Социокультурный системный подход, который является методологической основой учебного курса, позволяет:
- Объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей
- Обеспечить естественное гармоничное духовно – нравственное
развитие личности, объединяя в одну структуру школу, семью и
учащегося
- Развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и,
таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы.
-Использовать принципиально новый инструментарий образования
и систему подготовки на основе активных форм обучения
-Развивать образование как открытую организационную систему
способность стать важным фактором как внутрирегионального, так
и межрегионального единения.
Таким образом, социокультурные технологии также содержат в себе достаточно возможностей для работы в новом образовательном пространстве, так как посредством их применения может быть реализован определённый спектр требований ФГОС, в частности, формирование УУД:
Личностных
- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
- смыслообразование (мотивизация, границы собственного знания и
«незнания»
- морально – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способностей к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков
Познавательных
- работа с информацией
- работа с учебными моделями
- использование знако–символических средств, общих схем решения
- выполнение логических операций:
|
- сравнения,
- анализа,
- обобщения,
- классификации,
- установления аналогий,
- подведение под понятие
Регулятивных
- управление своей деятельностью
- контроль и коррекция
- инициативность и самостоятельность
Коммуникативных
- речевая деятельность
- навыки сотрудничества
Содержание программы.
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
- формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
- укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
|
- привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
- раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.
Во втором классе усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию, не закрывая всех остальных связей.
В третьем классе доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии РК ГОС.
В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы, и, следовательно, актуализируются все содержательные линии РК ГОС.
Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
|
Главными целями курса во 2-м классе являются:
Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, культуры Новосибирской области к истокам духовных ценностей и образа жизни;
Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем;
Через развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенности в том, что мир вокруг нас не является чужим, ибо переживание отчужденности ведет его к отчужденности от своих истоков, непониманию их;
Содействие идентификации учащихся с культурой родного края как основой становления гражданственности и патриотизма.
Несмотря на то, что программа включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений и ценностного освоения их учеником. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
Раздел, связанный с родным краем, может быть наполнен разнообразным вариативным содержанием в зависимости от непосредственного социокультурного окружения, в котором живет ребенок, с которым сталкивается в процессе жизнедеятельности, предпочтений семьи и самого учителя. Это особенно относится к теме «Труд души». При этом обязательным является рассмотрение с детьми внутреннего духовного усилия как важнейшего труда человека, который он должен осуществлять в течение всей сознательной жизни - «не позволяй душе лениться».
Тематика программы в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.