Содержание
1. Общие положения. 4
1.1. Цель практических занятий. 4
1.2. Порядок проведения занятий. 4
2. Нормирование естественного и искусственного освещения производственных помещений и рабочих мест на транспорте 4
3. Проектные решения по выбору и расчету освещения на транспорте. 6
3.1. Задача 1. Проектирование естественного освещения закрытых производственных помещений 6
3.2. Задача 2. Проектирование общего искусственного освещения закрытых производственных помещений 8
3.3. Задача 3. Проектирование местного освещения рабочих мест. 13
3.4. Задача 4. Расчет освещения открытых территорий и
транспортных сооружений. 14
Литература. 14
Приложение А. Варианты заданий к задачам №1, 2, 3.
Проектирование естественного и искусственного освещения
закрытых производственных помещений. 14
Приложение Б. Варианты заданий к задаче 4. Расчет освещения
открытых территорий и транспортных сооружений. 14
Общие положения
Цель практических занятий
Целью практических занятий является получение практических навыков по нормированию, оценке и проектированию освещения для условий производства и транспорта.
Порядок проведения занятий
Практическое занятие выполняется каждым студентом по комплексному заданию в аудитории или по индивидуальному заданию самостоятельно (для студентов заочной формы обучения).
В процессе решения практических задач по производственному освещению необходимо привести исходные данные, выполнить работу и сделать заключение по результатам выполнения работы.
Практические занятия по производственному освещению предусматривают решение следующих задач:
1. Проектирование естественного освещения закрытых производственных помещений транспортных предприятий и служб.
|
2. Проектирование общего искусственного освещения закрытых производственных помещений.
3. Проектирование местного искусственного освещения рабочих мест.
4. Проектирование искусственного освещения открытых территорий и транспортных сооружений.
2. Нормирование естественного и искусственного освещения
производственных помещений и рабочих мест на транспорте
Транспорт является специфической отраслью, в которую входят различные виды транспорта с их структурными составляющими при производстве, обслуживании, эксплуатации и ремонте различных единиц транспортных средств.
Нормы освещения мест производства и выполнения работ внутри и вне зданий промышленных предприятий устанавливаются Строительными нормами и правилами (СНиП-ІІ-4-79), в которых помещения по задачам зрительной работы подразделяются на следующие основные группы [1]:
1 группа – производственные помещения (рабочие кабинеты, конструкторские бюро и др.);
2 группа – производственные помещения, где ведется надзор за работой технологического оборудования (конвейерные линии, участки сборки и др.);
3 группа – помещения, в которых производится обзор окружающего пространства (актовые залы, залы заседаний, вестибюли и др.);
4 группа – помещения, в которых происходит общая ориентация (коридоры, проходы, санузлы, гардеробные помещения и др.) (см. табл. 2.1).
Искусственное освещение открытых территорий площадок и транспортных сооружений устанавливается отраслевыми нормами, ГОСТами (табл. 2.2).
|
Таблица 2.1
Нормы искусственного и естественного освещения производственных
помещений транспортных предприятий
№ п/п | Наименование помещения | Искусственное освещение, лк | Естественное освещение | ||
КЕО , % | |||||
общее | комбинированное | верхнее | боковое | ||
Кабинеты, рабочие комнаты, лаборатории | - | 1,5 | |||
Конструкторско-технологические бюро, отделы | - | ||||
Ремонтные участки | 1,2 | 1,5 | |||
Участки ремонта и сборки транспортных средств | 1,2 | ||||
Помещения управления, служб эксплуатации, диспетчерские | 5,0 | 2,0 | |||
Залы заседаний | - | 0,5 | |||
Кабины локомотивов, машиниста и кабины крановщиков | - | 0,5 |
Таблица 2.2
Нормы искусственного освещения открытых территорий, площадей
и транспортных сооружений
№ п/п | Назначение территории или сооружения | , лк | № п/п | Назначение территории или сооружения | , лк |
Территория ж.д. станций и путей парков | Автодороги городские центральные | ||||
Пассажирские платформы | Автогаражи закрытые | ||||
Заводские сортировочные станции, промежуточные станции и обгонные пути | Зоны работы погрузочно-выгрузочных механизмов на открытых складах | ||||
Открытые склады | Автогаражи открытые | ||||
Эстакады для слива нефтепродуктов | Пешеходные переходы и мосты |
Естественное освещение связано с устройством светопропускающих проемов, которые могут быть различными по исполнению и по местонахождению. Естественное освещение может быть боковым, если световые проемы (окна) расположены в наружных стенах, верхним, если световые проемы устроены в крыше, а также комбинированным – сочетание бокового и верхнего (фонарного) пропускания света. Естественная освещенность зависит от времени года, времени дня, облачности и т.д., а также от некоторых характеристик самого помещения.
|
Естественное освещение, определяется отношением естественной освещенности, создаваемой внутри помещения светом неба (непосредственным или отраженным), к значению наружной горизонтальной освещенности земной поверхности, исходящей от всего небосвода, выраженное в процентах. Это отношение принято называть коэффициентом естественной освещенности КЕО ().
Нормированные значения КЕО, , для зданий, расположенных в
I, II, IV и V поясах светового климата определяется по формуле:
, (2.1)
где – нормативное значение КЕО для III светового пояса (табл. 2.1); , – коэффициенты светового и солнечного климата, которые зависят от пояса светового климата и угла расположения здания по азимуту.
Для условий Донбасса, территория которого относится к IV световому поясу, значение равно
, (2.2)
где , – коэффициенты светового и солнечного климата для летнего периода года в условиях Донбасса, равны =0,9; =1. Тогда выражение (2.2) имеет вид
. (2.3)
Значения КЕО, приведенные в табл. 2.1, необходимо откорректировать, умножив на 0,9, а полученное значение следует округлить до десятых долей.