, досточтимая икона Успения Божией Матери перенесена была из старой церкви в новую, с крестным ходом, при звоне колоколов на обеих церквах и безчисленном собрании народа, который пришел на торжество освящения храма не только из ближайших окрестностей, но и из отдаленных мест. В след за тем началось всенощное бдение в новой церкви, по чину. Приведенные в восторг и умиление и благолепием храма, и стройным, превосходным пением митрополичьяго хора и присутствием с ними архипастыря, поселяне молились с усердием и слезами. Всенощная кончилась, но народ и после того не выходил из церкви, как бы очарованный невиданным зрелищем. Почти всю ночь до разсвета он стоял в церкви, или ходил в ограде и на площади около храма. К утру прибыл еще дорогой гость: генерал-майор Порфирий Васильевич Чебыкин, которому поручил, вместо себя, присутствовать на торжестве освящения его светлость, князь Александр Аркадьевич Суворов, военный генерал – губернатор Санкт-Петербурга.

В 9 часов 21 сентября совершено было в новом храме обычное водоосвящение, а около 10 часов, по прибытии и облачении преосвященнаго Герасима, началось и освящение самаго храма. Это священнодействие, даже и совершаемое одними священниками, при самой скромной обстановке, возбуждает в простых сердцах, не утративших чувства веры и благоговения, священный восторг и умиление, привлекает толпы богомольцев из отдаленных мест. Что же должны были чувствовать жители села Доложскаго, когда пред ними совершалось освящение – их собственнаго храма, для них и их же трудами постреннаго, совершалось самим архиереем, с блестящею свитою, при стройном пении хора, в присутствии знатных представителей Высочайших Особ?.. О, такия впечатления не забываются народом и не проходят даром. Одним таким днем дан, может быть, добрым поселянам такой урок веры и верности Православию и Придержащей Власти, котораго не в состоянии дать иная школа в течение нескольких лет. Мы уверены, что если бы даже отпадшия чада православной Церкви, оставив хоть на время свою слепую ненависть и предубеждение, пришли сюда в это время, – и они сказали бы, что, ложно так называемые ими, никониане чтут истиннаго Спасителя Христа, что они истинныя чада св. Церкви и что с ними – Бог.

Освящение храма, с обычным крестным ходом и другими, сколько знаменательными, столько же и торжественными обрядами, совершено было в стройном порядке и благочинии. Вслед за тем, совершена была преосвященным, с многочисленным собором сослужащих, Божественная Литургия. По окончании ея, богомольцы еще около часу оставались в храме, стремясь принять благословение архипастыря. По выходе из храма, народ наполнил обширную площадь пред церковию; звон колоколов, легкий шум празднующих, – все выражало и поддерживало тот же священный восторг, который чувствовался и в храме.

Началась другая часть праздника, другая сторона веселия, в которой духовное соединялось с вещественным. Архипастырь, вместе с почетными гостями, приблизился к столам, накрытым пред зданием училища. На них была приготовлена трапеза для избранных крестьян Выскатской, Константиновской и Добручинской волостей. По прочтении молитвы, преосвященный благословил эту трапезу, устроенную повелением и щедротами Благовернаго Великаго Князя Константина Николаевича, для 300 Его преданных крестян-земледельцев. Весело и чинно садились крестьяне за роскошные столы, снабженные обильно яствами и питием. Раздался тост за здравие возлюбленнаго Монарха – Благодетеля России, громкое ура огласило воздух, полковая музыка заиграла мотивы народного гимна; сердца и уста всех невольно припевали: «Боже! Царя храни!». Вслед за тем провозглашены тосты: за Государыню Императрицу, Благовернаго Государя Цесаревича, за милостивейшаго Великаго Князя Константина Николаевича и за весь Царствующий Дом, за светлейшаго князя А.А. Суворова, генералов Чебыкина, Бибикова и Ратаста, – наконец за строителей и благотворителей храма. Обед крестьян продолжался 2 часа, после него был подан кофе и десерт. Не смотря на всеобщий сильный восторг, угощаемые не забыли ни на минуту приличия и умеренности. Честь и хвала доброму русскому народу! На этот раз он показал себя достойным великих милостей Божеских и Царских. После того представилось новое зрелище, не менее занимательное, а для некоторых и – полезное. На высоком шесте утверждены были разные подарки, или призы; молодые удальцы бросились добывать их – с разным успехом, среди веселаго смеха и говора тысячеустной толпы. Призы были разобраны все. Затем, с балкона училищнаго дома посыпались на народ пряники и конфекты. Как муравьи или резвыя ласточки, ринулись поселяне подбирать и ловить на лету эти любимыя лакомства.

Наступил вечер. В комнате училищнаго дома, имевшаго в это время вид маленькаго дворца, накрыт был стол для 50 персон духовенства и почетных гостей. Снова провозглашены были те же тосты, – но на этот раз они сопровождались не только звуками музыки, но и громом выстрелов из ручных пушек. Не нужно и напоминать, что стол отличался обилием и богатством – царским. К концу обеда весь дом был и снаружи иллюминирован; начался фейерверк, – зрелище, доступное только жителям столиц и от века невиданное в каком нибудь Доложском погосте. Фейерверк состоял из шести картин; в заключение появилось вензелевое изображение Августейших имен (А.М.), окруженное сиянием бенгальских огней. Затем началось народное гулянье и хороводы. Полковая музыка почти не умолкала с 2 часов полудня до 10 вечера и закончилась, вместо вечерней молитвы, умилительным гимном: «Коль славен наш Господь в Сионе». После того, все смолкло и народ тихо разошелся по домам, благодаря Бога за ниспосланную радость и за милости Великаго Князя.

Долго будут помнить жители села Доложскаго торжество 21 сентября; долго будут разсказывать о нем, на поучение детям и внукам[56].

 

Два-три слова к моим собратьям,

крестьянам Выскатского общества,

при заложении в селении Выскатке

Св. храма

 

Братья мои! Вы собрались на это место для того, чтобы принести Господу Богу в сей благознаменательный день общие моления об успехе предпринимаемого нами святого дела – построения храма Божия. – Давно бы следовало быть здесь святому храму. Грустно было видеть, как, утомленные тяжелыми полевыми работами, наши старцы, юноши, жены и дети, удаленные от приходского храма, почти лишались утешения воссылать в нем усердные свои молитвы, а вместе с тем – и просвещения духовного; коснели в предрассудках и невежестве. Нерадение наше о своем спасении, проистекающее от нашего крайнего невежества, не вопиет ли против нас пред Богом?

 

Братья мои возлюбленные! Святая Церковь Христова, как самая нужная и попечительная матерь, – с первых минут нашей жизни заботится о нас, и, желая дать нам все средства к оправданию пред Богом, благоволила чрез Архипастыря нашего устроить здесь храм Божий. В нем будет возвещаться нам святое учете Христово; в нем будут сообщаться нам спасительные таинства нашей св. веры: крещение, миропомазание, отпущение грехов, причащение Тела и Крови Христовой, бракосочетание и елеопомазание; в нем и по смерти нашей будут приноситься за нас молитвы Богу о спасении душ наших; в нем дети наши ближе узнают благолепное богослужение, объясняемое им в училище; – и как отрадно будет нам слышать их нежные голоса, славящие Бога, в стройном пении церковном.

Вам известно, братья, что мысль о построении здесь храма не случайна; она явилась вследствие великих благодеяний, полученных нами от щедрой десницы Господней. – Учрежденный по нашему желанно торжественный крестный ход в память спасения жизни Августейшего покровителя нашего привлек к нам благословение Царя-Освободителя; дети наши – питомцы Константиновского училища – находятся под Августейшим покровительством; и Царь Небесный милостивно воззрел на нас, благоволив избрать место селению своему среди нас. Не должны ли мы с благоговейною слезою благодарить Господа за все Его к нам милости? К сожалению, есть между нами не твердые сердца, косные еже веровати, и, с плачем глаголю, враги; этому делу. – Братья мои! пожалейте их: они заблуждаются по неведению; они враги и собственного своего спасения и спасения своих ближних. –

Но мы не будем хладнокровны к святому делу, не будем медлить; усугубим старание и силы, наши к построению на этом месте храма Божия. Приспело благоприятное время; попечительное начальство хочет оправдать нас пред Богом и предками нашими, которые в свое время были усердными строителями храмов Божиих. Начальство отозвалось на усердие наше построить здесь храм Богу. Покажем же теперь, что мы дорожим своим спасением, сохраняем святую веру и ревнуем о прославлении имени Божия. Докажем на деле то, что до сих пор было у нас на языке. Воздвигнем Богоугодный памятник нашей жизни, – храм, из которого во все дни наши, до последнего нашего издыхания, будем получать сокровища небесные для спасения душ наших. Иначе будем безутешно плакать в вечности, где для грешников не будет ни храма, ни молитвы, ни престола для спасительной жертвы, где встретит их судилище и судящий Бог. –

Пресвятая Матерь Божия! Тебе вручаем и нас самих и наши заботы о построении на сем месте храма во имя Твое. – Посли нам, Владычице, усердных ревнителей, как некогда послала Ты, Госпоже, преподобному Антонию печерскому мудрых строителей храма своего, и защити нас от всех противоборствующих сему святому делу.

 

Не лишним будет кратко здесь объяснить и те обстоятельства, которые помогли крестьянам Спб. г. Гд. уезда, Выскатской волости, осуществить давнее и искреннее желание – иметь среди своего общества святой храм. Они, по усердно своему к Пресвятой Богородице и в благодарность Господу Богу за cпaceниe жизни Его Императорского Высочества, Благоверного Государя и Великого князя Константина Николаевича, бывшего своего Владельца, просили утвердить торжественный крестный ход из погоста Доложского с храмовою иконою Успения Божией Матери в селение Выскатку на 25 верстном расстоянии. На докладе о том Его Императорскому Величеству, Государь Император собственноручно изволил написать: «объявить им за то искреннее Мое спасибо», и Его Императорское Высочество особо благодарил их. В память такового Монаршего благоволения и милостивых отзывов Его Высочества, крестьяне Выскатской волости учредили в селении Выскатке, на подушном окладе училище, которое Его Величество, по желанию крестьян, в честь Августейшего Своего Брата, Всемилостивейше благоволил назвать Константиновским; в нем обучается в зимние месяцы до 80 учеников; при нем учреждена библиотека для чтения грамотным крестьянам, в которой находится до 1000 разных книг и брошюр. –

Крестный ход, с Высочайшего Его Императорского Величества соизволения, указом Святейшего Синода, от 30 мая 1863 г., утверждено совершать ежегодно 8 и 9 сентября, – дни знаменательные для крестьян этой волости; первый – день рождения ныне в Бозе почившего Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича, а второй – день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя и Великого Князя Константина Николаевича. Чтобы увековечить эти милости Божии и Монаршие, крестьяне, вызванные местными потребностями, и между прочим, желанием иметь для своего училища постоянного учителя Закона – Божия, положили твердое намерение, в надежде на помощь Божию и христианскую благотворительность, соорудить храм Божий в селении Выскатке, с учреждением при нем особого причта, что в настоящее время дозволено Епархиальным начальством.

П. К. У. Е. А.[57]

 

Освещение придела

во имя Св. Архистратига Михаила

в храме Успения Пресвятыя Богородицы

в Доложском погосте

 

Освящение это совершилось 4-го ноября настоящаго (1865 – В.Б.) года.

Припомним при этом, что главный престол этого храма, посвященный Успению Пресвятыя Владычицы, освящен в сентябре прошлаго года, и торжество освящения описано в № 8 Духовной Беседы за текущий год.

Об этом торжестве, об этом новом храме мы много слышали, и теперь Бог привел и видеть его, и не только видеть, но и послужить освящению в нем придела во имя св. Архистратига Михаила[58].

Да, не даром о ней, этой новой церкви, так много говорено[59]. Она сделала бы честь любой улице в любом городе. Видали мы по городам и кафедральные соборы, которые, по своим размерам и по всему, гораздо скромнее этой деревенской церкви!

В пять часов по полудни 3-го ноября ударили ко всенощной, которая к исходе шестаго и началась в новоустроенном приделе. Правили всенощную, по уставу, обновлению храма и празднику св. Архистратига Михаила. Не смотря на несколько сырую погоду и темноту вечера, молящихся в церковь ко всенощной собралось столько, что (после величания и чтения Евангелия) народ подходил для поклонения иконе св. Архистратига Михаила и для помазания освященным елеем не только до конца уставно и протяжно совершаемой всенощной, но и до конца перваго часа и даже после еще с полчаса времени.

На другой день, 4-го ноября, к водоосвящению ударили в колокол в половине девятаго. Но священнодействие началось только в 10 часов; потому что поджидали прибытия почетнаго гостя, генерала Чебыкина. Но ожидаемый гость не явился, и мы приступили к священнодействию водосвятия, а потом и освящения престола.

Священнодействовали, кроме архимандрита, местный благочинный, о. Александр Троицкий и еще пять священников, иеродиакон из Александро-невской лавры и два диакона. Когда, по начале литургии, прибыл наконец генерал Чебыкин, то главным входом во храм, за теснотою, провести его уже не могли, а принуждены были отворить для него боковыя двери в правом приделе. В ограде церковной, сверх того, помещалось столько богомольцев, сколько и в церкви.

Когда генерал Чебыкин прибыл, старшина[60] внес в алтарь изящно устроенную икону св. Благовернаго Александра Невскаго, и старшему священнодействующему передано, что икону прислал народу светлейший князь Александр Аркадиевич Суворов[61], прося благословить ею народ.

Под конец литургии архимандрит сказал поучение к народу, из текста: род преходит и род приходит, а земля во век стоит (Еккл. 1,4). Затем, объяснив, что «это изречение значит: один род людей умирает, другой нарождается, а земля одна и таже,» – проповедник продолжал: «и при взгляде на ваши места, поневоле приходит мысль: сколько у вас перемен в 20 лет! как все на свете переходчиво! Вот, примерно, я ходил по этим местам еще юношею и теперь я перешагнул уже за половину человеческаго века. Кого я знал детьми, те стали мужами совершенными, отцами семейств, а некоторых нет уже в живых. Вот нас здесь не одна тысяча человек. А пройдет еще 10 лет, сколько нас убудет! А пройдет 20 – 30 лет, – и много ль нас останется? Останутся ваши дети и внуки, которые будут ходить по вашим могилам так-же как вы теперь ходите по могилам ваших отцев и братьев.

«Что же вечно на земле? Наименее вечны люди, мы сами. Но многое человеческое долговечно и даже вечно.

«Вот что долговечно – храм Господень, который вы создали в жилище Господу Богу, в душеспасительное прибежище себе.

«Посмотрите, вот ваша старая деревянная церковь простояла 100 лет, и еще, Бог милостив, простоит другия 100 лет. А эта церковь, каменная, новосозданная, даст Бог, простоит многия сотни лет, подобно древним храмам на св. Руси, каковы есть в Ново-городе, Москве и Киеве, которые стоят уже несколько сот лет. Ведем мы речь к тому, что вы сделали прекрасное, прочное, вековое дело, поставили себе вековечный памятник.

«Да, именно памятник. Вы памятник поставили своим душам, которым по смерти вашей будет здесь всегда возглашаема: вечная память. Всех вас поминать будут в этом храме. Подумайте же, настанет время, что и кости ваши истлеют и могилы сгладятся и имена забудутся; а в этих священных стенах, на этом святом месте, непрестанно, в продолжение веков, в вечное поминовение ваших душ, будет возноситься к Господу заупокойная молитва: еще молимся о блаженных и приснопамятных создателях святаго храма сего и всех прежде почивших отцах и братиях, здесь лежащих…

«Вот что вечно – вечна молитва, которая в вечное поминовение ваших душ будет возноситься здесь; вечно ваше добро, которое возложили вы в боголюбезное дело создания св. храма сего, и которое, вослед за вашими душами, пойдет в небо и вечность.

«Слава и честь всем вам, создателям и благоукрасителям св. храма сего! Честь вам и хвала от Бога и от людей! Хвала всем – и тому, кто пожертвовал сотни, и тем, кто привез бревно или камень, кто положил кирпич, копал землю, дал на святое дело свою трудовую копейку, если не имел силы принести большую жертву.

«Возблагодарите же Господа Бога, сподобившаго вас совершить такое богоугодное, вековое, великое дело. Помолитесь за Царя и Царицу, за царственных Детей Их, за благовернаго Государя Великаго князя Константина Николаевича и супругу его. Их царственныя жертвы соединились здесь с жертвами вашими; Их царственныя очи с любовию и участием взирают на вас и на святое дело ваше. Почтите вашею любовью, вашим доверием и благодарностью и тех известных вам мужей, которые задумали и потом многими трудами, лишениями и скорбями помогли вам начать и совершить спасительное для всех вас дело, сумейте понять и оценить дары их, – это ваш долг.

«Дай вам Бог благополучно и завершить то, что богоугодно вами начато и почти кончено; всем вам дай Бог в радости узреть освящение и третьяго престола Божия во св. храме сем, ко дню св. равноапостольных царей Константина и Елены.

«Дай Бог, чтоб этот храм был для вас всегда училищем всего добраго, всегдашним напоминанием вашего христианскаго долга очищать и освящать ваш храм внутренний, святилище вашей души. Не упивайтеся вином, в немже есть растление души и тела. Не предавайтесь праздности – трудитесь: труд человеку нужен также, как воздуху и воде движение; стоячая вода загнивается; гулящий человек есть негодный человек; уразумейте необходимость для ваших детей школы, училища, грамоты: до сих пор учила вас неволя, а теперь пришло время жить вам своим разумом; через 10 лет вы сами увидите, что кто безграмотен, тот и останется назади; а сделавшись разумнее, вы станете и честнее и счастливее».

Заключено поучение молитвенным обращением ко Господу Богу: «Господи! сотвори храм сей непоколебим и прославлен Тобою до скончания века. Сотворшим же здание сие даруй Господи обновление в них даров Святаго Духа Твоего».

По свершении литургии, пред св. иконами: Успения пресвятыя Владычицы, св. Архистратига Михаила и присланною князем Суворовым, иконою св. Благовернаго Великаго князя Александра Невскаго, соборне духовенством отпет был молебен Пресвятой Богородице и святым Архистратигу Михаилу и Александру Невскому. По окончании молебствия, возглашено по обычаю многолетствие Благочестивейшему Государю Императору и всему Царствующему Дому, господину высокопреосвященному митрополиту Исидору, и в заключение, благоверному синклиту, воинству и благоукрасителям св. храма и всем православным христианам. По окончании многолетствия, старший священнодействующий, подняв кверху св. икону св. Благовернаго Александра Невскаго возгласил: «видите вы, православные, сию св. икону? На ней изображен лик св. Благовернаго Великаго князя Александра Невскаго. Она прислана вам на память сегоднешняго торжества светлейшим князем Александром Аркадиевичем Суворовым. Он есть прямой внук известнаго всему Русскому народу великаго вождя, Александра Васильевича Суворова, который крепко любил Русскаго воина и народ. Видимо, что и внук также любит Русский народ. Он хотел прибыть сюда сам, чтобы разделить с вами святую вашу радость; но государственныя заботы его задержали. С доверенным сановником он посылает вам сию икону на память и в благословение. Он желает, чтоб вы были счастливы, честны, трудолюбивы, разумны, – желает, одним словом, всякаго благополучия и успеха в добрых делах ваших». После этого священнодействующий осенил иконою св. Александра предстоящих; а икону св. Архистратига Михаила, по поручению старшины и общества, поднес генералу Чебыкину для поднесения от Доложскаго общества светлейшему князю. Затем, не смотря на утомление, все предстоявшие, не только внутри храма, но и бывшие во время службы вне его, подходили в строгом порядке к св. кресту, что продолжалось около часа времени.

По совершении всех священнодействий в новосозданном храме, архимандрит благословил накрытый среди площади стол для народа и роты солдат, прибывших к торжеству. А за тем, в училищном доме предложена обильная трапеза духовенству и почетным гостям.

 

А.Н. [62]


 

Гдовско-Ямбургский листок

 

Н.А. Скроботов

Гдовско-Ямбургская окраина и ее города

 

Гдовско-Ямбургская окраина Петербургской губернии полна исторических воспоминаний и переполнена историческими памятниками. Еще и поныне в устах народа гдовско-ямбургской окраины сохраняются предания о святой княгине Ольге, о рыцаре Бирянгаупте, о царе Иване Васильевиче, о Петре Великом и о многих других лицах. По настоящий день остается неизвестною большая часть курганов, которые в Ямбургском уезде носят название «Шведских могил». Эти немые свидетели давно минувших событий многое могли бы сказать нам из нашего старого, былого времени; но, в ожидании труженика-исследователя, они все более и более зарастают травою и надписи на крестах, которыми украшены некоторые из курганов, с каждым годом – делаются непонятными для читателя. А что сказать о развалинах древних городов и укреплений? Время уничтожило память о жителях некоторых древних укреплений, но развалины, которые мы встречаем на Гдовско-Ямбургской окраине, до настоящего дня сохраняют следы былой жизни. Так, на реке Плюссе, близ погоста Крапивны, в 25 верстах от Гдова, заметны и поныне развалины неизвестного какого города. При деревне Корповке, в Ямбургском уезде, существует возвышенность, которая называется «городком», а земляная насыпь ее – «батареею»; но какой это был город с батареей – об этом никто не говорит.

По историческим воспоминаниям Гдовско-Ямбургская окраина достойна особенного внимания. Раскопки только некоторых курганов Ямбургского уезда доказали нам, что их насыпи должны быть отнесены к весьма отдаленным временам, так как найденные в курганах арабские и англо-саксонские монеты принадлежат столетиям VIII, IX и X. Кто же жил на этой окраине в отдаленное от нас время? Какие племена были первобытными жителями наших двух уездов?

На этот вопрос история отвечает: Гдовско-Ямбургская окраина издавна была населена финскими племенами; но когда эти племена явились в наши уезды, – об этом история умалчивает, так как по настоящий день еще остается неизвестным для истории время переселения финских племен из северной части Азии, в Русскую землю. Достоверно только одно, что первобытные жители наших двух уездов должны были пережить каменный период времени, то есть первоначальные жители наших двух уездов были еще мало развиты и все свои вещи должны были выделывать из камня. Из финских племен, издавна населявших наши два уезда, были: Чудь, Водь, Ижора, Ямь, Нарова и другие. На этих давних обитателей Гдовско-Ямбургской окраины – указывают нам летописи, остатки племен: Води и Ижоры, названия многих деревень, озер и рек. Финские племена были многочисленны, но весьма слабы. Поэтому, на первых же днях самостоятельной и независимой жизни славянского племени – Новгородцев, эти финские племена отдались означенному предприимчивому славянскому племени и сделались его данниками. Среди финских племен стали появляться новгородские поселки и окологородья. Новгородцы зорко наблюдали за окраинами своих владений. Так, когда в 1256 году Свеи, Емь, Сумь и Дитман появились «со множеством рати» на северо-западной стороне Гдовско-Ямбургской окраины и «начаша чинить город на Нарове» (на реке Нарове), то новгородцы немедленно собрали войско; но они «окаянии», услышав о сборе новгородцами войска, «побегоша за море». В 1294 году, Титманович поставил «городок на сей стороне Нарове». По этому случаю летописец говорит: «новгородцы шедше городок пожогша и село его великое пожогша, а товар его поимаше весь и отъидоша».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: