Пояснительная записка
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Творчество-это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. |
Развитию творчества у детей способствует коллективная работа, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 7-15 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Цель программы:
Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
2. Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
1. Воспитать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
2. Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
3. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности, а так же уважение к чужому труду.
4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
5. Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
Социально-педагогические:
1. Формирование общественной активности.
2. Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка по целевой направленности является прикладной, по содержательной направленности - художественно-эстетической.
Предполагаемые результаты программы:
Результатом реализации данной образовательной программы является выставка детских работ на базе ДОЛ «Восток-4».
К концу обучения учащиеся должны знать:
1. Название и назначение материалов, ручных инструментов и приспособлений – бумага, ткань, пластилин, ножницы, кисточка для клея, игла;
2. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
1. Анализировать под руководством руководителя кружка изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
2. Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
3. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
4. Экономно использовать рабочие материалы.
Материально-техническое обеспечение:
- Цветная бумага.
- Цветной картон.
- Пластилин.
- Клей ПВА.
- Ножницы.
- Природные материалы.
- Вата медицинская белая.
- Цветные фломастеры.
- Цветные карандаши.
- Бумага для принтера.
- Ткань цветная.
- Разноцветные нитки.
- Иглы швейные.
Тематическое планирование и содержание программы:
№ | Тема занятия | Всего часов | Теоретические | Практические |
1. | Работа с пластилином. | 10 мин. | 50 мин. | |
2. | Аппликация. | 10 мин. | 50 мин. | |
3. | Оригами. | 10 мин. | 50 мин. | |
4. | Изготовление гирлянды. | 10 мин. | 50 мин. | |
5. | Изготовление 3D игольниц из ткани, в форме животных | 10 мин. | 50 мин. | |
6. | Аппликация с использованием природного материала. | 10 мин. | 50 мин. | |
7. | Изготовление цветов из бумаги. | 10 мин. | 50 мин. | |
8. | Изготовление подарочных открыток. | 10 мин. | 50 мин. | |
Всего: |
Содержание учебного курса
Тема 1: Введение. Работа с пластилином. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. История появления пластилина. Показ короткометражного мультика (пластилинового), для повышения детского кругозора. Показ приемов работы с пластилином. Лепка.
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. |
Практическая часть. Изготовление животных из пластелина, составление общей композиции, с использованием природного материала.
Тема 2: Аппликация. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. История про аппликацию. Показ приемов работы с материалом.
АППЛИКАЦИЯ — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал основу (фон). Как правило, материалом основой служат картон, плотная бумага, дерево. |
Практическая часть. Изготовление аппликации.
Тема 3: Оригами. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. История появления оригами. Легенда про оригами. Показ приемов работы с бумагой.
ОРИГАМИ (яп., букв: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги без применения клея и ножниц. |
Практическая часть. Сложение фигур оригами. Изготовление общей композиции «Дерево счастья»
Тема 4: Изготовление гирлянды. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Показ приемов работы с бумагой. Зарисовка схемы будущей гирлянды.
Практическая часть. Изготовление гирлянды из бумаги.
Тема 5: Изготовление 3D игольниц из ткани, в форме животных.. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Показ приемов работы с тканью.
Практическая часть. Изготовление 3D игольниц.
Тема 6: Аппликация с использованием природного материала. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Сбор природных материалов. История про аппликацию. Показ приемов работы с природным материалом.
Практическая часть. Изготовление аппликаций с использованием природного материала.
Тема 7: Изготовление цветов из бумаги. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Историческая справка про значение разных видов цветов. Показ приемов работы с материалом.
Практическая часть. Изготовление цветов из бумаги.
Тема 8: Изготовление подарочных открыток. (1 час)
Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Справка про значение разных цветов. Приемы работы.
Практическая часть. Изготовление подарочных открыток.
Правила техники безопасности во время кружка:
Общие ПТБ.
Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
Употребляй инструменты только по назначению.
Не работай неисправными и тупыми инструментами.
При работе держи инструменты так, как показал учитель.
Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Раскладывай инструменты и оборудование в указанном порядке.
Не разговаривай во время работы.
Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
ПТБ при работе с ножницами.
Пользуйся ножницами с закругленными концами и соответствующие размеру твоей руки. Храни их в указанном месте в определенном положении.
При работе внимательно следи за направлением реза.
Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держи ножницы лезвиями вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Не режь на ходу.
Не подходи к товарищу во время резания.
Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперед.
Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.