Раздел IV: Техническое описание маршрута




Подходы на маршрут:

Концевыми точками описания, как правило, являются посёлок / кишлак, откуда стартует группа и до подходов к моренам ледника, мест слияния двух-трёх небольших речек, меняющихся названий притоков и пр.

Паспорт перевала включает:

НАЗВАНИЕ, категория сложности,высота, характер склона: название должно быть указано в полном варианте написания, в скобках указываются другие варианты использования, если таковые имеются. Категория сложности указывается по факту прохождения, но, если по вашему мнению, она отличается от указанной в «Перечне», это так же необходимо указать, а в техническом описании объяснить – почему. Высота указывается в метрах. Характер склона – ос (осыпи), ск (скалы), лд (лѐд), сн (снег).

РАСПОЛОЖЕН: указать в каком хребте или отроге, отходящем от хребта и между какими перевалами и/или вершинами он находится.

СОЕДИНЯЕТ: какое течение (верхнее, среднее, нижнее), с какой стороны по отношению картографического материала (северо-западное, юго-восточное и т.д.), каких рек, либо их притоков.

НАЗВАН: кем, когда (если такая информация имеется).

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: кем, когда, ссылка на отчёт, его каталожный номер и его местонахождение (если такая информация имеется). Данные, кем назван перевал и кем осуществлено первопрохождение нередко совпадают, но могут и отличаться. Поэтому эти подразделы разделены.

ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: сколько раз, какими группами и в каком направлении (если такая информация имеется).

КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: берутся ключевые географические точки от фактического места прохождения группы. Как правило, это слияние двух рукавов притоков рек, но могут быть и ледники, морены, средние течения рек, где проходили днёвки группы и т.д.

ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: само техническое описание ДОЛЖНО

ОТРАЗИТЬ как именно был пройден путь группой и как можно его лучше пройти, если группа использовала не самый лучший вариант движения. Описать все без исключения технические сложности, использование специальных приёмов страховки на протяжении всего пути, количество точек страховки, протяжённость верёвок и углы наклонов движения.

А также в итоге указать:

Протяженность................................км

Перепад высот................................. м

Время подъёма................................ х.ч. (указывается чистое ходовое время)

спуска.................................х.ч. (указывается чистое ходовое время)

GPS-навигационные координаты: в тексте выглядит, как правило – широта, долгота и высота.

Требования к описанию маршрута: используемая в отчётах терминология «левый» и «правый» читается орфографически. Исключение может составить вариант «по ходу движения» для лучшей читабельности и тогда в тексте необходимо каждый раз оговаривать это. Паспорт каждого перевала должен начинаться с новой страницы.

Требования к фотоматериалам: всё профилирующие сложности должны быть «подкреплены» фотоматериалами, убедительно доказывающими фактическое прохождение данного перевала / вершины. Рекомендательный формат и размещение: jpg вставляется в word.файл в горизонтальном виде и не более трёх-четырёх фотографий на странице (ранее были требования – двух). Все фото должны быть подписаны чисто технической направленностью текста, подтверждаться текстом со ссылкой на фото в нём, а на картографических кроках / схемах (заметьте важную деталь – не на обзорной схеме, обзорка «несёт» свою задачу и загромождать её надписями не рекомендуется) указывается точка съёмки и угол её направления. Фотографии должны «читабельны» и главное – помогать последующим группам ориентироваться по ним на местности:

1. Угол съёмки «всей» группы (- фотограф) с рюкзаками должен быть таким, что бы видны были участки обзорного рельефа - подъёма / спуска группы. Требования к ракурсу съёмки подразумевают отсутствие выраженности искажений угла «лобового зрения» и фотографирование склона снизу-вверх. Наиболее удобным местом в таких случаях является более-менее пологий ледник и фото всей группы с рюкзаками во время движения. Для примера:

 

Фото 1. Группа выполняет траверс Фото 2. Техническая работа на маршруте

 

2. На седловине желательно должны быть видны лица группы.

3. «Подписывать» седловины и вершины можно лишь в том случае, когда твёрдо уверен в том, что это именно тот перевал / вершина.

4. Нумерацию фотографий рекомендуется вести локальную, т. е. фото каждого перевала начинается с №1. Таким образом «Паспорт перевала» будет «отвязан» от общего отчёта и это облегчит иметь отдельную паспортизацию и упростит подготовку последующих групп.

5. По возможности не вставлять фотоматериалы с развёрнутым обзором на 90 град., они с трудом «читаются» судейской коллегией и руководителями других групп, готовящихся в район путешествия. Нет необходимости «нагружать» Паспорт перевала большим количеством фотографий. Достаточно бывает, как правило, 6-8-ми фотографий, наиболее полно отражающих местность и техническую работу, не более.

6. Обращайте внимание на отсутствие на фотографиях нарушений: движение на опасных участках без касок, неправильным применением технических средств страховки (использование ледоруба, перехлёст верёвки, неправильно завязанного узла) и пр.

7. В горах не лишним бывает иметь бленду на фотоаппарат для «гашения» отражённых лучей солнца, светофильтры - от излишнего количества ультрафиолета. Прилагается так же скан контрольной записки, снятой с перевала.

 

Высотный график:

Подразумевает графическое отображение временной формы по горизонтали (как правило, по календарным дням) и уровень высоты в метрах – по вертикали. В горизонтальной «ветви» графика нередко отображают ещё и погодные условия. Это, так же, не лишнее. Для чего он (график) нужен?

А. Наглядно видно высотную акклиматизацию группы.

Б. Плавность набора высотной нагрузки на группу и плавность её спада по всему маршруту, если, конечно, нет ошибок планирования.

В. Состояние погоды, «отсидка» группы на каких высотах, логичность выбора запасных вариантов пути движения группы в тех или иных случаях. И всё это в одном графике, так что игнорировать выполнение этой таблицы не рекомендуется.

 

Отходы с маршрута:

Как правило, описание этого подраздела начинается с какой-либо «ключевой» точки, где закончилось описание «паспорта» конкретного перевала и продолжается до выхода в пункт вероятной возможности использования транспорта для отъезда домой. Нередко этот участок «бежится» с облегчённым весом рюкзаков. Ну и, понятное дело, терять бдительность за счёт снижения безопасности, не рекомендуется. Судейская коллегия так же «штрафует» и эти участки пути наравне с другими за слишком быстрый сход с маршрута, если отчёт заявлен на Чемпионат (Кубок).

 

Общая стратегия построения и прохождения маршрута:

Как известно, категории сложности горных маршрутов определяются преодолением локальных препятствий (ЛП) – перевалов, вершин и траверсов.

Перевалы, определяющие сложность горного маршрута. Горный маршрут имеет, как правило, адаптационную часть, которая составляет менее 25% от общей протяжённости и основную – более 75%. Профилирующая сложность (см. таблицу1) для каждой категории маршрута должна находиться именно в основной части. В адаптационной части могут находиться ЛП той максимальной сложности для данного маршрута, но минимально необходимый должен быть в основной. Для примера: кольцевая часть 28 км 1А – 2А, основная 120 км 2А – 2А – 1Б – н/к; общая протяжённость составила 148 км, количество категорированных перевалов 5, из них 2 – 2А и 1 – 1Б в основной части маршрута. Т.е. маршрут соответствует III горной категории сложности. Согласно «Регламенту» маршруты IV – VI категорий могут содержать «кольца» не менее 1/3 от основной протяжённости. Таким образом, походы этих категорий могут состоять не более, чем из трёх «колец». Закольцованностью считается не только фактическое соединение нитки маршрута, но и путь по долине расстоянием менее одного ходового дня пути в обе стороны. Закольцованностью НЕ считается путь через хребет, даже если он преодолевается менее, чем за один ходовой день. О плавном наборе сложности уже упоминалось ранее в разделе III, здесь лишь следует отметить, что первым ЛП препятствием на маршруте можно порекомендовать перевал не менее чем на две полукатегории сложности ниже от максимальной. И в конце – соответственно так же, т. е. не более.

Вершины, дополняющие основную сложность горного маршрута. Согласно «Регламента» в сложность, определяющую категорию похода допускается включение восхождения лишь одной вершины. И если это ЛП препятствие является определяющим, то соответственно он должно быть в основной нитке маршрута (75% для I-III категории сложности и 34% от основной нитки для маршрутов IV-VI категории сложности). А вот если восхождение (в т.ч. и акклиматизационное), находящееся в адаптационном кольце, даже если оно имеет сложность максимальную для данной категории, но основная нитка маршрута не «подкреплена» минимальным набором сложности — маршрут не может быть засчитан той категорией, на которую «претендует» по сути.

Траверсы. Путь движения таковых складывается из подъёма на перевал, выхода на вершину и спуска с другого перевала. Общий набор технической сложности ЛП в таких случаях суммируется и, как правило, отличается от категории тех перевалов, седловины которых преодолевает группа. Например, подъём на перевал «Х» имеет приблизительную оценку 1Б, а спуск – 2Б и группа, преодолевая лишь начальную часть до седловины, «получает в арсенал» 1Б. Далее, продолжая подъём на вершину, суммирует тот набор ЛП, которые имеет по альпинистской классификации. Спуск до седловины и далее – по той же схеме, независимо от категории самого перевала в монопольном сквозном его прохождении. Как записывается данный участок в справке: … - пер. «Х» + верш. «У» + пер. «Z» категории сложности,высота (максимальная по факту преодоления, т. е. высота вершины) - … Если вершина является элементом прохождения перевала, то она засчитывается по общей схеме.

Связки перевалов. Связкой считается преодоление нескольких (двух и более) перевалов без основного сброса высоты и отсутствием основной технической сложности каждого из ЛП на пути движения группы. Засчитываются по той же самой аналогии, что и траверсы вершин, а именно – суммарной сложностью ЛП. Как записывается данный участок в справке: … - пер. «Х» высота + пер. «У» высота + пер. «Z» высота, категория сложности (одна, общая).

О сокращениях сложности. Допускается, по согласованию с МКК, сокращение протяженности нитки маршрута не более чем на 25% и общего количества категорированных перевалов, не определяющих категорию маршрута вследствие чрезвычайно плохих погодных условий, в периоды, близкие к межсезонью, в редко посещаемых районах и при наличии первопрохождений.

Требования к первопрохождениям. При определении категории трудности перевала/вершины пользуются общепринятой таблицей оценки препятствий. При оценке опыта и выпуске в МКК предъявляются к участникам и руководителю требования преодоления ранее в предыдущих походах тех же категорий, на которые претендует группа первопрохождение в данном сезоне. Желательно, что бы район одного из предыдущих походов у руководителя и участников совпадал по сезону и категории с планируемым, даже если у них и не было первопрохождений.

Высотный опыт. Последовательный «рост» высотного опыта у участников и руководителя «Регламент» не обязывает наращивать его в последовательных по категориям походах, а лишь рекомендует при планировании свыше 5000 м иметь опыт в предыдущих не менее, чем на 1200 м ниже. А это означает, что Вы можете «заиметь» его даже в походе выходного дня с элементами, например, III или IV категории сложности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: