Упражнение «Эксперимент».




Внеклассное занятие с элементами психологического тренинга для подростков в рамках акции «Мир Добра и Толерантности»

Тема: Урок Толерантности

Мы разные – в этом наше богатство,

мы вместе – в этом наша сила

Цель: формирование толерантного сознания

Задачи:

- развивать навыки общения, необходимые для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения

- развивать рефлексию и эмпатию, развивать умение осмысленно воспринимать информацию

- формировать чувство причастности к коллективу, групповой сплочённости

Оборудование: листы бумаги, мешочек из ткани, пословицы на листе бумаги, бланки (качества личности), проектор.

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами проведем необычное занятие, тему которого вы узнаете чуть позже, а прежде выполним упражнение «Приветственное письмо»

Разминка «Приветственное письмо»

Инструкция: Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в мешочек. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.

Вопросы для обсуждения: Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?

Занятие наше сегодня проходит в рамках акции «Мир Добра и Толерантности», приуроченное к Международному дню Толерантности 16 ноября.

Что означает слово «толерантность»?

Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

До сих пор речь шла о толерантности как способности терпеливо выносить неприятныевоздействия без значительного физического и эмоционального ущерба. В последние годы изменилось значение толерантности и получило широкое распространение в обществе. Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором. При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.

Толерантная личность – это «человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека».

Посмотрим, что же означает Толерантность на разных языках. (Дети зачитывают заранее приготовленные пословицы)

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

(В английском языке)

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

(Во французском языке)

Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.

(В арабском языке)

Означает “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.

(В китайском языке)

Толерантность — уважение, принятие и признание другого- человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

(В русском языке)

Таким образом, Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, принятие») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. (термин из Википедии).

Упражнение «Эксперимент».

Инструкция: Вы получили на бланках качества толерантной личности. Вам необходимо прочитать перечисленные качества и подчеркнуть те, которыми, по вашему мнению, обладает толерантная личность.

Агрессивность, безволие, безразличие, бестактность, бесхарактерность, благородство, вежливость, властность, выдержка, высокомерие, деликатность, дерзость, доброта, душевность, конфликтность, лидерство, лицемерие, несдержанность, неуживчивость, объективность, отзывчивость, отчужденность, придирчивость, резкость, своенравность, слабоволие, справедливость, тактичность, уживчивость, уступчивость.

(Дети подчеркивают и зачитываю ответы).

 

А сейчас рассмотрим проявления, противоположные толерантности.

1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);

3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

4) этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

5) поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

6) преследования, запугивания, угрозы;

7) расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

8) национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

9) фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

10) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

11) осквернение религиозных или культурных символов;

12) репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Как выдумаете мир будет лучше или хуже, или не будет никаких изменений, если люди будут толерантнее (терпимее) друг к другу?

Упражнение. На листе бумаги продолжите фразу: «Я сделаю мир лучше, тем что …. »

И в завершении нашего урока, посмотрим видеосюжет.

(Просмотр ролика)

Закончить наш урок хотелось бы строками из стихотворения Л. Татьяничевой «Будьте добры!»

Сколько просьб начинается с «Будьте добры»!

- Скажите, который час?

- Простите, глаза у меня стары.

- Придите, беда, беда у нас!

- Будьте добры! Очень спешу...

Вас я, друзья, ни о чем не прошу

Просто — Будьте добры!

 

Используемая литература:

1. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-

методическое пособие / Ю. Рот, Г. Коптельцева. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 223 с.

2. Лейбман И. Я. Межкультурный тренинг: общая характеристика и примеры упражнений [Электронный ресурс] / И. Я. Лейбман, М. В. Корнилова. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/66982/sopr_migrantov_leibman.pdf

3. Материалы сайта Инфоурок

4. Ролик про толерантность (заголовок с экрана). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=3DiokRZ2Qh8

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: