Именно в преддверии замечательного праздника — Нового года — мне бы хотелось поделиться со всеми секретом написания картины в стиле старых мастеров. Этот мастер-класс создан для новичков, любителей, а, может быть, даже профессионалам будет интересно ознакомиться с моей техникой работы над картиной.
Сразу скажу, что цифра, указанная в графе "Время", носит приблизительный характер, т.к. порой я приостанавливала работу над картиной на целую неделю! Чтобы дать краскам просохнуть.
Для создания картины нам понадобятся:
1. Холст грунтованный.
2. Набор масляных красок.
3. Кисти щетинные и колонковые (в общей сложности штук 5: 2 толстые, 1 средняя и 2 тонких — для уточнения деталей).
4. Разбавитель №4 — Пинен.
6. Палитра, дощечка, на которой будем замешивать цвета.
7. Масленка, емкость для разбавителя, маленькая баночка.
8. Тряпочка, чтобы вытирать об нее кисти, испачканные в краске.
Итак, приступим!
1. Начинаем с композиционного наброска. На бумаге мягким карандашом намечаем композицию вашей будущей картины. Определяемся с пропорциями холста (прямоугольник, квадрат, вытянутый прямоугольник).
Разбираем в тоне — что темнее, что светлее. Таким образом определяется композиционный центр. Там обычно самое контрастное место.
2. Определившись с композицией (что, собственно, будем писать), переносим на холст свою задумку, также рисуя тоном — где-то линия тонкая, растворяющаяся в пространстве, а где-то наоборот, толстая, переходящая в пятно. За счет этого уже с первых часов работы становится понятно, куда двигаться дальше. Каждой стадии соответствует своя степень готовности картины.
3. Начинаем писать с неба. Хотя бы потому, что все великие художники начинали свои картины именно с неба. Оно служит камертоном для картины — пятном, светлее которого уже ничего не будет.
Еще, от себя добавлю, по моему опыту преподавания, небо всем удается хорошо, независимо от уровня техники обучаемого. А если начало положено хорошее, то и в дальнейшем вести работу несказанно приятней.
4. Тут же вписываем зелень, по сырому, пока небо не высохло. Это нужно для того, чтобы касания верхушек деревьев с небом были мягкими. За счет этих касаний и образуется пространство в глубину холста! На переднем плане жесткие, на дальнем плане мягкие, сливающиеся с небом.
Ну вот, для первого дня уже достаточно, можете отдохнуть. А если еще есть силы, и творческий азарт не угас, тогда вперед, к следующей стадии!
5. А вот теперь начинается нечто всем непонятное, но очень нужное и полезное — гризайль называется. Действительно странно, зачем делать то, чего не видишь на картинах больших художников.
Поясняю: эта стадия их работы скрыта под слоями лессировок — прозрачных прописок поверх гризайли краской. Например, у великого Тициана реставраторы насчитали аж 15 жидких прописок поверх гризайли. "Фишка" в том, что если возьмете тон, например, дома светлее, вы легко доведете его до нужной кондиции лессировками, а вот если возьмете темнее, тогда только переписывать заново!
Оставляем на просушку.
Хотя, впрочем это все тонкости, нужные только для того, чтобы написать картину в технике старых мастеров живописи.
6. Некоторые вещи можно сделать и без гризайли, как правило, это мелкие детали, которые делать в гризайли, а затем переводить в цвет особого смысла нет — уж до того мелкие.
7. Ура! С гризайлью покончено! Переводим нашу картину в цвет! Жидкими прозрачными прописками (лессировками) переводим белые домики в цвет, который нам нужен, в данном случае — коричневый.
8. И, наконец, завершительная стадия. Здесь мы еще раз пробегаемся по всей картине с кисточкой в руках, уточняем оплывший в процессе работы рисунок, доделываем мелкие детали (личики, ручки и т.п.).
И... состариваем нашу картину! Мы же под старину ее пишем все-таки. Делается это с помощью жидкой протирки краской — умброй натуральной ленинградской. Так, чтобы она забивалась в углубления красочного слоя, оставленное щетинной кистью. На фото плохо видно, но таким образом создается эффект вековой пыли, налета времени.
Еще можно это все потом залачить пихтовым лаком или даммарным (продаются в любом художественном салоне — там же, где и краски). Это не обязательно. Скорее зависит от ваших предпочтений, какая живопись вам нравится больше: матовая или глянцевая. Глянцевость как раз придается с помощью лака.
Ну вот, коротко, и все! Надеюсь, вам был чем-то полезен мой опыт.
С уважением, Арина Шульпина.
Источник: www.livemaster.ru
https://vk.com/yaychysrisovat