Символика цвета в различных культурах.




Цветовая психология на сегодняшний день является эмпирической наукой. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю работа является попыткой преодолеть это препятствие. Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются основные цвета, к которым относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа - символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур, так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней. Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые - "цветовые метафоры". Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»). Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

Основные задачи:

1. представление основных этапов развития цветового символизма.

2. анализ и презентация полученных данных.

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по "цветовой классификации" у первобытных народов африканского племени Ндембу. Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу и беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех "основных" цветов в жизни первобытного человека. Ндембу связывают эти цвета с тремя реками одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета: благо, источник сил и здоровья, чистота, безбедность, сила, отсутствие неудач, слез, смерти, главенство или власть, встреча с духами предков, жизнь, здоровье, зачатие или рождение ребенкаохотничья доблесть, щедрость, поминание духов предков, дружелюбие, поедание, пищи, размножение, явность для глаза, возмужание или созревание, омовение, отсутствие насмешек. Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. Белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие. Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Присутствие белого на похоронах не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника. Данный цвет использовался как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета. Важную роль играл и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое. Связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Эти жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья. Белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо.

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Важные символические значения черного цвета для Ндембу:

1. Зло, дурные вещи;

2. отсутствие удачи, чистоты;

3. страдание;

4. болезни;

5. ведовство и колдовство;

6. смерть;

7. половое влечение;

8. ночь, тьму.

Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. Он используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть. Также использовался для защиты от сглаза и порчи. Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К "черным магам" относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел. Заключает триаду "основных" цветов для первобытных людей красный цвет. Он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает "красные вещи", которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови: кровь животных, последа (роженицы), убийства, колдовства и ведовства.

Все "красные вещи" разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Все они обладают силой. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета. В сочетании с белым цветом красный составляет так называемую "жизнеутверждающую пару", символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. У первобытных племен этого острова черный выражает злое; белый – радость; красный - силу. Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный - кровь. В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый, но они не являются "самостоятельными".

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. В Чхандогья Упанишаде: "красный цвет огня - цвет первоогня, белый цвет огня - цвет первичных вод, черный цвет огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета истинны". Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен. Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть становится калом; средняя часть превращается в плоть, легкая часть становится мыслью.

В Древней Индии "основные" цвета являлись символами главных мировых. Основа основ для древних индийцев - солнце не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета. В "Ригведе" это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле; дождь, черный в небе, становится прозрачным на земле. Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет. Цвет богини любви - белый, смерти - черный и красный, богини материнства – красный.

В Древнем Китае согласно эзотерическим учениям три ряда символов исходят из общего источника. К списку "основных" цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. У древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было. В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. Цвета делились на "благородные" и для простого народа, как об этом говорится в "книге песен". В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех. Красный символизировал и гнев Иеговы. Осирис - бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом, который содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти. Зеленый входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый – белый - красный. Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет. Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела существенного своеобразия или отличий по сравнению с другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей.

Цветовая символика в Древнем Риме любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и Природы, фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость; красный - страсть; розовый - эмоции. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.

В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа. Но позднее, желтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены. Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасения людей. Фиолетовый и синий считались мистическими цветами, зеленый означал жизнь, весну, но и искушение.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов, означали нищету, безнадежность.

В странах Ислама цветовой цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни. Белый выражает чистоту и духовность; красный считался священным, магическим; желтый символизирует славу, успех, богатство, а зеленый - природу, жизнь, синий и фиолетовый - цвета мистического созерцания.

В эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета. Например, черный – материя; коричневый – земля; синий – воздух; белый - духовный свет и блеск.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: