Для выполнения своих функций в области надзора и регулирования ЦБ РФ проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России вправе применять к кредитной организации меры, установленные законодательством.
В случае нарушений, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от коммерческого банка устранения выявленных недостатков и взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. При невыполнении в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и других вкладчиков, Центральный банк России имеет право взыскать с коммерческого банка штраф в размере 1% суммы капитала (наиболее часто применяемая санкция).
По требованию Банка России коммерческий банк обязан провести мероприятия по повышению своей ликвидности, в том числе изменить структуру активов. В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка Центральный банк Российской Федерации имеет право потребовать замены руководителей; осуществления реорганизации банка; утверждения индивидуальных нормативов достаточности капитала и нормативов ликвидности на срок до 6 месяцев; запретить проведение некоторых банковских операций сроком на 1 год; временно запретить открытие филиалов.
Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, или же возникли разногласия в руководстве банка, ведущие к потере управляемости, Центральный банк России может назначать временную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. В состав временной администрации привлекаются работники Банка России. С момента назначения временной администрации, полномочия правления банка приостанавливаются и переходят к временной администрации.
Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению банка.
Если руководителями или акционерами (пайщиками) банка, в который назначена временная администрация, совершаются действия, препятствующие осуществлению ее функций, Банком России может быть принято решение об отзыве лицензии. В такой ситуации временная администрация вправе направить в арбитражный суд заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) банка.
Деятельность временной администрации прекращается с выполнением задач, на нее возложенных, или представлением временной администрацией Банку России обоснованного вывода о невозможности достижения, поставленной перед нею цели, или по истечении срока деятельности временной администрации либо после вынесения определения арбитражного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве.
Как крайнюю меру Центральный банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.
Заключение
По итогам изученных материалов можно сделать следующие выводы:
В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию стабильности функционирования всей банковской системы и защите интересов ее кредиторов, а также клиентов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.
Банковский надзор является наиболее существенным элементом из всех надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России.
Начальной стадией полномочий Банка России в области банковского надзора считается осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности коммерческих банков. Целью этих процедур является минимизация риска появления на рынке банковских услуг «нехороших» банков.
Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении коммерческого банка. Она включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние банка и его перспективы; во - вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить его влияние на другие коммерческие банки. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Сосредоточение функций по надзору за деятельностью, регулированию и контролю за функционированием коммерческих банков, обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем.
Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.
Список литературы
1. ФЗ РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 25.12. 2008 № 276-ФЗ
2. ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» в редакции от 28.02. 2009 № 28-ФЗ
3. ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08. 2001 № 129-ФЗ
4. Инструкция ЦБ РФ № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)» в редакции от 01.12. 2003
5. Инструкция ЦБ РФ №75-И «О порядке применение федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» в редакции от 05.07. 2002
6. Банковское дело. Учебник под редакцией В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой 4-е издание Москва «Финансы и статистика» 2001.
7. Банковское дело. Учебник. Москва «Экономистъ» 2004.
8. Официальный сервер Банка России в интернете (http: // www. cbr. ru/)
9. Электронная библиотека нехудожественной литературы (http: // www. bibliotekar. ru/)