Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.
Образец: вероиспове́дание
Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, апокриф, апостроф, бюрократия.
Задание 2. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры.
Образец: Новико́в Николай – русский просветитель; Но́виков Анатолий – композитор
Бальмонт Константин – поэт; Иванов Александр – художник; Иванов Всеволод – писатель (Иванов Всеволод Вячеславович (1895–1963) – русский советский писатель, драматург; Иванов Всеволод Никанорович (1888–1971) – русский советский писатель, автор исторических повестей).
Задание 3. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску).
Образец: ко́мпас (у моряков компа́с)
Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер.
Задание 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.
Образец: В мастерскую привезли сделанные столярами табуретки.
1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.
3. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.
4. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
5. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
6. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
Задание 5.Укажите номера слов, которые в родительном падеже множественного числа оканчиваются на – ов (-ев).
|
1.Носки
2) сапоги
3) чулки
4) лимоны
Задание 6. Определите, к какому стилю принадлежит текст.
1) разговорному;
2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. (Д.С. Лихачев).
Задание 7.Определите значение слов.
Образец: дебют – первое выступление на сцене.
Абстракция, амплуа, каламбур, лексикон, приоритет, ажиотаж, девальвация, бартер, декларация.
Задание 8. В следующих предложениях, исходя из их стилистической окраски, выберите наиболее уместную форму прилагательного из данных в скобках вариантов.
- В решении этой задачи мы (близки, близкие) к цели.
- В настоящее время директор комбината (больной, болен) и принять вас не может.
Задание 9. Спишите предложение, выбирая из скобок нужное местоимение.
- Председатель ознакомился со списком делегатов и с (их, своими) предложениями.
- Мы с (ими, ними) провели много времени вместе.
Задание 10. Замените выделенные глаголы иными глагольными формами или глаголами с другими приставками.
- Несколько минут воцарилось молчание.
- Даже от небольшой дозы этого яда человек может помереть.
Контрольная работа №1
по ОГСЭ «Русский язык и культура речи»
курс 1, группа 151-з
|
вариант 2
Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных.
Образец: вероиспове́дание
Гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен. асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис.
Задание 2. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры.
Образец: Новико́в Николай – русский просветитель; Но́виков Анатолий – композитор;
Майков Аполлон – поэт; Новиков Николай – русский просветитель; Новиков Анатолий – композитор; Ожегов Сергей – языковед; Обухова Надежда – певица; Одоевский Владимир – писатель.
Задание 3. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.
Образец: ко́мпас (у моряков компа́с)
Прику́с, ро́вня, фе́номен, А́вгустовский, безу́держный, великово́зрастный, де́вичий
Задание 4. Определите, к какому стилю принадлежит текст.
1) разговорному;
2) художественному;
3) газетно-публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел…
Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Образец: Я купил абонемент для того, чтобы чаще бывать в театре.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Студент быстро освоил материал.
6. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
Задание 6. Определите [е] или [о] произносится в словах.
Образец: Желоб[о]
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, акушер, гренадер, издевка, маневр, новорожденный, опека, афера, никчемный, острие.