Вдоль студеного Белого моря уже давно живут люди, которых называют поморами. Кто они, откуда появились?
Поморы ‑ особая этнокультурная группа русского населения, проживающая на территории, прилегающей к Белому морю и имеющая свой, особый, сложившийся на протяжении веков жизненный уклад, связанный с отхожими рыбными и зверобойными промыслами.
Открытие Северного морского пути имеет многовековую историю. На ранних этапах освоения восточных водных арктических и сухопутных сибирских просторов совершали хождения кочи и ладьи карел. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать дальние плавания в ледовых условиях Арктики. В XI веке мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII – XIII вв. открыли острова Вайгач, Матку (Новая Земля), а в конце XV в. – острова Грумант (Шпицберген), Медвежий.
Около 10 тысяч лет назад в низовьях Северной Двины ещё стояли ледники, но племена охотников и рыболовов более южных областей уже проникали через Прикамье в бассейны рек – Вычегды, Печоры и Северной Двины. Первичное заселение Севера происходило в более поздние времена, в конце IV – III тысячелетий до н. э., в эпоху неолита. Это были насельники скандинавских и угро-финских племён: карел - чуди заволоцкой. Словене – ильменские (новгородцы) называли эти земли Заволочьем, или Двинской землёй. В «Повести временных лет» при перечислении «всех языцей Иафетовой части» встречается упоминание о финно-угорском населении Заволочья: «карелах, меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра». Следует заметить, что порядок перечисления четырёх племён, названных вслед за «заволочьской чюдью», соответствует порядку их расселения с юго-запада на северо-восток. Заволочская чудь, представляла собой финноязычное население, родственное карелам и белозерской веси, расселившейся к северу от Онежского озера до нижнего течения Северной Двины.
|
Территория Карельского Поморья – от реки Кереть до границы с Архангельской областью – селом Нюхча. Белое море образует четыре больших залива: Мезенский, Двинский, Онежский и Кандалакшский. Протяженность Карельского Поморья - от реки Кереть до реки Кемь - 200 км.
В XV веке начинается проникновение русских поселенцев по бассейну реки Выг на юго-западное побережье Белого моря, эти земли впоследствии стали вотчинами новгородских бояр. В XVI веке появляются новые поселения на Поморском берегу: Сорока, Шижня, Сухой Наволок, Вирма, Сума, Колежма, которые во второй половине XVI века составили Сумскую волость, принадлежащую Соловецкому монастырю. Поморье постепенно заселялось русским населением, иногда мирным проникновением, иногда с притеснением местных карел. Карельская народность, безусловно, внесла свой вклад в формирование поморского населения. Карелы наряду с русскими участвовали в заселении побережья Белого моря.
Русская колонизация Поморья началась в 15 – 16 веках нашей эры. Их привлекали в северных районах в первую очередь богатые естественные ресурсы, пушные и морские звери, рыба и птица. Первые некоренные народы появившиеся на Севере были Новгородцы. Они строили села и владели ими на правах частной собственности. Выходцы из Великого Новгорода, которые, приходили на земли заселённые чудью, угро-финскими и другими племенами, перемешались с ними и смешивались с местным населением и в итоге ассимилировались.
Историки утверждают, что этноним «помор» возник не позднее 15 века на юго-западном (Поморском) берегу Белого моря и распространился далеко на юг и восток от места своего возникновения.
Ко времени поселения новгородцев коренное население этих земель знало немало богатых рыбных мест и охотничьих угодий и вновь прибывшие стали понемногу перенимать опыт и знания у местного населения. Первоначальному этапу заселения поморских территорий соответствовало освоение водных угодий (речных, озерных, морских), при котором наблюдалось развитие рыболовных и зверобойных промыслов на основе природных ресурсов, составлявших главное богатство приморских районов: семги, трески, «белой» рыбы, моржа, тюленя.
|
К началу ХVI в. на побережье Белого моря начало формироваться поморское население со специфическим морским рыболовно-зверобойным хозяйством. Рыбные промыслы являлись основным занятием населения и главным источником дохода во всех приморских уездах Белого и Баренцева морей наряду с морским звериным промыслом, оленеводством, лесной промышленностью. Рыболовные промыслы, кроме того, что служили для местных жителей важным источником существования. В отдельных местностях рыболовство являлось единственным источником экономического благосостояния поморов.
Уже начиная с XVI века, в официальных документах термин «помор» употребляется и как название и как самоназвание. В различных грамотах, относящихся к 1580–1581 годам, составители грамот подписываются не иначе как «поморец Кандалакшанин», либо «поморец Керецские волости».
|
С развитием морских и речных промыслов тесно связана эволюция местного судостроения. Строительством промысловых судов – крупных и мелких – занимались в Поморье практически повсеместно.
Торговля с коренными жителями, в основном пушная, дала толчок развитию купечества и купеческого флота, который несколько веков, до начала XVIII века, определял уровень развития арктического мореплавания. Этому во многом способствовало старинное парусное судно-коч. Кочи были большими и малыми. До сих пор не установлены точные параметры этих судов, но по некоторым техническим признакам, по деталям, найденным археологами при раскопках, можно сделать определенные выводы. Коч – старинное парусно-гребное судно XI – XIX веков. Он имел характерные обводы для ледового плавания, был оснащён мачтой, навесным рулём и вёслами.
Именно такие корабли позволили местному населению, а потом и поморам освоить акваторию Белого, Баренцева морей, а также ходить и вдоль всего арктического побережья.
Если судьба забросит вас на Русский Север, на Поморские земли, и посчастливится повстречать настоящего помора, будьте готовы, поддержать разговор. Сразу предупреждаю: истинные поморы не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называют «поморьска говоря». Чтобы не попасть в неудобную ситуацию и не поставить в тупик северного собеседника, запомните несколько правил коммуникации с помором.
· Поморы «цокают»: звук «ч» в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: улиця, коцька, доцька, цепахи, руцёй. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш».
· Поморы никогда не «работают». Они «робят».
· Не задавайте северным людям вопросов, начинающихся с «почему». А то можете получить в ответ «по качану». Любознательность поморы проявляют словом «пошшо». Кстати, слова «потому» тоже нет в поморьской говоре.
· Не разбрасывайтесь в разговоре отрицательными частицами. Поморы говорят «нет», только когда кому-то отказывают. Например, «Нет, мне это не нужно». Поэтому, если у вас спросят денег, отвечайте по-поморьски: «У мя денег нема».
· Будьте аккуратней с определениями. В поморьской говоре не существует окончаний «ий», «ый». Вместо них употребляются «ой», «ёй». Например, «зимнёй вецёр».
· Упаси вас Всевышний употребить в разговоре слово «баба». В лучшем случае вас поправят: «Бабами сваи забивают». Запомните, у поморов «нема баб», у них «жонки».
Кроме того, вам придется привыкнуть к некоторым уникальным атмосферным осадкам, которые наблюдаются в Поморском краю: у снега и дождя здесь «нема ног». То есть они у поморов никогда «не идут». Снег «падат», а «дожжь летит» или «льёт». Кстати, машина здесь «не едет», а «бежит». Между тем, надо отметить, что у каждого русского человека есть базовый запас поморских слов, которые попали к нам из говори: сёмга, тундра, треска, бахилы, морж, тюлень.
В глазах русских путешественников рубежа XIX–XX веков, помор предстает как гостеприимный, коренастый здоровый, с широким лицом, имеющим характерный красный цвет от того, что они большую часть года проводят на море и на воздухе. Влияние новгородской культуры прослеживается и в похоронных обрядах и в архитектуре церквей и часовен, и в традиции «закуривать» бани: «избенки с маленьким предбанником и смежною клетушкою (собственно баней), где устроены полок и каменка; вода тут нагревается при помощи раскаленных камней; бани закуриваются еженедельно и особо под большие праздники. Нагревши баню выпустив дым через дверь и оконце, карелы запираются в бане и моются и парятся до того, что зимой выбегают на улицу, прийти в себя».
Поморы были искусными судостроителями и мореходами и, по легенде, первыми достигли полярного архипелага Шпицберген. С морем связана вся их жизнь: промыслы, традиции и фольклор. Жизнь поморов строилась вокруг морских промыслов. Во время плаваний они ловили рыбу и тюленей, добывали жемчуг. В старинных пословицах говорится: «Наше поле — море», «И радость, и горе — помору все от моря», «У моря живем, морем кормимся, море — наша кормилица». Морские сюжеты появлялись и в обрядовом фольклоре — например, традиционных сказках и былинах. Их рассказывали во время тяжелой монотонной работы или зимними вечерами за починкой рыболовных сетей.
«Север сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые традиции» писал филолог и академик Дмитрий Лихачев.
Многие сказки про морские походы начинались с описания места действия — побережья: «Давно это было. На берегу Белого моря жили три брата». Поморы считали плавание испытанием, из которого достойные возвращаются домой победителями, а спасовавшие перед стихией — погибают. Но про них говорили не «утонул», а «море взяло». Осуждать подобные «решения» было не принято: море олицетворяло собой справедливость.
«Он грозно простер окровавленные руки к морю и закричал с воплем крепким:
- Батюшко Океан, Студеное море! Сам и ныне рассуди меня с братом!
Будто гром, сгремел Океан в ответ Гореславу. Гнев учинил в море. Седой непомерный вал взвился над лодьей, подхватил Лихослава и унес его в бездну». Это отрывок из поморского сказания «Гнев» Бориса Шергина. «Поморские были и сказания».
Жители Белого моря называли себя «трескоедками»: рыба была основой их рациона, а рыболовство — главным промыслом. В сказках приключения часто начинались с поездки на тоню — так называлось место сезонной ловли.
«Выехали на тоню, заметали этот невод, и, когда стали подтягивать его к берегу, оказалось, что невод полон рыбы. Целый день провозились братья, высачивали рыбу из мотни, а к вечеру, уставшие, говорят: Ну и чудо, такого еще не бывало. На день невод развязали, на второй развязали, а рыбы никогда столько не было!» Отрывок из поморской сказки «Никифорово чудо»
На побережье Белого моря издавна добывали гренландского тюленя и моржа. Для зверобойного промысла поморы объединялись в артель по 5–7 человек или в более крупную группу, которой управлял атаман. В поморской сказке «звериные ловы» были испытанием — и физических, и нравственных качеств.
«В месяце феврале промышленники в море уходят на звериные ловы. Срядился Кирик с покрутом. Он говорит брату:
- Олешенька, у нас клятва положена друг друга слушати: сряжайся на промысел! Олеша поперек слова не молвил, живо справился. Якоря выкатали, паруса открыли... Праматерь морская попутная поветерь была до Кирика милостива. День да ночь — и Звериный остров в глазах. Круг острова лед. На льдинах тюленьи полёжки. Соступились мужи-двиняне со зверем, учали бить». Отрывок из поморского сказания «Любовь сильнее смерти» (Борис Шергин. «Двинская земля».
Известный сказитель, писатель-сказочник Матвей Михайлович КОРГУЕВ (1883-1943гг). Родился в поморском селе Кереть Кемского уезда. Отец - русский помор, мать карелка. В 1930-х годах фольклорист А.Н. Нечаев со слов Матвея Михайловича записал и издал 115 сказок в двух томах по названием "Сказки Карельского Беломорья". На тот момент это было рекордным количеством для одного сказочника. Среди сказок преобладают волшебные. Кроме сказок на русском языке, Коргуев исполнял карельские руны и ёйги.
Птица счастья — деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Элемент поморского ремесла. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок».
В 1980 году в городе Кемь был учрежден «Краеведческий музей «Поморье». Формирование фонда музея началось с 80-ми предметов, отражавших быт поморов и состоящих из документальных материалов по истории Карельского Поморья. Музей располагается в здании бывшего Соловецкого казначейства, первом каменном здании в Кеми, построенном в 1763 году. В составе коллекций – предметы быта, труда, народного декоративно-прикладного искусства, отражающие жизнь поморов. Основная экспозиция – «Духовная и материальная культура поморов Кемского уезда». Гордость музея – фигура Андрея Первозванного, которая была установлена на носу поморского судна. Поморский дух и поморский характер – вот ценности, которые выковали наши предки на протяжении веков, ведя борьбу за выживание и существование в суровых условиях Севера и освоения Арктики. Именно эти ценности продолжают определять сущность современных поморов.