МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

По дисциплине

ЕН.03 Химия

Для обучающихся заочного отделения

По специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания (базовой подготовки)

 

 

Составитель: Кулябина И.Б. – преподаватель БПОУ УР «ИТЭТ»

 

Ижевск, 2017


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка  
1.Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы  
2.Варианты домашней контрольной работы  
Список литературы  



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По дисциплине ЕН.02 Химия предусмотрено выполнение домашней контрольной работы.

Выполнение домашней контрольной работы способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений. Она формирует навыки самостоятельного умственного труда и развитию самостоятельного мышления.

 

С целью овладения видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе изучения дисциплины ЕН.03 Химия должен:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1 применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

У.2 использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса;

У.3 описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов;

У.4 проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

У.5 использовать лабораторную посуду и оборудование;

У.6 выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

У.7 проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений;

У.8 выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;

У.9 соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З.1 основные законы и понятия химии;

З.2 теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

З.3 понятие химической кинетики и катализа;

З.4 классификацию химических реакций и закономерности их протекания;

З.5 обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

З.6 окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

З.7 гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;

З.8 тепловой эффект химических реакций, термохимическое уравнение;

З.9 характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции;

З.10 свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

З.11 дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов;

З.12 роль и характеристики поверхностных явлений в природных и технологических процессах;

З.13 основы аналитической химии;

З.14 основные методы классического количественного и физико-химического анализа;

З.15 назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

З.16 методы и технику выполнения химических анализов;

З.17 приемы безопасной работы в химической лаборатории.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Перед выполнением контрольной работы внимательно изучить литературные источники и практические материалы, наиболее полно раскрывающие сущность поставленных вопросов.
  2. Контрольная работа должна быть выполнена в установленные сроки.
  3. Контрольная работа должна быть написана грамотно, разборчиво, без сокращения слов синими (фиолетовыми, черными) чернилами или пастой.
  4. Контрольная работа выполняется в школьной тетради или на формате А4 (Times New Roman, 14), на обложке которой студент должен указать:

- фамилию, имя, отчество студента;

- номер личного шифра;

- номер группы;

- название предмета;

- вариант контрольной работы;

- домашний адрес;

- фамилию, имя, отчество преподавателя.

  1. Для замечаний преподавателя с правой стороны листа тетради оставить поля размером 4-5см.
  2. В начале работы указать номер варианта контрольной работы.
  3. Ответы на вопросы должны носить аналитический характер, желательно с приведением примеров.
  4. Каждый вопрос и ответ на него следует представлять (писать) на новой странице.
  5. Ответы должны быть конкретными, раскрывать поставленные вопросы, материал должен быть представлен логично и последовательно, в ответах представлять не только факты, но их краткий анализ.
  6. Переписывание полностью текстов из учебника и других источников не допускается.
  7. При сравнении объектов нельзя говорить о каждом в отдельности. Необходимо характеризовать их все вместе, затрагивая какую-либо особенность (характеристику, показатель, свойство). Для этого сравнительную характеристику желательно оформлять в виде таблицы.
  8. Оформление задачи должно быть выполнено строго по образцу с указанием единиц измерения каждой величины
Дано: Решение:   Ответ:
Найти:
  1. В конце работы указать перечень используемой литературы, поставить дату выполнения работы и личную подпись. Необходимо оставить место для рецензии преподавателя.
  2. Выполненную контрольную работу сдать в учебную часть заочного отделения для рецензирования в соответствии с учебным графиком.
  3. Получив работу после проверки, внимательно ознакомиться с рецензией преподавателя и с учетом рекомендаций, замечаний доработать отдельные вопросы в этой же тетради.
  4. Не зачтенная работа выполняется студентом повторно в новой тетради с учетом рекомендаций рецензии преподавателя и сдается в учебную часть заочного отделения на рецензирование.

Выбор варианта контрольной работы

Вариант определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного шифра студентов.

В таблице по вертикали «А» размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра шифра студента, по горизонтали «Б» также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шифра. Пересечение их определяет клетку с номером варианта контрольной работы студента.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается.

В случае затруднений при выполнении работы, студенты могут получить устную консультацию у преподавателя данной дисциплины.

 

Варианты контрольных работ

Б А Последняя цифра шифра
                   
Предпоследняя цифра шифра   10,11,21,31,41,51 9,12, 22,32,42,52 8,13, 23,33,43,53 7,14, 24,34,44,54 6,15, 25,35,45,55 5,16, 26,36,46,56 4,17, 27,37,47,57 3,18, 28,38,48,58 2,19 29,39,49,59 1,20, 30,40, 50,60
  9,12, 26,38,44,55 10,17,23,40,43,59 7,14, 29,34,41,60 6,15, 30,37,46,51 5,20, 28,39,49,58 4,19, 27,35,48,52 3,18, 24,36,50,53 1,16, 25,31,47,54 8,13, 22,33,42,57 2,11, 21,32, 45,56
  5,16, 23,34,50,60 7,20, 29,37,49,58 6,18, 24,38,44,59 10,17,28,35,41,53 4,19, 26,40,48,56 1,14, 30,31,47,51 2,13, 21,39,46,52 8,15, 27,36,42,55 9,11, 25,32,45,54 3,12, 22,33, 43,57
  4,20, 30,40,48,58 8,16, 26,38,46,60 10,19,28,39,50,57 1,13, 29,36,47,56 3,18, 27,37,45,59 2,17, 21,32,49,54 5,11, 25,31,43,55 6,12, 22,33,41,52 7,15, 24,34,44,53 9,14, 23,35, 42,51
  8,13, 24,39,49,59 6,14, 28,34,44,57 4,15, 30,40,47,56 2,18, 26,33,48,55 7,12, 29,31,43,60 3,11, 25,38,50,58 1,20, 25,32,42,54 9,19, 23,35,45,53 5,17, 21,37,46,51 10,16, 27,36, 41,52
  1,14, 29,37,46,52 2,15, 24,39,47,53 3,12, 27,35,48,58 5,19, 22,38,45,57 10,11,30,36,44,54 9,20, 28,40,45,55 7,16, 26,33, 41,51 4,13, 21,36,50,56 6,18, 23,31,43,60 8,17, 25,34, 49,59
  3,17, 28,33,47,53 4,13, 30,35,48,51 2,11, 21,31,45,54 9,20, 25,40,43,60 1,16, 22,36,50,54 6,15, 29,37,43,59 8,19, 23,34,44,56 5,14, 24,32,49,57 10,12,27,39,41,58 7,18, 26,38, 46,53
  7,19, 25,36,45,56 3,11, 21,37,41,54 5,20, 26,32,49,52 8,16, 27,31,50,59 9,13, 23,33,42,57 10,18,22,34,46,53 6,12, 30,40,48,60 2,17, 29,38,43,51 1,14, 28,35,47,55 4,15, 24,39, 44,58
  6,15, 27,35,42,54 1,18, 25,33,45,56 9,16, 22,37,46,55 3,12, 21,32,43,58 2,17, 24,34,47,51 8,13, 23,39,41,57 10,14,29,38,49,59 7,11, 30,40,44,60 4,20, 26,36,50,52 5,19, 28,31, 48,53
  2,18, 22,32,43,57 5,19, 27,31,50,55 1,17, 25,36,42,51 4,11, 23,39,49,52 8,14, 21,38,41,53 7,12, 24,33,44,60 9,15, 28,35,45,58 10,20,26,34,46,59 3,16, 30,40,48,56 6,13, 29,37, 47,54

 

 


ВОПРОСЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Агрегатные состояния вещества, их общая характеристика.

Задача: Баллон ёмкостью 30 л содержит 1 кг CO2. Вычислите давление в баллоне при 20 0С.

 

2. Характеристика газообразного состояния вещества. Идеальный газ, уравнение Менделеева-Клапейрона. Сжижение газов, их применение. Влияние содержания О2, СО2 и других газовых сред на хранение плодов и овощей.

Задача: Определите объём водорода, массой 20 г, находящийся при 20 0С под давлением 97390 Па.

 

3. Характеристика жидкого состояния вещества. Понятие поверхностного натяжения, смачивания. Вязкость жидкостей, её зависимость от различных факторов.

Задача: Определить коэффициент поверхностного натяжения масла, плотность которого равна 0,91 г/см3, если при пропускании через пипетку 4 см3 масла получено 304 капли. Диаметр шейки пипетки 1,2 мм.

 

4. Характеристика твёрдого состояния вещества. Кристаллическое и аморфное состояние, переход одного состояния в другое. Виды кристаллических решёток, примеры соединений.

Задача: Объясните, почему при растворении поваренной соли в воде температура раствора понижается. Где может применяться это свойство?

 

5. Основные понятия термодинамики: система, фаза, виды систем, параметры состояния систем, виды процессов. Приведите примеры каждого определения.

Задача: Определите тепловой эффект реакции спиртового брожения глюкозы: С6Н12О6 → 2С2Н5ОН + 2СО2, если

∆Н06Н12О6) = -1273, 0 кДж/моль; ∆Н0 2Н5ОН) = -277,7 кДж/моль; ∆Н0 (СО2) = -393,5 кДж/моль.

 

6. Первый закон термодинамики, энтальпия. Энтальпия образования, разложения, сгорания, растворения. Второй закон термодинамики, энтропия. Условия самопроизвольного протекания процессов.

Задача: Определить энтальпию реакции: NH3(г) +HCI(г) = NH4CI(т), если ∆Н0(HCI) = -92,3 кДж/моль; ∆Н0(NH3) = -46,2 кДж/моль; ∆Н0(NH4CI) = -313,6 кДж/моль.

 

7. Термохимия. Понятие экзо- и эндотермических реакций, примеры. Особенности термохимических уравнений. Основные законы термохимии: закон Лавуазье-Лапласа, закон Гесса и следствие из него.

Задача: Определить энтальпию реакции: CS2(г) + 3О2(г) = СО2(г) + 2SO2(г), если ∆Н0 (CS2) = 115,3 кДж/моль; ∆Н0 (СО2) = -393,5 кДж/моль; ∆Н0(SO2) = -296,9 кДж/моль.

 

8. Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Перечислите факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции. Охарактеризуйте влияние природы реагирующих веществ и температуры на скорость реакции.

Задача: Вычислите, во сколько раз увеличится скорость реакции, протекающей в газовой фазе, при повышении температуры от 300С до 800С, если температурный коэффициент равен 2.

9. Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Перечислите факторы, оказывающие влияние на скорость химической реакции. Охарактеризуйте влияние площади поверхности и концентрации реагирующих веществ на скорость реакции.

Задача: Вычислите, во сколько раз уменьшится скорость реакции, протекающей в газовой фазе, при понижении температуры от 1200С до 600С, если температурный коэффициент равен 3.

 

10. Катализ и катализаторы. Катализаторы положительные и отрицательные, условия их действия. Понятие о ферментах, их роль при производстве и хранении пищевых продуктов.

Задача: Как изменится скорость прямой реакции 2NO + О2 ↔ 2NO2, если увеличить концентрацию кислорода в 2 раза?

 

11. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции, примеры. Принцип Ле-Шателье. Влияние температуры, давления и концентрации на смещение химического равновесия.

Задача: Какие факторы можно изменить, чтобы сместить равновесие реакции в сторону продуктов реакции: 2SO2 + О2 ↔ 2SO3 ∆Н = 1176,8 кДж.

 

12. Общая характеристика и классификация растворов. Теория растворов Д.И. Менделеева. Основные понятия фазового равновесия. Понятие фазы. Классификация систем по числу фаз и компонентов.

Задача: Определите осмотическое давление раствора, содержащего 12г мочевины CO(NH2)2 в 2л раствора при 20 0С.

 

13. Растворимость газов в жидкостях, зависимость от температуры и давления. Закон Генри. Использование теории растворов при приготовлении и хранении газированных напитков.

Задача: Определите осмотическое давление раствора, содержащего 9г фруктозы C6H12O6 в 400 см3 раствора, при 250С.

 

14. Растворимость жидкостей, её виды. Растворимость в двухслойных жидкостях. Экстракция, её практическое применение в технологических процессах.

Задача: Осмотическое давление раствора, содержащего 0,3680г мочевины в 200 см3 , при 20 0С имеет значение 74630 Па. Определите молекулярную массу мочевины.

 

15. Растворимость твёрдых веществ, зависимость от температуры и степени измельчения. Использование этих факторов в технологических процессах приготовления пищи.

Задача: Осмотическое давление раствора, содержащего 7,5г сахара в 625 см3 , при 120С имеет значение 83070 Па. Определите молекулярную массу сахара.

 

16. Диффузия. Зависимость скорости диффузии от температуры, размера частиц, вязкости среды, степени невыравненности концентраций. Влияние скорости диффузии на количество экстрактивных веществ, выделяемых мясом, рыбой, овощами при различных технологических режимах обработки, возможность управления технологическими процессами.

Задача: В 100 г воды растворено 39г сахара С12Н22О11, рассчитайте повышение температуры кипения этого раствора, если эбуллиоскопическая константа воды равна 0,520С.

17. Осмос и осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Плазмолиз, плазмоптис и тургор в живых клетках. Значение осмоса в процессах усвоения пищи микроорганизмами при консервировании пищевых продуктов.

Задача: Определите осмотическое давление раствора, содержащего 18г глюкозы C6H12O6 в 300 мл раствора, при 250С.

 

18. Общая характеристика растворов. Давление пара над растворами. Первый закон Рауля. Замерзание и кипение растворов, характеристика и практическое использование этих процессов.

Задача: В 1000г воды растворено 150 г поваренной соли NaCI, рассчитайте понижение температуры замерзания этого раствора, если криоскопическая константа воды равна 1,860С.

 

19. Определение адсорбции, её сущность. Характеристика процесса: зависимость от температуры, площади поверхности, избирательный характер. Применение адсорбции в технологических процессах осветления мясных и рыбных бульонов, фруктово-ягодных сиропов, при использовании красителей, очистки питьевой воды.

 

20. Определение адсорбции. Адсорбция на поверхности газ – жидкость (газ-раствор). Поверхностно-активные и поверхностно-неактивные вещества. Объясните механизм моющего действия мыла и моющих средств.

 

21. Определение адсорбции. Адсорбция газов и растворённых веществ твёрдыми адсорбентами. Строение твёрдой поверхности, примеры твёрдых адсорбентов. Зависимость адсорбции от площади поверхности адсорбента и его природы. Гидрофильные и гидрофобные поверхности.

Задача: Выбрать правильный ответ и пояснить его

Вопрос Ответ
Какие вещества энергично адсорбирует уголь? 1. воду 2. масло 3. оба ответа правильные

 

22. Понятие о дисперсных системах. Степень дисперсности и удельная поверхность. Классификация по степени дисперсности: грубодисперсные системы, коллоидные растворы (золи), истинные растворы, растворы полимеров.

 

23. Методы получения коллоидных систем: диспергирование, конденсация, пептизация. Способы очистки коллоидных систем: диализ, электродиализ, ультрафильтрация. Применение этих процессов в технологических процессах приготовления пищи.

 

24. Коагуляция золей. Факторы, вызывающие коагуляцию. Характеристика коагуляции золей электролитами, понятие порога коагуляции. Приведите примеры коагуляции, происходящей с пищевыми продуктами.

Задача: Написать мицеллу золя бромида серебра (реакция обмена между нитратом серебра и бромидом натрия), если в избытке нитрат серебра. Укажите составные части мицеллы.

 

25. Строение мицеллы гидрозоля. Электрокинетические явления. Электроосмос и электрофорез, их использование.

Задача: Написать мицеллу золя хлорида серебра (реакция обмена между нитратом серебра и хлоридом калия), если в избытке нитрат серебра. Укажите составные части мицеллы.

 

26. Понятие дисперсных систем. Молекулярно ­­– кинетические свойства дисперсных систем: броуновское движение, диффузия, осмотическое давление. Седиментация. Оптические свойства золей.

 

27. Эмульсии: понятие, классификация. Строение эмульсий. Устойчивость, природа и роль эмульгатора. Получение и общие свойства эмульсий. Примеры пищевых эмульсий.

 

28. Пены: понятие, строение и устойчивость. Виды пен. Роль пенообразователей. Получение и разрушение пен. Примеры пищевых пен.

 

29. Порошки, суспензии, пасты: понятия, строение, методы получения. Пищевые продукты, относящиеся к ним. Влияние размера частиц на качество: значение в технологических процессах и рационе питания.

 

30. Аэрозоли, дымы, туманы: понятия, примеры. Значение аэрозолей в пищевой промышленности. Загрязнение окружающей среды аэрозолями, способы их разрушения.

 

31. Жиры: строение, виды. Гидролиз, окисление и эмульгирование жиров, значение этих реакций в технологических процессах приготовления пищевых продуктов.

 

32. Углеводы: понятие, виды. Виды брожения глюкозы. Гидролиз и инверсия сахарозы. Гидролиз и клейстеризация крахмала. Использование этих процессов в пищевой промышленности и общественном питании.

 

33. Белки: строение, виды. Гидролиз, набухание и денатурация белков. Использование этих процессов при производстве продукции общественного питания.

 

34. Понятие полимеров. Набухание полимеров. Факторы, влияющие на набухание. Значение набухания. Использование процессов набухания при замесе теста.

 

35. Пищевые студни: понятие, получение, значение. Синерезис студней: понятие, структурные изменения. Факторы, оказывающие влияние на скорость синерезиса. Положительное и отрицательное значение синерезиса.

 

36. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации.

Задача: Составьте уравнения диссоциации следующих электролитов:

А) серной кислоты; Б) сульфата аммония; В) гидроксида кальция.

 

37. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Значения рН в кислой, щелочной и нейтральной средах. Способы определения рН растворов.

Задача: Вычислите [H+], определите рН среды и изменение окраски фенолфталеина, если [ОH-] = 10-5 моль/л.

 

38. Реакции ионного обмена. Укажите условия, при которых реакции в растворах электролитов идут до конца, необратимо. Приведите примеры.

Задача: Составьте молекулярные и ионные уравнения следующих реакций:

А) Бромид калия + нитрат серебра

Б) Тиосульфат натрия + серная кислота.

 

39. Определение раствора, растворителя, растворённого вещества. Что называется растворимостью вещества? Какой раствор называется ненасыщенным, насыщенным, пересыщенным? Как изменяется растворимость большинства твёрдых веществ при повышении температуры, при увеличении концентрации растворителя?

Задача: 20г соли растворили в 200г воды. Вычислите массовую долю полученного раствора.

 

40. Сущность химических, физико-химических и физических методов качественного анализа. В чём отличие «сухого» метода анализа от «мокрого»?

 

41. Какие реакции называются «аналитическими»? Признаки аналитических реакций. Общие, групповые, частные реакции. Требования к качественным реакциям и условия их проведения. Специфичность и чувствительность реакций.

 

42. Сульфидный метод классификации катионов. Групповые реактивы и условия их действия. Сущность дробного и систематического анализа.

 

43. Общая характеристика катионов I аналитической группы катионов. Их значение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: При разложении белков мяса и рыбы (гниении) образуется аммиак. С помощью какого реактива можно обнаружить присутствие катионов NH4+? Составьте соответствующее уравнение реакции. Что наблюдается в результате реакции?

 

44. Общая характеристика катионов II аналитической группы катионов. Их значение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Реакция осаждения катионов Са2+ оксалатом аммония используется для определения полноты вложения молока в молочных супах. Составьте соответствующее уравнение реакции. Что наблюдается в результате реакции?

 

45. Общая характеристика катионов III аналитической группы катионов. Их значение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: При глубоком гнилостном распаде белков мяса и рыбы образуются летучие соединения, одним из которых является сероводород. Определить присутствие сероводорода можно с помощью раствора ацетата свинца. Составьте соответствующее уравнение реакции, опишите условия проведения реакции. Что наблюдается в результате реакции?

 

46. Общая характеристика катионов IV аналитической группы катионов. Их значение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: При производстве крема для десертов иногда используют запрещённые синтетические красители, вредные для здоровья. Ярко-зелёная окраска свидетельствует о присутствии ядовитых медьсодержащих веществ, которые можно обнаружить путём добавления раствора аммиака, при этом поверхность продукта окрашивается в тёмно-синий цвет. Составьте соответствующее уравнение реакции.

 

47. Произведение растворимости. Что характеризует величина произведения растворимости? Значение произведения растворимости в аналитической химии: условия образования и растворения осадка.

Задача: Вычислите концентрацию ионов Ag+ в насыщенном растворе AgCI, если ПР AgCI = 1,56 . 10-10.

 

48. Сущность окислительно-восстановительных реакций (ОВР) и их отличия от реакций ионного обмена. Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Применение ОВР в аналитической химии.

 

49. Какие соединения называются комплексными и чем они отличаются от двойных солей? Строение комплексных соединений, их применение в качественном анализе и химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Напишите уравнение диссоциации комплексного соединения [Zn(NH3)4](OH)2. Укажите комплексный ион, лиганды и комплексообразователь, назовите координационное число.

 

50. Классификация анионов. Значение анионов в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Выявить наличие соды в чае можно добавлением любой кислоты. Составьте соответствующее уравнение реакции, опишите условия проведения реакции. Что наблюдается в результате реакции?

 

51. Понятие о количественном анализе, его значение в в химико-технологическом контроле пищевых продуктов. Методы количественного анализа: физические, физико-химические, химические.

Задача: Определите влажность муки в образце, если до высушивания его масса была 3,4589г, а после высушивания – 2,9747г.

 

52. Сущность гравиметрического метода анализа, его применение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов. Операции и вычисления гравиметрического метода анализа.

Задача: При определении гигроскопической воды в образце поваренной соли получены следующие результаты: масса тигля – 7,2393г, масса тигля с навеской до прокаливания – 7,8809г, после прокаливания – 7,8616г. Определить массовую долю воды в образце.

 

53. Сущность и методы объёмного анализа. Титрование, стандартные растворы. Каким требованиям должны удовлетворять реакции, применяемые при титровании? Способы выражения концентрации растворов: нормальная концентрация, титр, титр по определяемому веществу, формулы для расчётов.

Задача: На нейтрализацию 40,00 мл раствора серной кислоты израсходовано 24,00мл 0,2н раствора щёлочи NaOH.Определите концентрацию кислоты и её титр.

 

54. Сущность метода нейтрализации. Понятие об индикаторах, определение точки эквивалентности. Применение метода в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Кислотность является одним из показателей качества полуфабрикатов из муки, творога, соков и характеризует степень их свежести. На титрование 50,00мл пробы сока израсходовали 20,00мл 0,1н раствора щёлочи NaOH. Определите нормальную концентрацию кислоты в пробе и титр раствора NaOH по HCI.

 

55. Сущность и классификация окислительно-восстановительных методов, их применение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов. Эквиваленты окислителей и восстановителей.

Задача: Витамин С (аскорбиновая кислота С6Н8О6) определяют иодометрическим методом. Реакция идёт по уравнению: С6Н8О6 +I2 = С6Н6О6 +2HI в присутствии крахмала в качестве индикатора. На титрование 5,00мл пробы раствора витамина С израсходован 1,00мл 0,1н раствора I2.Определите нормальную концентрацию аскорбиновой кислоты в пробе и титр раствора I2.

 

56. Сущность и классификация метода осаждения, отличие его от гравиметрического метода. Каким требованиям должны удовлетворять реакции осаждения? Значение метода в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: На титрование 10,00 мл раствора хлорида натрия израсходовано 14,00мл 0,1н раствора AgNO3. Определите концентрацию соли в растворе и титр раствора AgNO3.

 

57. Сущность метода Мора (аргентометрия), его значение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Cколько граммов NaCI содержится в 250,00мл раствора, если на титрование 20,00мл этого раствора израсходовано 20,40мл 0,05н раствора AgNO3?

 

58. Сущность комплексонометрического метода и его значение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов. Понятие о жёсткости воды. Какое отрицательное значение имеет жёсткая вода?

Задача: Чему равна общая жёсткость воды, если на титрование 100,00мл её израсходовали 12,15мл 0,1022н раствора трилона Б.. Является ли эта вода жёсткой или мягкой?

 

59. Сущность физико-химических методов анализа и их особенности. Применение этих методов в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Кислотность является одним из показателей качества полуфабрикатов из муки, творога, соков и характеризует степень их свежести. На титрование 50,00мл фильтрата втяжки из творога израсходовали 15,00мл 0,1н раствора щёлочи NaOH. Определите нормальную концентрацию кислоты в фильтрате и титр раствора NaOH по HCI.

 

60. Характеристика колориметрического метода анализа. Сущность методов стандартных серий и калибровочного графика, их применение в химико-технологическом контроле пищевых продуктов.

Задача: Какую навеску AgNO3 необходимо взять для приготовления 250,00мл 0,1н раствора AgNO3?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Основные источники электронной библиотеки:

  1. Григорьева Л.С. Физическая химия: учебное пособие / Григорьева Л.С., Трифонова О.Н.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. 149— c. https://www.iprbookshop.ru/26215
  1. Макарова О.В. Неорганическая химия: учебное пособие / Макарова О.В.— С.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 99— c.
  2. Микилева Г.Н. Аналитическая химия. Электрохимические методы анализа: учебное пособие / Микилева Г.Н., Мельченко Г.Г., Юнникова Н.В.— К.: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. 184— c.
  3. Гуськова В.П. Аналитическая химия. Расчеты в количественном анализе: практикум / Гуськова В.П., Сизова Л.С., Мельченко Г.Г., Юнникова Н.В.— К.: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. 124— c. https://www.iprbookshop.ru/730

Дополнительные источники:

  1. Березовчук А.В. Физическая химия: учебное пособие / Березовчук А.В..: Научная книга, 2012. 159— c.
  2. Горбунцова С.В., Муллоярова Э.А., Оробейко Е.С., Федоренко Е.В. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании): учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Альфа – М., ИНФРА-М, 2010. – 270 с.
  3. Саенко О.Е. Аналитическая химия: учебник для средних специальных учебных заведений. – Изд. 2-е., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 287 с.
  4. Хаханина Т.И., Никитина Н.Г. Аналитическая химия: учебник для студентов технических вузов. – Изд. Юрайт, 2012. – 278 с.

9. Дополнительные источники:

  1. Гильманшина С.И. Основы аналитической химии. Курс лекций. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 224 с.
  2. Липатников В.Е., Казаков К.М. Физическая и коллоидная химия: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1981. – 231 с.
  3. Лукьянов А.Б. Физическая и коллоидная химия: учебник для техникумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1998. – 288 с.
  4. Жванко Ю.Н., Панкратова Г.В., Мамедова З.И. Аналитическая химия и технохимический контроль в общественном питании: учеб. пособие для техникумов. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Высшая школа, 1989. – 271 с.

Интернет – ресурсы:

  1. Алхимик: сайт по химии https://alhimik.ru/index.htm
  2. Органическая химия: электронный учебник https://www.chemistry.ssu.samara.ru/index.html
  3. Основы химии. Интернет-учебник: www.hemi.nsu.ru/ucheb112.htm
  4. Журнал «Химия»: www.him.1september.ru
  5. Химический портал: https://www.chemport.ru/
  6. Экспериментальный учебник по химии для 10-11 классов https://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov/welcome.html
  7. Экспериментальный учебник по химии для 8-9 классов https://www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1/welcome.html
  8. Электронная библиотека по химии https://www.chem.msu.su/rus/elibrary


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: