Бестелесная концепция образа Божьего.




Приверженцы этой концепции связывают образ Божий с различными сторонами и качествами человеческой личности; это может быть нравственное чувство, воля, разум, способность управлять, речь и т.д.

Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природе человека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться над законами материального мира, во власти человека над природой, в возможности достижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, в творческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своею любовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за все творения. Образ Божий в людях хотя и затемняется после грехопадения, но все же сохраняется, оставляя возможным наше спасение.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

1. Тело — это часть образа Божьего. Хотя Бог не имеет физического тела, все же человеческое тело входит в понятие образа Божьего, так как целостный организм человека обладает телом и душой. Тело является средством для самовыражения души, которая создана для общения с Создателем. В пришествие Господа наше тело превратится в «тело духовное».

2. Быть созданным по образу Божьему также означает быть живым существом. Это подчеркивает Павел в своей проповеди в афинском ареопаге (Деяния 17:28-29). Отвергая веру в то, что, мертвые идолы могут представлять живого Бога, он утверждает, что, так как люди, живые создания, произошли от Бога, значит, и Бог тоже живой.

3. Человек не просто живое существо; он обладает разумом и свободной волей; поэтому он может господствовать над природой (Бытие 1:28).

Итак, образ Божий — это человек целиком; живая, разумная, свободная и нравственная личность. Образ Божий есть фундамент или основа личности. Человек не мог бы быть личностью, если бы его Первообраз - Творец Создатель - не был бы Личностью.

Между образом Божиим в человеке и личностью человека есть прямая связь, однако, это не одно и то же. Это нелишне подчеркнуть, потому что часто приходится встречаться с отождествлением того и другого. Православие учит, что образ Божий есть в каждом человеке, что каждый человек есть личность. Однако при этом забывают, что образ дан, а личностью надо стать. Да, каждый человек личность, но только потенциально, а не в действительности. Образ Божий в человеке есть семя, а личность - росток, вырастающий из него.

Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли - человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека начинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознания своего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желания следовать воле Божией, выполнять Его заповеди.

Нравственное самоопределение человека порождает в нем стремление к духовной жизни, к духовному рождению. Душа, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью, духовно совершенствуется. Степень преображенности и уровень духовного совершенства зависят от совершаемого человеком аскетического подвига, без которого нет постоянного духовного развития как условия спасения и вечной жизни.

Главной целью православного воспитания по слову святителя Феофана Затворника, заключается в том, «чтобы человек вследствие этого сказал в себе, что он христианин», чтобы для него стало первой существенной потребностью «самостоятельно хранить и возгревать дух благочестия, в котором ходил прежде по чужому руководству». При этом воспитателям ребенка – родителям, учителям, наставникам – необходимо помнить о том, что достижение поставленной цели – воспитание христианина –является не чисто педагогической задачей, но частным раскрытием (в отношении детей) дела Церкви на земле. Воспитание может быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви.

Православная педагогика – педагогика воцерковления, преображения, направленная на прояснение Образа Божия в человеке посредством духовно-нравственного совершенствования человека в добродетели, святости, в достижении Даров Святого Духа.

Поэтому основное содержание православного воспитания сводится к созданию условий, способствующих пробуждению духовной жизни, одухотворению души благодатию.

Воспитание определяется как процесс воцерковления личности. Воцерковить - значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не только цель развития личности, а цель спасения человеческой души от власти греха и смерти. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. В рамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.

Воцерковить - научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством не только к науке, но, прежде всего, к учению Церкви.

Воцерковить - это, значит, преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви.

Исходя из сказанного выше, образование следует понимать как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.

Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. В православной традиции речь идет в основном о духовном образовании - образовании Духом Святым. Бог открывает истинные знания человеку по мере подготовленности человека к получению этих знаний.

Господь открывает Себя чистому, смиренному сердцу. Духовное образование - путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного диалога живой души с Богом живым. Это есть путь христианской мысли, которая, опираясь на Божественное Откровение, на Церковный разум, принимает все, что родилось вне христианства, если это согласуется с началами христианства.

В основе православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен на готовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины как откровения, свидетельства и описания.

По мнению русских философов И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, русскому характеру присущи качества истинного христианина. Русскому человеку свойственна преданность воле Божией, любовь, смирение, общительность с ближними и устремленность всех помыслов к миру горнему. К числу национальных черт русского народа относят также:

– жажду отечественного единения и согласия,

– ощущение исторического долга,

– ощущение преемственности поколений (историческое сознание),

– стремление к триединому служению: Богу (вера), стране (государственность), народу.

– идею семьи как частицы рода,

– идею слаженности, чинности (лада).

– сострадательность,

– трудолюбие,

– самопожертвование,

– «всемирную отзывчивость» (Достоевский).

Таким образом, содержание православного воспитания – это, прежде всего введение детей в жизнь Церкви, передача им навыков общественной и личной духовной жизни.

Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, наставление на путь осмысления мира, жизни и человека в свете Божественного Откровения.

И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, раскрытие в них лучших национальных черт.

В конце мне хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Алексия II: «Если люди, живущие в Отечестве нашем, вновь зажгут в сердцах своих пламень горячей веры, если они обновят в себе верность нравственным основам, заложенным в душах человеческих Творцом, если жизнь каждого из нас озарится светом тысячелетней православной культуры России, страна действительно возродится, возродится для новой жизни и святости, любви и правды!»


Литература

 

1. Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003. с.166-185.

2. Православная педагогика как педагогика русской цивилизации. Православный образовательный портал. https://www.portal-slovo.ru

3. Программа воспитательной работы классов с этнокультурным (русским православным) компонентом. Методические материалы.

4. ФИСУН Сергий, протоиерей. Мы в ответе за наших детей. Барнаульская епархия РПЦ. https://altai.eparhia.ru/

5. Янарас Х. Вера Церкви.- М.: Центр по изучению религий, 1992.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: