Зотина Полина
План
1) Биографическая справка и становление политических взглядов Леонтьева
2) Византизм и славянство
• значение термина
• византизм VS славизм
• суть теории
3) Органическая теория исторического развития
Константин Николаевич Леонтьев (1831—1891) — русский философ, писатель, литературный критик, публицист и дипломат, поздний славянофил, идеолог консерватизма.
В молодости он придерживался либеральных взглядов, потом стал либеральным консерватором, близким к славянофильству, однако в последствии придерживался более правых взглядов; с середины 70-х годов XIX века это – «пламенный реакционер», защитник церковного Православия, самодержавия и дворянства. Леонтьева, наряду с Н.Я. Данилевским и К.П. Победоносцевым, можно включить в «триаду» виднейших представителей консервативной мысли пореформенной России XIX столетия. Н.А. Бердяев считал его одним из самых блестящих и своеобразных умов в русской литературе, «первым и единственным философом консерватизма», «самым крупным, единственным крупным мыслителем консервативного лагеря».
Высокую оценку давали ему и интеллектуальные оппоненты – Владимир Соловьев, Лев Толстой. Леонтьев оказал прямое и весьма значительное влияние на становление взглядов важных государственных фигур и имел покровителей в правительственных кругах. Знали о Леонтьеве и в императорском доме. Цесаревич Александр Александрович читал его работы по рекомендациям своего наставника профессора К.П. Победоносцева. Став императором, Александр III выразил мыслителю монаршую благодарность за двухтомный сборник «Восток, Россия и Славянство». Несмотря на все это, Леонтьев остался в стороне от главного течения русской политической жизни. Как правило, его блестящие по стилю, глубокие и оригинальные по мысли статьи и книги либо замалчивались, либо сурово критиковались, причем не только либералами и революционерами, но и многими консерваторами. Даже в эпоху так называемых контрреформ, проводимых кабинетом Александра III, идеи Леонтьева оказались практически невостребованными. Известность он получил только с середины 1880-ых, а позже в 1905-1907 и 1917 годах, благодаря тому, что его слова о России и русской революции де-факто оказались пророческими.
|
Один из главных трудов - “Византизм и славянство”
Леонтьева по праву можно назвать парадоксом русской истории.
1. Он был пессимистом и считал, что Россия находится на закате своего развития, что она ни на что уже больше не способна. Сам русский народ, по его мнению, по привычкам остался византийцем и ему чужда европейская вера в прогресс.
2. В то же время он все же видел в России предпосылки к дальнейшему развитию, поскольку она изначально имела контакты с Византией и восприняла православие в чистой, изначальной, не испорченной форме.
«Византизм» — Леонтьев первым вводит в науку этот термин и определяет его границы.
o В государстве данный термин = самодержавие.
o В религии = христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов.
o В нравственном мире = «византийский идеал не имеет преувеличенного понятия о земной личности, он склонен к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты. Византизм отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов, он есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства».
|
Леонтьев противопоставляет “византизм” и “славизм”, которые иногда (например, у Хомякова, Аксаковых и Данилевского) смешивались.
o “византизм” у Леонтьева выражает сущность всей русской культуры, он спасителен
o “славизм” политически ошибочен и вреден с точки зрения судьбы России.
Славизм – это общественно-политическое течение, выступающее за единение славянских народов, родственных по языку и культуре, имеющих общие традиции, нравственные ценности и верования.
· В отличие от Данилевского, с большим сомнением Леонтьев относится к идее объединения славянства, опасаясь, что более тесный союз с западными славянами, уже зараженными духом стремления к равенству, может принести России больше вреда, чем пользы.
· Леонтьев, как и Тютчев, считал, что славянство ни при каком случае не может составить основу прочного консервативного государства. Развивая идею Тютчева об "Империи Востока" и выделяя три начала русской государственности (византийское, монгольское и германское), - Леонтьев фактически первым в русской мысли приходит к идее Евразии. Над которой впоследствии, в ХХ веке, работало целое философское направление (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский, позже Л.Гумилев, в последнее время А.Дугин).
Суть концепции византизма состояла в следующем.
¾ Европа, т.е. романо-германская цивилизация, дважды встречалась с Византией:
|
o в своем истоке (V – IX века), пока окончательно не обособилась от неё,
o и в XV в., когда Византийская цивилизация прекратила свое видимое существование, и её “семена” упали на почву Севера (Россия) и Запада.
¾ Это второе сближение, когда европейская цивилизация сама переживала расцвет, привело к так наз. эпохе Возрождения, которую Л. предлагает называть эпохой “сложного цветения Запада”.
¾ “Второе” византийское влияние приводит, по Леонтьеву, к повсеместному усилению монархической власти в Европе (в противовес «феодальной раздробленности»), развитию философии и искусства.
¾ В России же XV в. византизм встретил «бесцветность и простоту», что содействовало более глубокому его усвоению. Несмотря на более поздние неоднократные западные влияния, «основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связанными с византизмом».
¾ Пока Россия держится византизма — она сильна и непобедима. “ Изменяя, даже в тайных помыслах наших, этому византизму, мы погубим Россию ”. Отступлениями от византизма является как западничество, так и «славизм».
Органическая теория исторического развития.
Как всё живое на земле, любое общество в истории проходит три этапа:
1. первичной простоты,
2. сложного цветения («цветущей сложности») и
3. вторичного смесительного упрощения, за которым следует разложение и гибель.
Согласно Леонтьеву, Европа уже вступила в третью стадию, о чем свидетельствует прежде всего владычество эгалитарно-демократического идеала и соответствующее ему революционное гниение (а отнюдь не обновление) общества. Россия, будучи особым и отдельным социальным организмом, порождением и наследницей Византии, имеет шансы избежать общеевропейской участи.
«Россию надо подморозить» - только так, блокируя разрушительные европейские процессы и при этом держась на почтительном расстоянии от растленного либерализмом «славянства», Россия может обрести будущее.
Достойными охранения началами Леонтьев считал:
1. реально-мистическое, строго-церковное и монашеское христианство византийского типа,
2. крепкую, сосредоточенную монархическую государственность и
3. красоту жизни в самобытных национальных формах.
Все это нужно охранять против одного общего врага — от всего западного, особенно от уравнительного буржуазного прогресса, торжествующего в новейшей европейской истории.
По его мнению, "государство должно быть пестро, сложно, крепко, сословно и с осторожностью подвижно, вообще сурово, иногда и до свирепости. Церковь должна быть независимее нынешней, иерархия должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее; быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от Запада единстве; законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее — одно уравновесить другое; наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе".
Интересный факт: многие политические прогнозы Леонтьева сбылись — утверждение социализма в России и создание на его идеологическом фундаменте «конфедерации» славянских государств, крах социалистической системы и образование объединенной Европы.