Чем различаются понятия беседа, спор, полемика, дискуссия?




Тема: Спор. Акцентологический диктант.

Задание: I. Подготовьтесь к акцентологическому диктанту (см. прикрепленный файл).

II. Подготовьте ответы на вопросы по теме «Спор»:

Чем различаются понятия беседа, спор, полемика, дискуссия?

Беседа – это разговор двух и более лиц, может быть как дружеским, так и спором.

Спор – это процесс отстаивания каждой из сторон своего мнения, столкновение мнений и попытки убедить оппонента. В виды спора входят полемика и дискуссия.

Дискуссия – это один из видов спора по сравнению с полемикой, менее выраженный. В дискуссии идёт обмен мнениями по спорному вопросу, учитывая правила дискуссии.

Полемика – это один из видов спора, более острый по сравнению с дискуссией. От дискуссии отличается меньшим количеством правил и большей вариативностью в тактике отстаивания своей точки зрения.

2) Назовите правила ведения диалога.

– внутренняя готовность вести диалог;

– наличие предмета спора;

– проблемы, к которой относятся утверждения участников дискуссии; если такой проблемы нет, спор оказывается беспредметным, вырождается в бессодержательный разговор;

– целесообразность, непротиворечивость и немногословность каждого высказывания, содержащего новую информацию;

– слушающий должен внимательно выслушать обращенное к нему высказывание, а говорящий – тщательно обдумать сообщаемую информацию;

– и слушающий и говорящий должны помнить, что смысл и содержание высказывания определяется тоном, которым оно произнесено;

– последствия каждого высказывания должны быть предусмотрены.

3) Какие рекомендации выработаны в риторике для ведения спора?

В каждом критическом замечании следует видеть отправную точку для развертывания творческой дискуссии. Находить в высказываниях противоречивые утверждения. Отыскивать пробелы в аргументации. Вскрывать и оценивать однобокость подхода к решению проблемы. Указывать должным образом на субъективные суждения. Выявлять искажения при передаче содержания высказываний других партнеров. Отмечать случаи нарушения причинно-следственных взаимосвязей в комплексе проблем.

4) Какие классификации споров предлагает С.И. Поварнин?

Спор может быть сосредоточенным и бесформенным. При слушателях и без слушателей. По своим целям и мотивам споры разделяются на: – для разъяснения истины; – для убеждения противника; – ради победы; – ради спора.

5) Какие приемы ведения спора являются допустимыми? недопустимыми? Назовите их. Допустимые (дозволенные) приемы (уловки) ведения спора:

– захват инициативы; – опережающие ответы на вопросы;

– наступательный характер поведения; – концентрация на слабом звене аргументов; – эффект внезапности; – контрвопрос, риторический вопрос, бумеранг, подхват реплики, оттягивание ответа, пауза, уход от темы,

– сведение к абсурду, опровержение фактами, аргумент к авторитету,

– ирония, юмор, сатира, – последнее слово.

Недопустимые приемы: – унижение собеседника; – ставка на ложный стыд, – быть нетактичным; – многовопросие, лживый довод, ложь, – отвлечение внимания, – аргумент к невежеству, – расширение/сужение тезиса,

– переход на личности (аргумент к личности оппонента) и тем более поиск изъянов во внешности (привычки, биография…),

конфликтогены [грубость, оскорбление, издевательство, ярлыки],

– жертва, аргумент к жалости, дамский аргумент,

– злоупотребление ссылкой на авторитет, отрицание авторитетов [цинизм],

– аргумент к силе, «к городовому» [палочный довод],

– аргумент к тщеславию (прием «подмазывания»),

6) Назовите психологические установки для успешного ведения спора.

1. Участники спора не враги, а соратники в поиске истины. 2. Истина должна быть выше всего (престижа, самолюбия). 3. Не следует добиваться победы ценой хороших отношений, человеческого здоровья, настроения. 4. Необходимо быть тактичным, не унижать собеседника, не быть категоричным. 5. Следует избегать выражений: «Сейчас я тебе докажу», «Нет, вы не правы». Лучше так: «обратимся к фактам, вместе подумаем». 6. Не нужно ссылаться на свой авторитет, опыт, положение. 7. Необходимо уважать собеседника, уметь признавать свою неправоту. 8. Дайте возможность собеседнику выговориться, умейте дослушать до конца, не перебивая. 9. Старайтесь угадать характер говорящего. 10. В начале спора покажите дружеское расположение к собеседнику. 11. Следите за интонацией, помни, что человек обижается не на слова, а на то, каким тоном они произнесены.

При подготовке к занятию используйте материалы 1) лекции 9 «Виды речей. Убеждающая речь»; обратите внимание на п. 5 Правила эффективной аргументации; 2) лекции 2 «Речевое взаимодействие. Речевые стратегии и тактики»; 3) учебного пособия Л.Ф. Бердник «Практическая риторика» (параграфы 3.3, 3.4) – см. прикрепленный файл (но можно найти это пособие и в интернете: Ростов-н/Д: ЮФУ, 2011. 206 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/551495https://znanium.com/bookread2.php?bo ok=551495, доступ из ЭБС «Znanium.com» )

II. На занятии: 1. Акцентологический диктант (подготовленный).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: