Средневизантийский период.




Время икон и архитектурных и художественных. Об этом периоде нужно знать много всего. Тут сложилась азбука церковного искусства. Типология храма, принципы расположения икон, техника разных видов живописи.

Ведущим типом храма становится крестовокупольный в котором соединилось лучшее из базилик и центрических сооружений. Есть много всяких вариантов. Самый распространенный — купол на четырех опорах. Есть и разновидности, разные соборно монастырские виды на восьми опорах. В боковых апсидах часто стояли хоры, что создавало интересные аккустические эффекты. У афонских храмов большие двойные притворы.

Складываются принципы построения монументальной живописи. Иерархический принцип (вертикальный), литургикоевхаристический (горизонтальный). Две линии храмовой композиции, которые друг другу не мешают. Живопись и архитектура должны гармонично сочетаться, не разрушая друг друга. Мозаики расположены (компенсаторная перспектива) так, что бы не создавалось иллюзорных эффектов, но учитывают угол обзора и соответственно изменяют пропорции. Византийская мозаика лежит не в одной плоскости, но каждый элемент играет по своему.

Икона теперь темперная, на доске. Изготовление иконы стало священнодействием. Писать начинают от второстепенного фона к ликам и рукам. Сейчас как раз и продолжают писать иконы в средневизантийском стиле.

27.10.2018

Схемка, типичного четырех опорного крестово-купольного храма с трехчастным алтарем. Храм Успения в Никее. Купол, трехчастный алтарь, пространственный крест, маленькие куполки (подобие пятиглавия), галереи. Образ Вознесения в куполе храма в Фессалониках. Он же образ второго пришествия. Два ангела и Иисус на облаке. Богоматерь из Софии. Вима — свод от апсиды к куполу. Гробничный храм. Фессалоники сохранили много храмов 11–12 вв.

Схема расположения росписей в крестовокупольном храме. Появление алтарной преграды и ее развитие. Антепендиум — передняя, богатоукрашенная передняя стенка Престола. Эпистилий — балка на колоннах иконостаса украшенная одной длинной иконой. Диптихи, триптихи, тетраптихи. О мозаике из смальты.

03.11.2018

Поздневизантийский период

Вроде, все как было так и осталось. Период исихазма, тема Фаворского света просочилась и в иконографию и в искусство, пробела (мазки белой краской). Византия сокращается в размерах и погибает как государство, это окончательная смерть римской империи. Окружающие культуры впитали в себя все достижения ее.

Храмы, живопись. Храм пятиглавый стал более распространенным. Храмы ажурные, окруженные галереями. Трех конховый храм с тремя открытыми апсидами и интересным акустическим эффектом — тетраконх. Собор в Корее на Афоне. Ватапед. Дианисиат. Фрески становятся композиционно все более сложными.

Палестина

Там все началось с эпохи Константина Великого. До четвертого века делалось все, что бы уничтожить память о Голгофе, но царица Елена находит ее и Константин строит там храм. Так же строятся другие базилики в Вифлиеме, на Фаворе. Храм Гроба Господня — это был комплекс строений, но позже он был частично разрушен, а впоследствии восстановлен. Есть и более поздние постройки в Еммаусе, на Синае, на горе Нево, где умер Моисей.

Стражи Святой Земли — францисканцы, которые занимаются сохранением святынь иудеи. Наш один сообразительный архимандрит Антонин выкупил через подставных лиц много участков в иудее, т.к. турки отказывались иметь отношения с русскими. Велось много важных раскопок и исследований. Наше присутствие на Святой Земле имеется.

Палестинские монастыри. Раньше Палестина считалась второй родиной монашества. Обителей и сейчас много, а раньше было еще больше.

Опрос по всему прежде пройденному материалу!

17.11.2018

Переходим к Западному искусству. Период до Романский. 10–12 вв. Романика. Складывается первая после падения Рима система и последняя на Западе до отпадения от Православия. Влияние Романики есть и в архитектуре Восточной Церкви. Она не на столько инородна для православия как готика.

Большие каменные, чаще сводчатые храмы, с разной структурой в разных регионах, массивные стены, образ непотопляемого корабля плувущего через город. Для Франции типично большое алтарное пространство, в Германии много башен и двуориентация с двумя апсидами на запад и восток. В Италии любили башни колокольню. Своды крестовые или цилиндрические. Ритм сводов. Хор (пресвитерий+амбулаторий(обход)) — это алтарь, все, что со средокрестием. Поперечный трансепт характерен (какой-то поперечный коридор с выходами). Сейчас есть зонально-функциональное деление храма. Фасады резные, порталы с резьбой, аркатурные пояса, ниши, арочные и круглые окошки (розы). Не забывают и центрические храмы.

Италия. Особая страна. Отсюда и возрождение начиналось. Романика тут очень своеобразна. На севере чаще кирпичный храм с пристроенной колокольней, в центре кирпичные и мрамором отделанные храмы с отдельной башней-колокольней, на юге вообще все очень своеобразно, серное-европейская традиция в архитектуре, а живопись в византийской манере, мазаики, так же и мусульманское влияние в декоре.

Дальше смотрим картинки. Итальянские храмы с башнями колокольнями, уютными двориками (клуатры). Сан Пьетра. Купольные базилики, с криптами, близкие к крестовокупольным храмам. Перспективные порталы, аркатурные фасады, проторенисанс, инкрустация, сталактиты, кампанила. Англичане/Французы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: