Функции семьи.
Обучающая функция
В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п.
Коммуникативная функция
Духовно-психотерапевтическая функция
Духовное общение — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Психотерапевтическая — позволяет членам семьи устраивать спонтанные психотерапевтические сеансы.
Развлекательно-рекреативная функция
Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
Сексуально-эротическая функция
Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Хозяйственно-бытовая функция
Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
8. Ролевая структура семьи.
9. Причины ролевых семейных конфликтов.
10. Жизненный цикл семьи: подходы и периодизации.
11. любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, имеющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активностисубъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику развития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятиеличности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и открытости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон). Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции иразвития]. Любовь человека имеет культурно-историческую природу и представляет собой высшую форму человеческойблизости, обеспечивающую оптимальные психологические условия дляличностного развития и самореализации каждого из партнеров. Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство;овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результатом которой становится вера в другого человека, в его возможности, в еголичностное развитие.
Любовь-преследование, или маниакальная любовь, характеризуетсяодержимостью, страстной влюбленностью, навязчивостью и настойчивостью в достижении цели, Псевдолюбовь реализует ≪голод и отчаяние поклоняющегося≫. Отличительной особенностью любви-поклонения является, по сути, равнодушие к истинной личности предмета любви и к реальным отношениям с
партнером.
Любовь-поклонение строится в мире грез, фантазий и воображения, воплощая стратегию ухода и игнорирования реальности
Невротическая любовь (в узком смысле слова, поскольку все перечисленные виды любви, безусловно, относятся к невротической) представляет
Нарциссическая, по сути эгоистическая, любовь является результатомнеудовлетворенной потребности в материнском принятии.
13. Концепции выбора брачного партнера.
Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.
14. Образование новой семейной пары: задачи и проблемы.
Задачи:
1). Установление правил взаимодействия между супругами.
1. определить оптимальную дистанцию в общении (степень эмоциональной близости -
Интимность - переживание близости с другим человеком без переживания потери в себе; способность довериться другому человеку без «смешивания» себя с ним. (общие переживания и воспоминания супругов; особый язык, намеки, ласковые прозвища).
Слитность – двое пытаются стать единым целым: отказываются от учета собственных взглядов и интересов в угоду партнеру и требуют такого же поведения от партнера.
Парам нужно стремиться к интимности, а не к слитности. Слитным трудно прийти к соглашению, быстро разочаровываются друг в друге.
Проблемы: разная выраженность потребности в автономии (супруги должны установить дистанцию в общении); проблема естественности поведения друг с другом.
2. выработка способов разрешения конфликтов.
Проблемы: если для решения конфликта часто прибегают к манипуляциям, то возникает ощущение несходства характеров.
12. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного сою за), или ≪время монады≫.
Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельностиличности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи:
•эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;
•развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону),способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;
• становление Я личности через приобретение профессии и достижениеэкономической независимости.
Развитие и функционирование будущей семьи в значительной мере определяется успешностью решения указанных задач. Если задачи не решены, они откладываются и их решение переносится на последующие этапыиразвития семьи, что, несомненно, чревато низкой эффективностью функ-
ционирования вновь созданной семьи.
15.Мотивы Перечислим наиболее значимые из них:
•реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;
•самоутверждения и самореализации (в частности, мотивы социального и статусного утверждения); примером такого рода мотива может статьстремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредствомсоздания собственной семьи1;
•удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, когда партнеррассматривается как источник заботы, опоры и стабильности; в этих случаях он выступает своеобразным заместителем родителя;
•реализующие потребность в аффилиации;
• мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим;
•мотив продолжения рода, стремление к реализации роли родителя;
• сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;
• мотив долга и социальной обязанности, в основе которого лежат забота и ответственность за благополучие партнера;
•прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального
положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера).