Урок 89-90. М. М. Пришвин «Выскочка» АНАЛИЗ ЗАГОЛОВКА. ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ НА ОСНОВЕ ПОСТУПКА.
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить с биографией писателя; способствовать развитию устной речи, умению читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением М. М. Пришвина «Выскочка»; научатся: пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте | Метапредметные: Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы | Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают и пересказывают на оценку | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Звучит песня «Беловежская пуща» (первый куплет). Затем учитель просит учащихся внимательно прочитать слова, написанные на доске: «Охранять природу – значит охранять Родину». – Как вы понимаете эти слова? – Вспомните, кому они принадлежат. – И именно рассказ М. М. Пришвина продолжает новый раздел – «Природа и мы». У М. М. Пришвина есть очень интересный рассказ о своих наблюдениях за природой. А вот название прочитайте на карточке, которую вы видите на доске. Прочитайте только буквы, и вы узнаете название рассказа. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Мы прочитаем один из рассказов М. М. Пришвина, помещенный им в книгу для детей «Золотой луг». Писатель дал рассказу название «Выскочка». Как вы думаете, о ком будет рассказ? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. М. Пришвина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Расшифровывают название произведения. 84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544 «Выскочка» | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве М. М. Пришвина, свой рассказ (см. ресурсный материал), сопровождает показом его портрета. – Что хотите сказать? – Что вас особенно заинтересовало, увлекло? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя. Задают вопросы о его творчестве | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – А теперь посмотрим, правы ли вы были. Учитель читает рассказ М. М. Пришвина «Выскочка». – Могли ли вы предположить то, о чем рассказал писатель? – От чьего лица ведется рассказ? – Что вас удивило? – Что рассмешило? – Кто является героем рассказа? – Какой породы она была? – Найдите и прочитайте, как выглядела собака. – Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена? – Что же случилось? – Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость? – Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? – А как про таких говорят? – Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки? – А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия? – Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? – Как же дальше будут развиваться события, на ваш взгляд? | Работают с толковым словарем. Бдительность – постоянное настороженное внимание. Бдительность – синонимы: внимательность, настороженность. Улучила – нашла подходящее время. Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая. С заскоком и с пыльцой в голове – неумная, глуповатая. Радужный – разноцветный. Прослушивают текст. Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте описание Вьюшки. – Какой знакомый литературный прием вы увидели в описании? – Прочитайте, как она проявила себя с сорокой? – Как автор относится к Вьюшке? – В каких словах выражено отношение автора? – Что вы узнали о Выскочке? – Что о сороке думает автор? – А как к ней относится? – Найдите в тексте противопоставление. – Найдите в тексте метафору. – Какую роль играет метафора? – На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? – Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему вы так считаете? Прочитайте. – Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода». А можно ли в жизни применить? – Прочитайте тот эпизод, когда сорока пошла на во- ровство. – Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? – Что они ей сказали? – Попробуйте передать это настроение при чтении. – А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? – Какой же эпизод рассказа изобразил художник? – Прочитайте описание сороки после этого случая. – Соотнесите черты характера с героями. – Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки. – Как вы думаете, какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? Почему? – Почему эта история, которую рассказал Пришвин, закончилась именно так? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Автор использует сравнение: «...ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». – Писатель относится к Вьюшке с любовью, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. – Противопоставление: «шесть сорок и одна». – Метафора: «повели правильное наступление». – Метафора используется для создания ярких образов | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение рассказа | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают фразы: – На уроке я узнал… – На уроке мне понравилось… – На уроке меня поразило… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|