Школа Баранского Колосовскогостала изучать такие территориальные системы производительных сил, как страны, экономические районы,промышленные районы и узлы, сельскохозяйственные районы, системы расселения, города,транспортные системы и узлы, а затем расширила рамки исследования до территориальных систем сферы обслуживания.
Выделение подобных систем, то есть районирование, установление структур этих систем,изучение их генезиса и динамики, составило «душу» этой научной школы. Для нее характерен историзм,рассмотрение систем в процессе территориального общественного разделения труда, в свете определяющего влияния на их развитие способа общественного производства, конкретных социально-экономических формаций. Для школы Баранского — Колосовского обязателен, помимо исторического, пространственный аспект исследования, картографический и картометрический методы изучения территориальных систем. Это выразилось в созданном Баранским учении об экономико-географическом положении рассматриваемых объектов (городов, предприятий, районов, стран и т. д.) по отношению к совокупностям других объектов, то есть в учении об экономико-географических «силовых полях». С пространственным аспектом исследования было тесно связано развитие Баранским и его учениками социально-экономической картографии. Для всей школы Баранского — Колосовского характерна органическая связь рассматриваемых ею территориальных социально-экономических систем с окружающей географической средой, включение природных ресурсов и используемых производством природных процессов в эти системы в качестве естественного базиса материально-технической основы социально-экономических систем.
|
Наконец, школу Баранского- Колосовского отличает ее конструктивность, рассмотрение систем в свете их перспектив, постановка проблем их развития и научноеобоснование предложений и решений по территориальной организации расселения, производства и непроизводственной сферы.
Н. Н. Баранский (1881—1963) «географизировал» экономическую географию, установил ее прочные связи как с историей, экономикой и техникой, так и с физической географией, ввел экономическую географию всистему географических наук. Баранский глубоко разработал вопрос о территориальном (по его терминологии — «географическом») общественном разделении труда. Он писал: «Географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии ». Изучение этого вида разделения труда, его количественное измерение, определение и сравнение функций, которые в связи с ним приобретают разные страны, районы и пункты, сделало экономическую географию точной наукой,позволило ей широко применять экономические расчеты, перейти к моделированию экономических (в томчисле транспортных) связей. Баранский увидел, что территориальное (географическое) разделение труда есть основа системного анализа в экономической географии, служит своего рода «механизмом» в развитии социально-экономических территориальных систем.
Большое внимание Баранский обращал на изучение экономических районов СССР, США и других стран,широко применяя сравнительный и картографический методы исследования. Он считал, что р ешающую роль в выявлении особенностей районов имеет установление их «каркасов», состоящих из транспортной сети и городов. Баранский разработал методы экономико-географического изучения городов, установленияих иерархии. За свою жизнь Баранский написал очень много, особенно статей, откликаясь на главные требования жизни и запросы науки, образования и практики. Его статьи были собраны в двух книгах:«Экономическая география. Экономическая картография» (Изд. 2-е, 1960), «Экономическая география всредней школе. Экономическая география в высшей школе» (1957). Результатом работы Баранского сучителями стала книга «Методика преподавания экономической географии» (1960). Вместе сА. И. Преображенским он выпустил университетский курс «Экономическая картография» (1962). Баранский основал в 1946 г. теперь всемирно известную серию научных сборников Московского филиалаГеографического общества СССР «Вопросы географии», в которых было помещено много его работ.
|
Н. Н. Колосовский хорошо дополнил Н. Н. Баранского, придав своими комплексными проектными работами конструктивный характер изучению экономических районов. Он развил идеи районирования Госплана 1920-х годов, создал стройную теорию экономического районирования,имеющую крупнейшее научное и практическое значение. Он писал: «Экономическое районирование означает распределение производства по территории страны определенными группами, отвечающими природному сочетанию энергетических и сырьевых ресурсов, а также общим экономико-географическим и транспортным условиям района». Следующим его шагом была разработка вопроса о территориальных производственных сочетаниях (комплексах) в советской экономической географии (1940 и 1947). Под территориальным производственным комплексом (ТПК) Колосовский понимал определенную географическую и техническую форму общественного труда социалистического общества с энергетическим и машинным его вооружением, приложенную к определенному сочетанию природных ресурсов района. ТПК имеет материально-техническую основу, для характеристики которой Колосовский предложил применить анализ типических массово повторяющихся в ряде экономических районов энергопроизводственных процессов и группирующихся вокруг них производств. Так возникло представление об «энергопроизводственных циклах » («сообществах», «цепочках»), очень важных для моделирования экономических районов и народного хозяйства страны в целом.
|
Школу Баранского — Колосовского усилил И. А. Витвер (1891—1966), который обогатил ее историко-географическими подходами при изучении экономической географии капиталистических стран. И. А. Витверу принадлежат крупные экономико-географические страноведче-ские труды «Южная Америка» (1930), «Караибские страны» (1931), «Франция» (совместно с А. Е. Слукой, 1958) и книга «Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира» (1963).