Задание 1. Интерпретация графических проективных методик




Лабораторная работа 10. Проективные методики

Тест «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич

Задание 1. Интерпретация графических проективных методик

Цель: Изучение особенностей интерпретации выпол­нения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного (М.З. Друкаревич)).

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и ластик. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не ограничивается. Обычно испытуемым требуется 5-15 минут.

Инструкция заключается в следующем: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несу­ществующим именем».

До изложения основных особенностей интерпретации рисунков такого типа следует сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, данная методика имеет ориентировочный характер. Совершенно недопустимо делать какие-либо вы­воды о развитии личности испытуемого, исходя только лишь из рисунка. Необходимо комплексное изучение личности с помощью различных методов исследования.

Во-вторых, интерпретация тех или иных аспектов изоб­ражения вовсе не предусматривает категоризма суждений и абсолютизации оценок. Мнения должны быть сформули­рованы с предельной осторожностью. В этом плане пред­ставляется полезным, если студенты сами нарисуют несу­ществующее животное до ознакомления с основными прин­ципами интерпретации этого рисунка.

В-третьих, нецелесообразно производить буквального истолкования элементов изображения как проявлений от­дельных черт личности испытуемого. Принцип «так напи­сано в инструкции» здесь неуместен. Речь, повторяем, об учете этих элементов в комплексном исследовательском контексте вместе с данными, полученными на основе при­менения иных методов.

В-четвертых, во многих случаях те или иные детали ри­сунков испытывают на себе влияние непосредственно пред­шествующих им восприятии обликов реальных животных, героев мультсериалов, персонажей фильмов «ужасов» и т. д. Беседа с испытуемым по завершении рисунка обычно по­зволяет внести необходимые коррективы в интерпретацию.

Перейдем к особенностям процедуры анализа изобра­жений. Обычно во внимание принимается положение ри­сунка на листе, типовая принадлежность запечатленного животного, соотношение отдельных частей тела, наличие и выраженность определенных деталей, характер карандаш­ных линий, специфика выбранных наименований. После­довательно рассмотрим эти аспекты.

Положение рисунка на листе. Данная характеристика обычно рассматривается как выражение самооценки. В нор­ме рисунок расположен в средней части вертикально по­ставленного листа. Размещение его ближе к верхнему краю трактуется как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих (вы­сокая самооценка). Изображение в нижней части листа (чем ниже, тем выраженнее) ассоциируется, напротив, с неуве­ренностью в себе, подавленностью, нерешительностью, не­заинтересованностью в повышении своего положения в социуме, отсутствием претензий на признание (низкая са­мооценка).

Типовая принадлежность животного. Традиционно изоб­раженные животные делятся на угрожающих (хищных), нейтральных и угрожаемых (защищающихся). Считается, что при этом имеет место своеобразная идентификация, само­уподобление рисующего и продукта его труда. Тип живот­ного интерпретируется как доминирующее у испытуемого отношение своему «Я», представление о занимаемом поло­жении в мире, роли в нем. Очеловечивание животного, выражающееся в придания ему положения прямохожде-ния с опорой на две лапы, уподобление его конечностей человеческим, похожесть морды на лицо, одевание живот­ного в тот или иной наряд - всё это обычно объясняется определённой инфантильностью, эмоциональной незрело­стью.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, симво­лизирует стремление к замкнутости, скрытности, закрытос­ти внутреннего мира от посторонних или, как вариант, не­желание являться объектом тестирования, уклонение от данного испытания.

Соотношение отдельных частей тела. Увеличенный по сравнению с телом размер головы рассматривается как показатель высокой оценки испытуемым рационального начала, а возможно, и эрудиции в себе и в окружающих.

Степень основательности опорной части фигуры позво­ляет сделать предварительные выводы об обдуманности или поверхностности суждений, аналитичности, рациональнос­ти или, напротив, легкомыслия, импульсивности при при­нятии решений.

Детали изображения. Если судить в целом, то наличие большого числа деталей, разнообразные усложнения и до­полнения рисунка могут быть интерпретированы как по­вышенная энергичность испытуемого. Аналогично расце­нивается и отход от инструкции, выражающийся в разме­щении на листе нескольких несуществующих животных. Отсутствие же необходимых элементов, обеднённость дета­лей, примитивность контуров становятся сигналами пони­женной энергетики, астеничности организма, хронических соматических заболеваний.

Перейдём к ориентировке в возможных значениях дета­лей головы. Особую роль отводят глазам. Часто их считают символом присущего человеку страха или беспокойства. Это качество подчёркивается заметной прорисовкой радужной оболочки. Также следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Выраженность данного признака связа­на с возможностью проявлений истероидно-демонстратив-ных черт. Более часто - это заинтересованность в восхище­нии окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание большого значения прочей внешней атрибутике поведения.

Размеры ушных раковин ассоциируются со степенью заинтересованности в информации, значимостью от мне­ний других людей о себе.

Характеристики рта животного оценивают следующим образом:

- приоткрытый рот в сочетании с языком, но без про­рисовки губ - склонность к чрезмерной речевой активнос­ти;

- то же самое вместе с прорисовкой губ, - скорее, как чувственность;

- открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, интерпретируется как легкость возникнове­ния недоверия, опасений;

- рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитно­го порядка (грубит, огрызается в ответ на порицания).

Обильная грива, пышная прическа являются индикато­рами чувственности, подчеркивают половую принадлеж­ность, иногда выражают ориентировку на сексуальную роль. Перья связаны с тенденцией к самоприукрашиванию или демонстративности поведения.

Рога - символ защитных или агрессивных потребностей. Их функция уточняется по соответствию иным наступа­тельно-оборонительным чертам.

Теперь обратимся к схеме анализа деталей тела живот­ного. Придаётся существенное значение наличию или от­сутствию разного рода выступов на теле (шипов, игл, щитов, панцирей). Это становится характеристикой защиты от ок­ружающих, агрессивной - если преобладают острые углы, со страхом и тревогой - если имеет место затемнение или своеобразное размазывание контурной линии, с опасени­ем, подозрительностью - когда выставлены заслоны, щиты, линия удвоена. Направленность такого рода защит соответ­ствует их пространственному расположению. А именно: вверх - против вышестоящих лиц; вниз - по отношению к нижестоящим, подчинённым или младшим; в стороны - недифференцированная опасливость и готовность к само­защите в различных ситуациях. Аналогичное последнему из перечисленных - размещение защитных элементов не по контуру тела, а внутри его.

Степень агрессивности, нередко выражается и прямыми символами - когтями, клыками, клювами, жалами и т. п.

Следует обратить внимание и на характер сексуальных признаков, то есть на акцентирование вымени, сосков, гру­ди при человекообразной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Иногда встречаются случаи «вмонтирования» в тело животного механических частей - постамента, тракторных гусениц, пропеллера, антенн, проводов, электроламп, рыча­гов, тумблеров и др. Такое чаще наблюдается у больных шизофренией или у глубоких шизоидов.

Характер соединения ног или лап с корпусом (точное, тщательное или небрежное, прерывистое) соотносят с ка­чествами контроля за своими рассуждениями и решения­ми. Однотипность и однонаправленность формы ног выра­жает конформность мнений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этой детали характе­ризует самобытность суждений, креативность личности.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или устрашающими. Размеры первых пропорциональны уверенности в себе, энергичности, увле­чённости, любознательности, Вторые соотносятся с элемен­тами манерности и демонстративности поведения.

Хвосты выражают отношение к собственным решени­ям и поступкам. Направление хвостов вверх - положитель­ная окраска этого отношения. Направление вниз - отрица­тельная, связанная с чувствами недовольства собой, сомне­ния в собственной правоте, сожаления, раскаяния.

Характер карандашных линий. Слабая паутинообразная линия (без нажима) имеет несколько возможных истолко­ваний: потребность в экономии энергии, ослабленность организма, наличие хронического соматического заболева­ния. Жирная же линия (с нажимом) не имеет полярного значения. Скорее, это выражение тревожности. Особенно показательны в этом плане резко продавленные линии, видимые в обратной стороны листа. Необходимо при этом обратить внимание на то, какая деталь изображена таким образом, к чему «привязана» тревожность.

Аналогично, частые стирания обусловлены повышенной тревожностью, нерешительностью или недовольством со­бой. Стирание с последующим ухудшением рисунка выра­жает нередко наличие сильной эмоциональной реакции, ассоциируемой со значением данной детали изображения. Стирание при усложнении, усовершенствовании перери­совки - углубленное самораскрытие через рисунок, увлече­ние данной деятельностью.

Специфика выбранных наименований. Традиционно вы­деляют такие варианты значений названий несуществую­щих животных:

- рациональное соединение смысловых частей реаль­ных слов - конкретность установок при ориентировке и адаптации, рационализм мышления;

- словообразование с сугубо книжно-научным, часто латинизированным суффиксом - склонность к демонстра­тивности разума и эрудиции;

- поверхностный синтез звуков без всякого осмысле­ния - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов суждений над рациональными;

- иронически-юмористические названия - при соот­ветственном отношении к окружающему, проявляющемся обычно со снисходительным оттенком;

- объединение повторяющихся элементов, напоминаю­щее детский лепет — инфантилизма;

- удлинённые названия, затруднительные для произне­сения - склонность к фантазированию, часто защитного порядка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: