Категория потребности в психологии мотивации, роль потребностей в регуляции поведения человека (группа 7)
Рассмотреть несколько научных определений потребности, выделить содержательную основу, суть потребности как мотивационного образования, объяснить отличие от других мотивационных образований. Как проявляется потребность в мотивировании поведения человека? Привести примеры. Подход Д.А. Леонтьева к пониманию потребностей.
Вилюнас В. Психология развития мотивации – РЕЧЬ, СПб., 2006, С.39-84, 86-118, 158-165, 166-251.
+Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. М., 2000, стр 21-74, 139-182.
Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал, 1992, №2.
+Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001, лек.43-47.
Отличие потребности от других мотивационных образований
Мотивационные состояния.
Когнитивный диссонанс («познавательное несоответствие»), негативное побудительное состояние, возникает в ситуации, когда субъект одновременно располагает по крайней мере двумя противоречивыми мнениями о чем-то или о ком-то, и эти мнения не могут быть согласованы друг с другом.
Состояние сомнения Н. Д. Левитов рассматривает как сложное состояние, в которое входят: неуверенность, недоумение, раздумье о правильности, сознание недоказательности, неубедительности, переживание неудовлетворенности тем, что выдается за истину.
Неуверенность отражает оценку вероятности совершения события, правильности принимаемого решения; сомнение – это отсутствие убежденности в истинности чего-то, в том числе и того средства и пути удовлетворения потребности, которое при формировании мотива рассматривается человеком.
Решимость – возбуждает стремление к устранению напряжения, связанного с потребностью. В этом состоянии отражается готовность к действию. Во всех ситуациях будет одинаковой. Например, это концентрированное и напряженное ожидание сигнала спортсменом на старте.
|
В случае если по каким-либо причинам начало действия отодвигается, то решимость переходит в остро переживаемое состояние нетерпения, а затем и раздражения. Чем сильнее выражена потребность (желание), тем сильнее выражены и эти состояния человека.
Н. Д. Левитов выделяет состояние мечтательности. Это погружение в мечту, фантазию, сопровождающееся переживанием положительных эмоций удовлетворения, радости.
Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с переживанием, возникающим у человека при ожидании желаемого события, и отражающих предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Надежда формируется на основе субъективного опыта, накопленного в прошлом в сходных ситуациях, и познания объективных причин, от которых зависит ожидаемое событие. Предсказывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, надежда играет роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего человеку определять ее последствия и целесообразность.
Мотивационная установка.
Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остаётся понимание необходимости удовлетворения потребности, достижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование – мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем всё более снижается острота переживания потребности, а следовательно снижается побудительное напряжение. Например, многие дети, которым не дали закончить урок (или игру), возвращаются прерванному занятию без всякого внешнего принуждения, несмотря на сложность задания.
|
Мотивационная установка – это задания для себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Её можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя переходит в тлеющие угли, но, стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь).
Мотивационная установка может возникать как долговременное намерение (замысел). При это она может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты, навязчивая идея (при возникновении пристрастия к чему-нибудь).
Влечения, желания, хотения.
Жизненные потребности родят хотения, а желание у взрослого человека вытекает из какого-нибудь представления и является страстной стороной мысли, т.е. ощущением, переживанием эмоции. В желании две составляющие: томительное ощущение (ощущение нужды) и образ того, что человек желает (цель). Хотение менее страстно, более холодно, чем желание. И желание, и хотение есть рефлекс без конца, без удовлетворения.
Влечения рассматриваются как выражение активности потребностей и как проявление различных видов стремлений к удовлетворению потребностей.
|
По С.Л. Рубинштейну эти три формы потребности отражают стадии развития потребности. Влечение – начальный этап в осознании потребности, переходная форма от органических ощущений к более высоким формам – желанию и хотению.
З. Фрейд понимал влечения как пограничные образования между физическим и психическим, характеризовал их 4 аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). Он связывал влечения с целью как действием, и с целью – объектом удовлетворения потребности.
П.В. Симонов понимал под влечением целенаправленную потребность.
А.Н. Лук в качестве первичного феномена рассматривает врождённые влечения, унаследованные от предков и генетически закреплённые: стремление к сохранению своей жизни (пищевой и защитный инстинкты), стремление к продолжению рода (половой и родительский инстинкты), стремление к активности (рефлекс цели, свободы, ориентировочный рефлекс) стремление к общению с себе подобными (инстинкты подражания и самовыражения). Он считал, что потребности, отражая социальный опыт, формируются на основе влечений, но, будучи сформированными, воздействуют на поведение наравне с влечениями и даже приобретают главенствующую роль.
Склонность.
В одном случае она понимается как направленность на определённую деятельность, как проф. направленность, как потребность в каком-либо виде деятельности, в другом случае – как одно из проявлений социальной направленности личности (К.К. Платонов).
А.В. Орлов считает, что склонность – определённая, внутренне мотивированная предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности.