Предрассудки, стереотипы и предубеждения




Эссе

Антипатия к другим и предрассудки

 

Выполнили:

студенты 4 курса

Дыба Дарья

Золотина Мария

Кораблева Таисия

Кошель Анна

Кривошеина Анна

Уколова Марина

Яблоков Василий

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение. 1

Предрассудки, стереотипы и предубеждения.. 2

Расовые предрассудки.. 5

Религия и предрассудки.. 8

Гендерные предрасудки.. 9

Эйджизм.. 12

Заключение. 14

 

 

Введение

Современный мир – мир многообразных и разнохарактерных коммуникативных связей, сложных производственных, межличностных, семейных отношений.

Для того чтобы «вписаться» в этот мир и быть в нем востребованным и успешным, необходимо знание элементарных основ психологии, которая может научить пониманию и себя, и другого человека.

Умному, доброжелательному, уравновешенному человеку всегда легче найти правильную модель поведения во взаимоотношениях с окружающими. Он создает вокруг себя атмосферу искренности, доверия и симпатии, что в свою очередь влияет на формирование его общественных связей и взаимоотношений.

Антипатия - нечто прямо противоположенное: в её основе часто ограниченность человека, эгоцентризм, а главное - неумение и нежелание понять другого, найти в нем лучшее. Это, в конечном итоге, проявляется в таких крайностях, как агрессивность, злость, фанатизм, склонность к антиобщественному поведению. Люди с подобной жизненной ориентацией неспособны к деловым партнерским отношениям и не умеют работать в коллективе, а потому крайне нежелательны в системе коллективной деятельности, их модель поведения всегда деструктивна, потому что она чаще всего вызывает ответную, негативную реакцию.

Так, склонность к антипатии становится причиной не успешности человека, что в свою очередь только преумножает его злобу, ненависть к окружающему миру, увеличивает его агрессивность и делая его социально опасным.

Наш интерес к данной теме обусловлен значимостью вопроса об основных принципах организации межличностных отношений, которые исключают антипатию как качество, совместимое с успешностью человека, и его социальной ролью.

В данной работе будут приведены рассуждения и анализ основных причин возникновения антипатий и предрассудков на основе взаимоотношений людей в различных сферах деятельности. Будут рассмотрены такие виды предрассудков, как расовые, религиозные и гендерные.

Предрассудки, стереотипы и предубеждения

В современном мире достаточно много проявлений так называемой «нетерпимости». Связано это, прежде всего, с тем, что мы называем «предрассудками». Конечно, эта связь не носит строгого причинно-следственного характера, но, тем не менее, вполне очевидно, что определенная взаимосвязь имеется. Следовательно, расизм, сексизм, эйджизм – это внешние проявления таких более глубоких факторов, как социальные стереотипы и предрассудки.

Предрассудок – это установка, т.е. определенное сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждениям. Следовательно, и предрассудок является сочетанием чувств, склонностей к определенным действиям и убеждений. Как и многие установки, предрассудки имеют сложную структуру; они могут включать такой элемент, как симпатию, выраженную в форме покровительства, которая, однако, лишь ухудшает положение того, на кого она направлена.

Негативные оценки как показатель предрассудка могут быть связаны с эмоциональными ассоциациями, потребностью оправдать собственное поведение или негативные убеждения, которые называются стереотипами. Мыслить стереотипно – значит обобщать. Мы прибегаем к обобщениям, чтобы сделать мир проще и понятнее.

Предрассудок, буквально – мнение, предшествующее рассудку усвоенное некритически, без размышления. Предрассудок называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, связанные с религией, и предубеждения.

Предубеждение – это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в других сферах социальной психологии.

Как всякий социально – психологические стереотип, этнические предубеждения имеют двоякие корни – социально-экономические и психологические. Этнические предубеждения, чувства расовой и национальной вражды коренятся в объективных условиях жизни общества, ставящих людей во враждебные отношения друг к другу. Недоверие и подозрительность к «чужаку» заложены уже в первобытном мышлении, кругозор которого по необходимости ограничен рамками своего собственного рода и племени. «Мы» определяется через соотнесение и противопоставление каким-то другим – «Они». С развитием обмена, межплеменного общения представления людей о др. этнических общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений соответствующих групп. Нейтральные или дружественные отношения порождают нейтральные или положительные стереотипы; зависимая, подчинённая группа с более низким уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренебрежительное отношение, наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности, группа-конкурент, напротив, воспринимается как враждебная и опасная, её представители наделяются чертами агрессивности, коварства, моральной ненадёжности.

Однако предубеждения – не только социальный, но и психологический феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной ситуации (например, расистские установки в обществе, в котором расовое неравенство является нормой), а в другом – защитным механизмом личности, которая проецирует на «чужака» свои собственные неосознаваемые качества.

В течение всего прошлого века исследования предрассудков были сильно связаны с идеологическими тенденциями, говоря нам не только о предрассудках как таковых, но и о личностной предвзятости членов научного сообщества. Психологические исследования предрассудков начались в 20-х годах, и они были основаны на американских и европейских расовых теориях, стремившихся доказать превосходство белой расы. В свете медицинских, антропологических и психологических исследований, претендующих на демонстрацию превосходства белой расы, многие ученые, занимающиеся общественными науками, рассматривали предубеждения как естественную реакцию на «отсталые» расы.

Эта тенденция изменилась только в 30–40-х годах в связи с развитием гражданских прав, удачными попытками потеснить колониализм ростом антисемитизма. Вслед за Холокостом, ряд влиятельных ученых пришёл к пониманию предрассудков как патологии, и пытались в этой связи обнаружить личностные синдромы, связанные с проявлениями расизма, антисемитизма и других форм предрассудков.

 

Расовые предрассудки

Согласно прогнозу американского исследователя С. Коэна к 2020-2025 гг. на нашей планете может появиться несколько десятков новых государств. Очевидно, что из космоса не опустятся новые материки и не всплывет из глубины океана Атлантида, а произойдет распад ныне существующих. Одна из причин подобного явления – наличие расовых конфликтов и предрассудков.

Нигде социальные контакты не вызывают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в особенности если расовые различия усугубляются не только различиями в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом.

Расовые предрассудки - чувства, сопровождающие расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется инстинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом моральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а индивид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, нежели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве.

Более позитивный фактор расового антагонизма - конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, занимающего более высокий статус, конкурировать на равных с народом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущности, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение — это фактически борьба за статус в семье народов.

В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является естественной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Националистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно войне, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

Согласно статье 2 «Декларации о расе и расовых предрассудках ООН», - расовые предрассудки, исторически связанные с неравенством во власти, усиливающиеся в силу экономических и социальных различий между людьми и группами людей и даже сегодня призванные оправдать подобное неравенство, совершенно неоправданы.

Современные предрассудки проявляются даже в форме некой «расовой чувствительности», которая приводит к неадекватным реакциям на действия отдельных представителей меньшинств – как в форме неоправданных восхвалений их достижений, так и в форме чрезмерной критики их ошибок расовая чувствительность проявляется и в форме покровительства. Так, Кент Харбер предлагал белым студентам Стэнфордского университета оценить плохо написанное эссе. Если студенты дума ли, что его автор – чернокожий, они ставили ему более высокую оценку, чем когда думали, что он – белый, и реже подвергали работу разгромной критике. Студенты, возможно, из нежелания быть обвиненными в предвзятости, демонстрировали покровительственное отношение к чернокожему автору, предъявляя к нему более низкие требования. Харбер считает, что подобная «необоснованная похвала в сочетании с нетребовательностью способна помешать представителям меньшинств реализовать все свои возможности.

Даже если явное проявление предрассудков идет на убыль, автоматические эмоциональные реакции все еще дают о себе знать. Результаты недавно проведенных исследований говорят о том, что осознание предрассудка способно повлиять на наши импульсивные реакции. Впрочем и люди с сильными предрассудками, и люди, не имеющие предрассудков, иногда демонстрируют сходные автоматические реакции. Отличие между ними в том, что последние сознательно стараются подавлять в себе те мысли и чувства, к которым их подталкивают предрассудки. Такое поведение можно сравнить с поведением человека, который старается избавиться от дурной привычки. Однако как бы мы ни старались отогнать непрошеные мысли порой они просто отказываются покидать нас.

Сказанное выше – иллюстрация двойственности нашей системы установок. Относительно одного и того же предмета у нас могут быть разные явные (осознанные) и неявные (автоматические) установки. А это значит, что с детства у нас может сохраниться привычный, автоматический страх перед теми («или неприязнь к тем), кому мы сейчас демонстрируем уважение и одобрение. В реальной жизни любое столкновение с представителем меньшинства может активизировать подсознательный стереотип, предрассудки порой проявляются автоматически и бессознательно. Хотя явные установки могут кардинально изменяться под влиянием воспитания, неявные установки способны сохраняться, и изменяются они только тогда, когда благодаря тренировке у нас формируются новые привычки.

Религия и предрассудки

С научной точки зрения, а вернее с точки зрения атеизма, более всего предрассудки характерны для тех областей человеческой деятельности, которые изначально связаны с предметами и обстоятельствами, о которых нет (или в принципе не может быть) достаточно полной информации, например, для религии (строго говоря, любая религия есть набор предрассудков — учение о том, как человеческими делами угодить Богу, достигнуть праведности). Но и там, где, казалось бы, на первое место ставится точность, логичность и обоснованность (например, в науке), предрассудков существует множество.

Лидеры большинства стран привлекают религию для освящения существующего строя. Использование религии для оправдания несправедливости помогает объяснить происхождение двух результатов и имеют отношение к христианству (больше всего исследований в области предрасссудков) — господствующей конфессии Северной Америки: 1) у верующих расовые предрассудки выражены более сильно, чем у неверующих; 2) люди, исповедующие традиционную христианскую религию, так называемые христианские фундаменталисты, в большей степени привержены предрассудком, чем те, кто придерживается менее традиционных взглядов.

Факт, что религия и предрассудки связаны между собой, существует, но ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием. Возможно, причинно-следственная связь между ними и вовсе отсутствует. Не исключено, что малообразованные люди одновременно исповедуют более традиционную религию и имеют более выраженные предрассудки. Возможно, предрассудки приводят к религии: люди обращаются к религии, желая найти в ней поддержку своим предрассудкам. А может быть и наоборот: религия становится источником предрассудков, так как верующим внушается мысль о том, что коль скоро все люди обладают свободой воли, меньшинства сами виноваты в своем положении.

Если религия есть путь к предрассудкам, значит, чем религиознее человек, тем более ему присущи предрассудки.

В то же время многие ревностные борцы за гражданские права религиозно мотивированны. Примеры от Христа до Ганди и Мартина Лютера Кинга демонстрируют нам, что принятие всеобщего равенства связано с искренней религиозностью.

Какова же в итоге связь между религией и предрассудками? Получаемый ответ зависит от того, как задать вопрос. Если определить религиозность как принадлежность к какой-либо церкви или готовность согласиться, как минимум поверхностно, с традиционными догматами, ответ будет таким: чем религиознее человек, тем сильнее его расовые предрассудки, ибо фанатики нередко оправдывают свой фанатизм религиозностью. Однако если для оценки глубины религиозности воспользоваться какими-нибудь иными способами, то окажется, что такая религиозность практически несовместима с предрассудками. Отсюда и религиозные корни современного движения за гражданские права, среди лидеров которого немало религиозных деятелей.

Таким образом, существует парадокс, который верно подметил исследователь Гордон Оллпорт, пришедший к следующему выводу: «Роль религии парадоксальна. Она порождает предрассудки и разрушает их».

Гендерные предрасудки

Термин «гендер», широко используемый научной и популярной литературой в последнее время, в буквальном переводе с английского языка означает «социальный пол». Данное понятие связано с рассмотрением социальных, а не биологических отличий индивидов, определяя их место и роль в общественной жизни в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу.

Исследования указывают на два бесспорных факта: существуют сильные гендерные стереотипы, и, как часто бывает, эти стереотипы принимаются и членами той группы, в отношении которой они действуют. Положение женщины в современном обществе во многом определяется полоролевыми стереотипами, пришедшими из глубокого прошлого. Патриархальное разделение труда отвело мужчине роль добытчика и кормильца семьи. При этом женщина, занимаясь исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, находилась в материально зависимом, подчиненном положении.

Индустриальная эпоха, способствуя вовлечению женщин в производство, изменило ее место в общественном разделении труда. Женщина наравне с мужчиной начинает приносить доход семье. Однако изменение социальной роли женщины не привело к пересмотру традиционных полоролевых поведенческих установок.

Во-первых, это проявилось в сохранении за женщиной обязанностей по выполнению домашнего труда, как экономически менее значимого и второстепенного. Во-вторых, власть мужчины в семейных отношениях распространилась на сферу общественного производства, закрепив и здесь подчиненную роль женщины.

Отсюда, сохранение полоролевых предрассудков оказывает важнейшее влияние на существование современного гендерного неравенства. Гендерные стереотипы находят свое отношение не только в поведенческих формах, но и в общепринятых высказываниях. Например, такие фразы, как: «не женское это дело», «женская логика», «мужская и женская работа» и т. д.

Примером распространения гендерных стереотипов в сфере занятости служит четкое разделение профессиональных видов деятельности по гендерному признаку. Даже наименование той или иной профессии зачастую характеризует ее гендерную идентификацию. К примеру, официально название «уборщик» в повседневной жизни давно заменено на «уборщица». В то же время наименования должностей «прораб» или «директор» не имеют женского аналога, а «швея» или «посудомойка» - мужского. Поэтому логично утверждать, что большинство профессий, так или иначе, разделяются на мужские и женские, что, безусловно, определяет отношение в профессиональном плане: для мужчины – одно, для женщины – другое.

Говоря об источниках гендерных предрассудков, прежде всего, необходимо назвать неравный социальный статус мужчин и женщин в обществе: стереотипы помогают оправдывать экономическое и социальное доминирование тех, у кого в руках власть и богатство.

Характеризуя положение женщин на рынке труда в современной России, многие исследователи пишут о гендерной дискриминации, а социально-экономический анализ семейных отношений полон таких определений, как «кризис», «неравенство», «домашнее насилие» и т. д. Многие негативные факты положения мужчин и женщин в сфере труда и семьи неразрывно связаны с широкой распространенностью гендерных предрассудков. В настоящее время, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, с другой – появляются новые.

Существование гендерных стереотипов пока еще является неотъемлемой частью общественного сознания людей и соответствующего их поведения. Причинами здесь могут также быть исторически сложившаяся низкая оценка женщины в общественной жизни и слабость женских движений, борющихся за свои права. В советское время при политике формального равенства гендерная ситуация лишь ухудшилась, поскольку данная проблема продолжала существовать, но в скрытой форме. Поэтому женщины не могли открыто выступать против ущемления своих прав, ведь равные права с мужчинами им были гарантированы государством.

«Несмотря на устойчивость гендерных стереотипов в общественном сознании западный мир продемонстрировал возможности успешного их преодоления. Так, в 1960-70-е годы в странах Запада активно развивалось массовое феминистское движение, ставшее кульминационной точкой в ликвидации дискриминации по признаку пола. Итогом таких изменений стало не только официальное, но и фактическое признание равных прав и возможностей мужчин и женщин. Известно, что произошло некое перераспределение ролей в семье, женщины начали принимать активное участие в политической жизни и в экономической деятельности.

Вышесказанное не означает, что проблема существования гендерных предрассудков в развитых странах Запада решена окончательно. Притеснения женщин стали встречаться крайне редко, но во многих случаях проявляется некая дискриминация мужчин. Это вызвано скорее тем, что, к примеру, руководители порой отдают предпочтение при приеме на работу женщине исключительно из-за опасения быть обвиненным в дискриминации по признаку пола. В таком случае дискриминируемым полом становится уже мужской.

Гендерные стереотипы продолжают оказывать свое влияние на людей, «помогая» определенно мыслить, действовать и относиться к другим индивидам.

Эйджизм

Термин «эйджизм» означает дискриминацию одной или нескольких возрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Чаще всего эйджизм проявляется в отношении людей пожилого возраста.

Следует отметить, что, как правило, когда мы говорим об эйджизме, мы, в первую очередь, имеем ввиду негативное отношение к людям пожилого возраста. Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения, что пожилые люди – бесполезный балласт общества. По крайней мере, если говорить, о развитых странах Европы, дискриминирующее поведение по отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано именно этой идеей, убеждением, предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальные пособия, по сути дела являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.

Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью и им тяжело учиться.

С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, каким образом может происходить дискриминация людей пожилого возраста. Пожалуй, прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт и прочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно по возрастному признаку - то есть, просто, не быть принятым на ту должность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье – скажем, более молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.

Пожалуй, как ни прискорбно, но вполне оправданной является высказывание В.Д. Шадрикова о том, что «Наши старики – это забытые дети общества». По сути дела, имеется ввиду, что права детей мы каким-то образом пытаемся соблюдать и отстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не столь занимают наши мысли, при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость, наше общество стремительно стареет.

Заключение

Проанализировав основные причины возникновения предрассудков на основе взаимоотношений людей в различных сферах деятельности, а именно рассовые, религиозны и гендерные, можно сделать вывод, что антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов. Так, склонность к антипатии становится причиной неуспешности человека, что в свою очередь только преумножает его злобу, ненависть к окружающему миру, увеличивает его агрессивность и делая его социально опасным.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: