РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка театрализованной деятельности
«Говорушки»
для детей 2 младшей группы
Составитель:
Голик М.С.-воспитатель
Цель программы – средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски. Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи, навыки связной речи.
Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности написана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, - Уставом ДОУ, - образовательной программой ДОУ, - программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат); - планом работы кружка на год, - списком детей, - расписанием занятий, - материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Задачи:
1. Создать необходимые условия для развития творческой и речевой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей умение имитировать характерные движения сказочных животных, формировать у детей простейшие образно-выразительные умения.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, жесты).
5. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Для решения данных задач выработаны следующие
|
Принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-речевой практики.
Формы работы:
- чтение, беседа, рассматривание;
- игры-драматизации, инсценирование;
-проблемные ситуации;
- использование различных видов театров.
Организация работы кружка:
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 3-4 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (во вторник во второй половине дня, продолжительностью 15 минут).
Занятия проводятся с октября по май. Всего 23 занятия.
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
|
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (честность, смелость, дружба, доброта и т. д.).
В театрализованной деятельности ребенок решает многие проблемные ситуации от какого-либо лица персонажа. Ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всестороннему развитию ребенка.
Выразительную публичную речь можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. Огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Эта программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Программный материал, позволит выявить у детей способности к театрализованной деятельности.
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
1. «Музыкальное развитие» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Речевое развитие» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
|
4. «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Познавательное развитие» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Прогнозируемые результаты:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
- способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения
- умение подражать образу героев
- умение работать в коллективе
Тематический план.
Октябрь
Тема | Цель | Оборудование |
«Цветы»разучивание игры со стихотворным сопровождением | Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно. Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. | Бутафорские цветы по количеству детей в группе. Игрушка мотылёк на гибкой проволоке. |
«Я умница – разумница» Русская народная потешка. | Разучивание русской народной потешки «Я умница- разумница». Развивать интерес к устному народному творчеству. | Кукла Маша |
Наябрь
Тема | Цель | Оборудование |
«Лиса, пёс и петух». Русская народная сказка. | Вызывать желание следить за развитием действия в куколь -ном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки. Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки. | Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Лиса, пёс и петух». Шумовые игрушки. |
«Деревьям по подарку»латышская народная песенка. | Продолжать развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. Познакомить с приметой осени (деревья меняют свой окрас), обогащать словарный запас детей. | Плоскостные деревья, кусты, атрибуты к потешке «Деревьям по подарку». |
«Коза – хлопота»Русская народная потешка. | Вызывать радостное чувство от участия в игре. Побуждать наблюдать за действием педагога с резино -вой игрушкой, вызывать желание играть с ней, подражать полёту птички. Развивать интерес к устному народному творчеству, стремление понять содержание потешки. | Шапочки-маска Козы. Резиновая игрушка -коза |
Декабрь
Тема | Цель | Оборудование |
Русская народная игра. «Зайка серенький сидит» | Поощрять стремление участвовать в игре с игрушкой. Пополнять словарный запас детей. | Игрушка зайчик. Маски на веревочка Зайки |
«Лиса Потрепкеевна» Г.Науменко | Побуждать детей использовать движения для создания образа птички. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, слушая авторское стихотворение. Учить сочувствовать персонажу. | Шапочки-маски птичек по количеству детей. |
«Репка» Настольный театр. | Развивать устойчивый интерес к настольному театру, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон | Настольный театр «Репка». |
Январь
Тема | Цель | Оборудование |
Машенька и рукавички. Кукольный спектакль. | Поддерживать интерес к кукольному спектаклю, приобщать к художественному слову | Ширма, игрушки: Машенька, птички, зайчики, волк. |
Зайчишка – трусишка. Русская народная потешка | Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.. | Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков; бутафорские морковки. |
Волчок – волчок Русская народная потешка | Познакомить детей с русской народной потешкой «Волчок волчок». Знакомить детей с приемами кукло-вождения перчаточных игрушек. Приучать внимательно следить за развитием действия в кукольном спектакле, эмоционально реагируя на происходящее. | Мягкие игрушки: медведь, зайчик. Настольная ширма, перчаточная игрушка- волк, комплект перча- точных кукол к спектаклю «Гуси и волк». |
Февраль
Тема | Цель | Оборудование |
«Зайчик». Русская народная считалка. «Прыг да скок» Русская народная игра | Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе. | Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика. |
«ЛИСА» Русская народная попевка | Вызывать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски. | Настольная ширма. Перчаточная игрушка лиса. Шапочки-маски зайчиков по количеству детей. |
«Три медведя» Настольный театр | Познакомить детей с кукольным спектаклем «Три медведя». | перчаточных кукол к спектаклю «Три медведя». |
«Бабушкины забавушки» | Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству. Вызывать желание слушать народные загадки, потешки, песенки, наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы педагога. | Настольные игрушки: корова, козлёнок, утка, гусь, воробей. Колокольчики по количеству детей в группе. Платок для бабушки. |
Март
Тема | Цель | Оборудование |
«Зайчик» Русская народная потешка «Прокати, лошадка, нас!»песенка | Побуждать детей принимать участие в игре. Помогать передавать движения, связанные с образом зайчика. Развивать желание слушать потешку, наблюдал за действием педагога с игрушками. Стимулировать активность детей в звукоподражании. | Резиновые куклы: сорока, лошадка, Ваня. Шапочка-маска зайчика |
Подготовка к театральной неделе | ||
«Шарик мой голубой»песенка | Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. Создать радостное настроение, желание играть с резиновыми игрушками. | Голубые воздушные шары, комплект резиновых игрушек |
Апрель
Тема | Цель | Оборудование | |
Театральная неделя | |||
«Самолет» потешка «Веселые музыканты»кукольный театр | Побуждать детей принимать участие в игре со стихотворным сопровождением. Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Пригласительный билет. Комплект народных игрушек Петрушка, медвежонок. зайчик, козочка, кошка.. | |
«Шла собачка» русская народная потешка. «Петух» русская народная считалка | Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности. Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народными игрушками. Разучивание русской народной потешки «Шла собачка» | Кукла Маша. Комплект народных игрушек: петух, заяц, лиса, собака, медведь | |
Май
Тема | Цель | Оборудование |
«Расти, коса, до пояса» Русская народная потешка | Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. Развивать эмоциональную отзывчивость, | Деревянный гре6ень для расчёсывания волос. Мягкая игрушка: лиса, |
«Кто в домике живёт?»кукольный спектакль | Показать кукольный спектакль «Кто в домике живёт?» Поддерживать желание общаться с игрушками. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ритма. Побуждать их включаться в игру, предложенную взрослым. | Напольная плоскостная избушка . Мягкие игрушки: медведь. медведица, два медвежонка. |
«Не вари кашу круту» Русская народная потешка | Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком». Поддерживать стремление детей принимать участие в кукольном спектакле, сопровождая пляску кукол. | Мягкая игрушка мишка. Декорации, атрибуты, комплект резиновых игрушек к спектаклю «Под грибком». |
Анализ театрально-игровой деятельности детей | Провести анализ театрально-игровой деятельности детей. Оценить их творческие проявления во второй половине учебного года |
Список детей:
Стариченко Соня
1.Гольцова Кира
2.Горковенко Катя
3.Гекк Оксана
4.Николенко Диана
5.Майданик Даша
6.Зуденко Ульяна
Назарова Соня
7.Балуев Дамиан
8.Железняков Митя
9.Роженцова Наташа
10.Бардина Василиса
Литература
1. А. Щеткин Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет Изд.: Мозаика-Синтез 2008г.
2. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
Диагностика уровня развития детей театральная деятельность
Кружок «Говорушки»
Уровень развития (В,С,Н) | |||||||||||||||||||
№ | Ф.И. ребёнка | Высокая эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные произведения, хорошая ориентировка в пространстве | Способность различать настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей | Умение свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях | Умение импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации | Быстрое и прочное запоминание текста | Интенсивное языковое развитие | Обширный словарный запас | Умение самостоятельно сыграть свою роль | Общий уровень развития ребенка | |||||||||
1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | 1-й срез | 2-й срез | ||
Уровни развития детей в театральной деятельности:
- высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
- средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться втеатрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.