История античной литературы




ГЛОССАРИЙ

 

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (лат. аntiquus – древний) – литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X—IX вв. до н. э. по IV—V вв. н. э. Она занимает свое место в кругу других литератур рабовладельческой эпохи — ближневосточных, индийской, китайской. Однако историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей в этом цикле литератур особое положение. Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма

(Гаспаров М.Л. История всемирной литературы)

Исторически греческая литература предшествовала римской.

 

АТТИЧЕСКИЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ) ПЕРИОДдревнегреческой литературы – период, когда художественным, а впоследствии и философским центром Греции становятся Афины. Под знаком их культурной гегемонии проходят V и IVвв. до н.э. Эпоха наивысшего расцвета древнегреческой литературы. Центральное место в литературе V в. занимает драма (трагедия - Эсхил, Софокл, Еврипид; комедия - Аристофан и драма сатиров); IV в. – время преобладания прозаических жанров (историография - Геродот, красноречие - Демосфен, философия – Платон, Аристотель)

(Тронский И.М. История античной литературы)

 

АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ, драматический жанр в Др. Греции, ведущий свое название от Аттики – области, центром которой были Афины. Уже античная лит. критика различала в А. к. три разновидности — древнюю (Vв. до н.э.), среднюю (IV в. до н.э.) и новую. (последняя четверть IV – начало III в. до н. э.) Характерные признаки древней А. к. – ярко выраженная обществ, направленность, политическая сатира, гротескно-фантастический сюжет и соответствующая ему система образов (комедии Аристофана). В средней А. к. на первый план выдвигалась мифологическая травестия и стереотипные маски воина, парасита, гетеры, повара; новая А. к. сосредоточивает внимание на бытовых и семейных отношениях, широко используя мотивы совращения девушки и опознания подкинутых детей (Менандр).

(Литературный энциклопедический словарь)

АЭД (от греч. aoidos – певец) – поэт, создатель и исполнитель под звуки струнных музыкальных инструментов (лира, кифара, форминга) эпических произведений. Образ аэда воссоздан в древнегреческой поэзии: Демодок на пиру у царя Алкиноя («Одиссея», VIII), Фемий на пиру в доме Одиссея («Одиссея», I, XXIII).

(Эстетика. Теория литературы)

 

БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОАЗИЯ, БУКОЛИКА (греч. bukolika, от bukolikos — пастушеский), жанр античной поэзии эллинистического и римского времени (III в. до н. э. — V в. н. э.): небольшие стихотворения гекзаметром в повествовательной или диалогической форме с описанием мирной жизни пастухов (изображенных чаще лирически условно, реже комически-натуралистично), их простого быта, нежной любви и свирельных песен (часто с использованием фольклорных мотивов). Стихотворения Б. п. безразлично назывались идиллиями (букв. - картинка) или эклогами (букв. - выборка); впоследствии условно считалось, что идиллия требует больше чувства, а эклога больше действия. Зачинателем и классиком греч. Б. п. был Феокрит, римской – Вергилий. К буколической поэзии примыкает роман Лонга “Дафнис и Хлоя”, написанный ритмической прозой

(Литературный энциклопедический словарь)

ГЕКЗА́МЕТР, гексаметр (от греч. hexámetros – шестимерный), в античном стихосложении – 6-стопный дактиль, цезура, рассекающая (обычно) 3-ю стопу, делит стих на два полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. В античной поэзии Г. был основным размером эпоса (Гомер), идиллии, сатир, посланий, а в сочетании с пентаметром — элегий и эпиграмм. В новоевропейской поэзии употреблялся почти исключительно в переводах или стилизациях античных тем и жанров (идиллии — «Герман и Доротея» И. В. Гёте; эпоса — «Ундина» В. А. Жуковского).

(Литературный энциклопедический словарь)

 

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС – совокупность проблем, охватывающих историю возникновения и литературной фиксации древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается Гомеру. Сущность Г. в., возникшего в науке на рубеже XIX в., сводилась к тому, являются ли гомеровские поэмы созданием определенного автора (мнение т.н. унитариев) или дошедший до нас текст представляет собой результат записи, сделанной в середине VI в. до н. э. и объединившей не вполне согласованные между собой отдельные поэтические сказания — рапсодии (мнение т. н. аналитиков). Открытие микенской цивилизации (2-е тыс. до н. э.), изучение композиции гомеровских поэм, а также героического фольклора, бытующего у ряда народов Европы и Азии, показали односторонность той и другой точек зрения. Ныне представители обоих направлений признают как первоначальное единство авторского замысла, так и наличие в “Илиаде” и “Одиссее” разновременных хронологических пластов. Гомеровские поэмы, т. о., следует рассматривать как цельные художественные произведения со строго продуманной композиционной структурой, созданные индивид. автором в VIII—VII вв. до н. э. на основе многовековой фольклорной традиции с использованием художественных средств народного творчества (формульный стиль, постоянные эпитеты, повторения целых кусков). Остающиеся между исследователями разногласия (написаны ли “Илиада” и “Одиссея” одним и тем же автором или разными поэтами; принципы использования формульного стиля) не имеют определяющего значения для характеристики гомеровского эпоса, коль скоро признается генетическая связь обеих поэм с фольклорными истоками и мастерство поэта в их организации как художественного целого.

(Литературный энциклопедический словарь)

 

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – I в. до н.э. Расцвет римской прозы (время Цицерона 81-43 гг. до н.э) и расцвет римской поэзии (время Августа 43 г. до н.э.–14 г. н.э. – творчество Вергилия, Горация, Овидия).

(Тронский И.М. История античной литературы)

КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) – понятие, употреблявшееся в античной философии, медицине, эстетике и многочисленные и противоречивые толкования: рационалистическое (очищение души от страстей под влиянием интеллекта), этическое (воспитание способности к состраданию), медицинское (достижение психотерапической разрядки) и др.

Известное положение Аристотеля, применившего понятие К. к трагедии как литературному жанру: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному... совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов» («Поэтика»), слишком кратко и грамматически двусмысленно; оригинал, допускающий другой перевод («очищение от подобных аффектов»), оставляет открытыми многие вопросы: в чем сущность этого очищения, кто ему подвергается (герой трагедии или сопереживающие ему зрители) и т. п.

Позднейшая эстетика придала понятию К. расширительную трактовку, связав с характеристикой трагического в искусстве вообще. В современной филологии К. понимается как особая, нередко высшая форма трагизма, когда воплощение трагического конфликта (и сопутствующее ему потрясение) не подавляет своей безысходностью, а производит (на читателя, зрителя) просветляющее, “разрешающее” действие.

(Литературный энциклопедический словарь)

 

МЕЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, МЕЛИКА (от греч. melos — песня) – греческая поэзия, достигшая расцвета в VII—V вв. до н. э. Произведения М. п. исполнялись под аккомпанемент лиры, музыка выступала на первый план вместо едва заметного ритмического сопровождения в элегиях и ямбах. Мелика отличалась разнообразными комбинациями стихотворных размеров. Сольная (монодическая) мелика большей частью выражала чувства личности (Сапфо, Алкей, Анакреон), хоровая — приурочивалась к обществ, событиям, празднествам (Симонид Кеосский, Пиндар, Вакхилид). Мелос был распространен у дорийцев (преимущественно хоровой) и эолийцев (преимущественно монодический). М. п. использовала формы народного песенного творчества. Жанры хоровой мелики: дифирамб (гимн в честь Диониса), пеан (гимн в честь Аполлона), парфений (песни для женского хора), френ (похоронный плач), эпиникий (в честь победителей на состязании).

(Литературный энциклопедический словарь)

 

“МЕНИППОВА САТИРА”, МЕНИППОВА САТУРА, МЕНИППЕЯ – жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы. Становление М. с. античное предание связывает с творчеством философа-киника III в. до н. э. Мениппа из Гадары. Для М. с. существенно создание фантастической среды обитания для своих персонажей (оживление “царства мертвых”, полет на небо, нисхождение в преисподнюю), которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев. Мотивы М. с. содержатся также в творчестве Сенеки младшего и Петрония.

(Литературный энциклопедический словарь)

ОДА – в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождением. В дальнейшем одой называлось торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне.

(Квятковский А. Поэтический словарь)

 

ПАЛЛИА́ТА (от лат. pallium — плащ) — «комедия плаща» (fabula palliata), римская комедия III-II вв. до н. э., в которой актеры выступали в греческих костюмах. Для сюжетов П. римские комедиографы обычно использовали посредством контаминации оригиналы греч., преимущественно новоаттической комедии. П. изображает быт, частную жизнь обыкновенного человека. Неизменные типы П. – скупые старики-отцы, распутные, расточительные сыновья, умные ловкие рабы, жадные сводники, хвастливые воины, гетеры, прихлебатели (параситы). Авторы: Плавт, Теренций.

(Краткая литературная энциклопедия)

 

РАПСОД (от греч. rhapsodos - сшивающий) – исполнитель эпических произведений.

(Эстетика. Теория литературы)

РЕТАРДАЦИЯ (от лат. retardatio — замедление, задержка), фабульный, или композиционно-сюжетный, прием, свойственный эпическим жанрам: задержка развития сюжетного действия, замедление рассказа о событиях (повествования в узком значении). Осуществляется посредством введения внесюжетных компонентов: статических описаний (развернутых пейзажей, интерьеров, портретов и т. п.), лирических отступлений, возвращении к “предыстории” или “междуистории” героя и т. п.; нередко — посредством повторения однородных эпизодов (в сказке, рыцарском и авантюрном романе).

(Литературный энциклопедический словарь)

 

ТОГА́ТА (лат. fabula togata, от toga — тога, римская верхняя одежда) – разновидность римской комедии, получившая развитие примерно с сер. II в. до н. э. Ни одно из произведений жанра Т. не сохранилось полностью. Т. изображала жизнь средних слоев италийских городов, уделяя внимание преимущественно семейным и бытовым отношениям; значительную роль играли в ней женщины (но не гетеры, как в греческой комедии), а также представители разных профессий — валяльщики, ткачи, пекари, портные.

(Краткая литературная энциклопедия)

 

ФЕСЦЕННИНЫ (лат. versus Fescennini, от назв. этрусского города Fescennia – Фесценния), насмешливые, шуточно-бранные песенки, исполнявшиеся на празднествах жатвы и в свадебных обрядах Др. Рима. Использовали сатирические приемы инвективы, часто в форме диалога-перебранки. Считаются одним из источников римской комедии.

(Литературный энциклопедический словарь)

 

ЭКФРАСИС (ekphrasis) - риторическая фигура, означающая описание визуальных объектов (реальных или вымышленных), особенно визуальных произведений искусства. Э. является, по определению одного римского ритора, «описательной речью, отчетливо являющей глазам то, что она поясняет». Э. может пониматься двояко: в широком смысле это словесное описание любого рукотворного предмета: храма, дворца, щита, чаши, статуи или картины; в более узком – описание лишь такого предмета, который содержит другого предмета или их группы, какой-либо сценки, сюжета и т. п. (ср. описание щита Ахилла в «Илиаде»). Во II-III веках н.э. часто представляет собой обособленный отрывок: самоценный, не зависящий от какой-либо функции в рамках целого и посвященный описанию места, времени, тех или иных лиц или произведений искусства.

(Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий)

 

ЭЛЕГИЯ (от греч. elegeia) – лирический жанр античной поэзии, эмоционально насыщенное стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. Форма античных элегий – ряд элегических дистихов (античное двустишие, состоящее из гекзаметра и пентаметра). Возникла в Греции VII в. до н.э. Элегии писали Каллин, Тиртей, Феогнид, Архилох, позже Каллимах. В римской поэзии – Катулл, Проперций, Тибулл, Овидий.

(Квятковский А. Поэтический словарь)

ЭЛЛИНИЗМ – понятие, введенное в науку об античности нем. историком И. Г. Дройзеном для обозначения культуры, возникшей в Малой Азии и Египте в результате македонского завоевания (последняя треть IV в. до н. э.). Хронологическими границами Э. традиционно считаются 330—23 до н. э. (от смерти Александра Македонского до подчинения Риму Египта — последнего эллинистического государства).

(Литературный энциклопедический словарь)

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – С начала III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где художественное творчество было неразрывно связано с учеными изысканиями филологов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке. Изучение художественной литературы прошлого заставило эллинистических поэтов (Каллимах, Феокрит) осознать как устойчивость существующих литературных традиций, так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование в области давно сложившихся жанров. Существенное значение для последующего развития античной и средневековой литературы имели прозаические жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев, псевдоисторические описания идеального обществ, устройства. Важнейшей заслугой Э. л. является проникновение во внутренний мир человека, достоверность бытовых зарисовок; использование же фольклорной традиции расширило границы лит. жанров. В театре на смену общественно-политической и обличит. комедии Аристофана пришла т. н. новая аттическая комедия (Менандр, Филемон, Дифил) с ее интересом к частному быту и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились.

(Литературный энциклопедический словарь)

ЯМБ (от греч. iambos – наступать) – в античной метрике стопа о двух слогах из которых первый слог краткий, а второй долгий. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой – от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в Древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи. Поэзия разделялась на два типа – героическую и ямбическую. Аристотель считал античный ямб наиболее простым разговорным метром. Ямбы писали Архилох, Симони, Гиппонакт Эфесский.

(Квятковский А. Поэтический словарь)

 

Литература:

Гаспаров М. Л. Введение: [Литература европейской античности] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 1. - 1983. — С. 303-312.

Литературный энциклопедический словарь. Под общ. ред. Кожевникова и Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987

Тронский И.М. История античной литературы. – М.:ВШ, 1983

Квятковский А. Поэтический словарь. М.: СЭ, 1966

Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. Под ред. Тамарченко. – М., 2008

Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев. – М.: АСТ, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: