ПТБ при работе с ножницами.




Пояснительная записка

 

 

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.

Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.

Творчество-это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.

Развитию творчества у детей способствует коллективная работа, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа рассчитана на детей школьного возраста 7-15 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Цель программы:

 

Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.

Задачи программы:

Обучающие:

 

1. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

2. Обучить технологиям различных видов рукоделия.

 

Воспитательные:

 

1. Воспитать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

2. Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

3. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности, а так же уважение к чужому труду.

4. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 

Развивающие:

 

1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

3. Развивать положительные эмоции и волевые качества.

4. Развивать моторику рук, глазомер.

5. Развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.

 

Социально-педагогические:

 

1. Формирование общественной активности.

2. Реализация в социуме.

 

 

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка по целевой направленности является прикладной, по содержательной направленности - художественно-эстетической.

 

Предполагаемые результаты программы:

 

Результатом реализации данной образовательной программы является выставка детских работ на базе ДОЛ «Восток-4».

 

К концу обучения учащиеся должны знать:

 

1. Название и назначение материалов, ручных инструментов и приспособлений – бумага, ткань, пластилин, ножницы, кисточка для клея, игла;

2. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

 

К концу обучения учащиеся должны уметь:

 

1. Анализировать под руководством руководителя кружка изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

2. Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

3. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

4. Экономно использовать рабочие материалы.

 

 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Цветная бумага.
  2. Цветной картон.
  3. Пластилин.
  4. Клей ПВА.
  5. Ножницы.
  6. Природные материалы.
  7. Вата медицинская белая.
  8. Цветные фломастеры.
  9. Цветные карандаши.
  10. Бумага для принтера.
  11. Ткань цветная.
  12. Разноцветные нитки.
  13. Иглы швейные.

 

Тематическое планирование и содержание программы:

Тема занятия Всего часов Теоретические Практические
1. Работа с пластилином.   10 мин. 50 мин.
2. Аппликация.   10 мин. 50 мин.
3. Оригами.   10 мин. 50 мин.
4. Изготовление гирлянды.   10 мин. 50 мин.
5. Изготовление 3D игольниц из ткани, в форме животных   10 мин. 50 мин.
6. Аппликация с использованием природного материала.   10 мин. 50 мин.
7. Изготовление цветов из бумаги.   10 мин. 50 мин.
8. Изготовление подарочных открыток.   10 мин. 50 мин.
  Всего:      

 

Содержание учебного курса

 

Тема 1: Введение. Работа с пластилином. (1 час)

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. История появления пластилина. Показ короткометражного мультика (пластилинового), для повышения детского кругозора. Показ приемов работы с пластилином. Лепка.

Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Практическая часть. Изготовление животных из пластелина, составление общей композиции, с использованием природного материала.

 

Тема 2: Аппликация. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. История про аппликацию. Показ приемов работы с материалом.

АППЛИКАЦИЯ — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал основу (фон). Как правило, материалом основой служат картон, плотная бумага, дерево.

 

Практическая часть. Изготовление аппликации.

 

Тема 3: Оригами. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. История появления оригами. Легенда про оригами. Показ приемов работы с бумагой.

 

ОРИГАМИ (яп., букв: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги без применения клея и ножниц.

 

Практическая часть. Сложение фигур оригами. Изготовление общей композиции «Дерево счастья»

Тема 4: Изготовление гирлянды. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Показ приемов работы с бумагой. Зарисовка схемы будущей гирлянды.

Практическая часть. Изготовление гирлянды из бумаги.

 

Тема 5: Изготовление 3D игольниц из ткани, в форме животных.. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Показ приемов работы с тканью.

Практическая часть. Изготовление 3D игольниц.

 

Тема 6: Аппликация с использованием природного материала. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Сбор природных материалов. История про аппликацию. Показ приемов работы с природным материалом.

 

Практическая часть. Изготовление аппликаций с использованием природного материала.

 

Тема 7: Изготовление цветов из бумаги. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Историческая справка про значение разных видов цветов. Показ приемов работы с материалом.

 

Практическая часть. Изготовление цветов из бумаги.

 

Тема 8: Изготовление подарочных открыток. (1 час)

 

Знакомство в игровой форме. Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности во время работы. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Справка про значение разных цветов. Приемы работы.

 

Практическая часть. Изготовление подарочных открыток.

Правила техники безопасности во время кружка:

 

 

Общие ПТБ.

Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

Употребляй инструменты только по назначению.

Не работай неисправными и тупыми инструментами.

При работе держи инструменты так, как показал учитель.

Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Раскладывай инструменты и оборудование в указанном порядке.

Не разговаривай во время работы.

Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

 

ПТБ при работе с ножницами.

Пользуйся ножницами с закругленными концами и соответствующие размеру твоей руки. Храни их в указанном месте в определенном положении.

При работе внимательно следи за направлением реза.

Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

Не держи ножницы лезвиями вверх.

Не оставляй ножницы в открытом виде.

Не режь на ходу.

Не подходи к товарищу во время резания.

Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперед.

Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: