Образовательные технологии




Аудиторные занятия – лекции, лабораторные занятия с использованием современных компьютерных технологий, проблемного обучения, проектной технологии.

Внеаудиторная работа (самостоятельная) – подготовка рефератов, сообщений по темам занятий, аннотаций, статей, периодической печати по возрастной физиологии, проведение круглых столов по итогам изучения разделов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Тематика реферативных докладов, проектных и творческих заданий к темам раздела для самостоятельной работы

МОДУЛЬ 1.

  1. Изучите биографии, научные труды и опишите вклад в развитие возрастной физиологии отечественных учёных Н.П. Гундобина, П.Ф. Лесгафта, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, И.И. Шмальгаузена, А.А. Маркосяна, И.А. Аршавского.
  2. Наследственные (генетические) и средовые (паратипические) факторы роста, их роль в онтогенезе.
  3. Причины и последствия акселерации и ретардации в развитии организма.
  4. Специфические особенности адаптивных реакций организма детей и подростков с различными вариантами индивидуального развития.
  5. Докажите, что 3й год жизни, возрасты 5 и 11-13 лет являются экосенситивными периодами. Дайте физиологическое обоснование.
  6. Календарпный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

7. Благоприятные и неблагоприятные факторы биологического и социального анамнеза и их влияние на рост и развитие детей и подростков.

8. Антенатальный период в развитии человека, отклонения в развитии, их причины, возможности прогнозирования.

9. Критические и сенситивные периоды сенсомоторного развития.

МОДУЛЬ 2.

  1. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.
  2. Возрастные особенности нервной системы и высшей нервной деятельности как основа обучения и воспитания.
  3. Роль условного и безусловного торможения в процессах обучения и воспитания. Приёмы тренировки разных видов условного торможения.
  4. Функциональная ассиметрия полушарий, особенности обучения и воспитания леворуких детей.
  5. Динамика гормональных функций в периоде новорождённости и грудном возрасте.
  6. Роль гормонов в адаптации к мышечным, спортивным, учебным нагрузкам.
  7. Гормоны и поведенческие акты.
  8. Гормоны и иммунитет.
  9. Возрастные особенности функционирования желез внутренней секреции.
  10. Роль вегетативной нервной системы в регуляции функций. Вегетативный статус и реактивность организма.
  11. Физиология и гигиена сна. Роль сна в процессах роста, развития и адаптации к учебной деятельности.
  12. Биологические ритмы и возраст. Становление биоритмов в онтогенезе.

МОДУЛЬ 3.

  1. Общие свойства и развитие анализаторов в онтогенезе.
  2. Развитие зрения у детей и подростков. Гигиена зрения.
  3. Возрастные изменения слуховой чувствительности. Гигиена слуха.
  4. Дайте физиологическое обоснование основным принципам закаливания, гигиеническим требованиям к одежде и обуви.
  5. Возрастные особенности функционирования вкусового и обонятельного анализаторов у детей.
  6. Роль двигательной активности в процессах роста и развития детей.
  7. Физиологическое обоснование гигиенических требований к школьной мебели.
  8. Особенности становления и развития двигательных навыков в восходящем онтогенезе.
  9. Роль фактора питания в процессах роста и развития организма. Гигиена питания.
  10. Роль витаминов в процессах роста и развития человека.
  11. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы на разных этапах онтогенеза.
  12. Возрастные особенности выделительной функции и водно-солевого обмена.
  13. Возрастные изменения структуры и функциональных возможностей органов дыхания.
  14. Особенности нейрогуморальной регуляции системы кислородообеспечения у детей и подростков.

 

МОДУЛЬ 4.

  1. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения.
  2. Возрастные особенности эмоциональных реакций детей. Роль эмоций в обучении детей и подростков.
  3. Дайте определение эмоциям с позиций функциональной системы поведения.
  4. Психофизиологические особенности поведения ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка.
  5. Определите роль и место рефлексов первой и второй сигнальных систем в возрастном аспекте.
  6. Возрастные виды, физиологические механизмы и индивидуальные особенности памяти и их влияние на построение программы поведения.
  7. Нейропсихические элементы поведения: условный рефлекс, доминанта, установка.
  8. Доминирующая мотивация поведения и физиологический механизм её возникновения.
  9. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации.
  10. Роль ведущей доминанты и центов удовольствия в развитии поведенческих реакций подростков.
  11. Особенности развития высшей нервной деятельности ребёнка первого года жизни.
  12. Формирование высшей нервной деятельности в раннем детстве (1-3 года).
  13. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте.
  14. Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте.
  15. Особенности высшей нервной деятельности в подростковом возрасте.

 

Вопросы к зачёту по темам I модуля.

  1. Предмет, содержание и задачи курса «Возрастная физиология».
  2. Общие закономерности роста детского организма.
  3. Общие закономерности развития детского организма.
  4. Сенситивные периоды развития ребёнка.
  5. Критические периоды в развитии детей и подростков.
  6. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
  7. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
  8. Периодизация онтогенетического развития.
  9. Методы исследования физического развития учащихся.
  10. Методы оценки физического развития учащихся.
  11. Физическое развитие детей на современном этапе. Акселерация и ретардация.

Вопросы к зачёту по темам II модуля.

  1. Общие принципы управления физиологическими процессами.
  2. Особенности строения и функционирования нервной системы.
  3. Возрастные особенности нервных процессов.
  4. Строение и функции спинного мозга, его возрастное развитие.
  5. Строение, функции и возрастное развитие головного мозга
  6. Строение и функции вегетативной нервной системы, ее возрастное становление
  7. Роль медиаторов и гормонов в регуляции физиологических процессов
  8. Возрастные особенности эндокринной системы
  9. Возрастные особенности нервной системы как основа обучения и воспитания
  10. Роль условного и безусловного торможения в процессах обучения и воспитания. Приемы тренировки разных видов торможения.
  11. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.
  12. Динамика гормональных функций в периоде новорожденности и грудном возрасте.
  13. Роль гормонов в адаптации к мышечным, спортивным и учебным нагрузкам.
  14. Вегетативный статус и реактивность, особенности вегетативного статуса и его нарушения у детей.

Вопросы к зачёту по темам III модуля.

  1. Сенсорные системы и их функции. Развитие анализаторных систем в онтогенезе.
  2. Зрительный анализатор. Развитие зрения у детей и подростков. Гигиена зрения.
  3. Слуховой анализатор. Слуховая чувствительность, и развитие в онтогенезе. Гигиена слуха.
  4. Вестибулярный анализатор и его функции. Вестибулярная чувствительность.
  5. Кожный анализатор. Физиологическое обоснование основных принципов закаливания.
  6. Вкусовой, обонятельный анализаторы и их функции, возрастные особенности.
  7. Закономерности онтогенетического развития опорно- двигательного аппарата.
  8. Особенности становления и развития двигательных навыков в восходящем онтогенезе.
  9. строение и функции системы крови и кровообращения, изменение их функций на разных возрастных этапах.
  10. Система органов дыхания. Особенности дыхания на различных этапах онтогенеза. Требование к воздушной среде учебных помещений.
  11. Пищеварительная система и рациональное питание.
  12. Роль витаминов в процессах роста и развития человека.
  13. Строение органов выделения. Возрастные особенности выделительных процессов.
  14. Система половых органов. Половое созревание и половое воспитание.
  15. Физиологическое обоснование гигиенических требований к школьной мебели.

Вопросы к зачёту по темам IY модуля.

  1. Особенности безусловных рефлексов и условных рефлексов, классификация условных рефлексов.
  2. Функциональная ассиметрия полушарий, особенности обучения и воспитания леворуких детей.
  3. Особенности развития высшей нервной деятельности ребёнка первого года жизни.
  4. Формирование высшей нервной деятельности в раннем детстве (1-3 года).
  5. Высшая нервная деятельность в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет).
  6. Высшая нервная деятельность в младшем школьном возрасте.
  7. Особенности высшей нервной деятельности в подростковом возрасте.
  8. Речь. Возрастные этапы развития второй сигнальной системы.
  9. Адаптация организма ребёнка к обучению в школе. Готовность к обучению.
  10. Индивидуально- типологические особенности ребёнка.
  11. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка.
  12. Физиология и гигиена сна. Роль сна в процессах роста, развития и адаптация к учебной деятельности.
  13. Понятие о школьном стрессе. Механизмы адаптации к стрессу.
  14. Физиологическая оценка функционального состояния по показателям кардиореспираторной системы.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: